Доклад на ШМО учителей профессионально - трудового обучения
материал на тему

Воронин Алексей Федорович

Доклад " Воспитание ответственности и самоконтроля на уроках профессионально - трудового обучения" подготовлен для ШМО трудового обучения коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

                                                  ДОКЛАД

на школьном методическом объединении профессионально-технического обучения на тему: «Воспитание ответственности и самоконтроля на уроках профессионально-трудового обучения »

         

                                                                     Выполнил: учитель   Воронин А.Ф.

2016-2017 учебный год

Задачи трудового воспитания многогранны, они охватывают практической и нравственной стороной обучающихся к трудовой деятельности. Суть трудового воспитания - формирование сознательного отношения к труду.

Любовь к труду, стремление честно и производительно трудиться на пользу общества, организованность - таковы черты этого сложного морального качества.

Сознательное отношение к труду формируется всем строем нашей жизни и целенаправленной системой учебно-воспитательной работы школы. Высокая трудовая активность обучающихся пробуждается общественно значимыми мотивами, чувством дела и ответственности.

Формирование положительного отношения к труду включает в себя понимание его значения, стремления детей к общественно полезной деятельности, глубокое уважение к трудящемуся человеку. Нужно помочь каждому обучающемуся уяснить смысл основного нравственного принципа: «добросовестный труд на благо общества, кто не работает, тот не ест», вместе с тем приучать детей с детства давать обществу все, что они могут, трудиться в полную меру своих сил и способностей. Школа обязана воспитывать у обучающихся любовь к труду, стремление охотно выполнять любую работу, полезную для других, для общества, причем выполнять ее не по принуждению, а добровольно по собственному побуждению с пониманием ее необходимости, воспитывать честными, добросовестными. И урокам труда во всем этом принадлежит особая роль.

Нужно формировать у обучающихся навыки коллективного труда. В труде проявляется умение согласовать свои действия, подчинять их требованиям коллектива и уважать общественное мнение. Здесь крепнут узы дружбы и товарищества, развиваются общественные интересы, взаимная помощь, ответственность. В школьной мастерской все помогают друг другу. В коллективном труде дети впервые познают, как это здорово локоть товарища.

        Трудовое воспитание  немыслимо без привития обучающимся культуры труда. Показателем культуры труда, принято считать определенный комплекс умений: работать производительно, планировать процесс труда и рационально использовать время; содержать в чистоте и порядке свое рабочее место; экономно и бережливо обращаться с материалами и инструментами.

В понятие трудовой культуры входит и постоянное стремление к высокому качеству работ. Качество работы понятие очень емкое. Это четкая организация производства, строгий ритм трудового процесса. Это экономное расходование материалов, бережное любовное отношение к технике, и, конечно же, сознательная дисциплина. Обстановка взаимной требовательности, взаимопомощи в труде.

Воспитание навыков культурной работы и организованного поведения имеет большое значение в трудовом обучении. Дети приучаются своевременно являться на занятия и рационально использовать свое рабочее время, бережно относится к инструментам, материалам и незаконченным изделиям, соблюдать правила поведения и трудовой дисциплины, правильно располагать инструменты и материалы на рабочем месте, правильно выполнять приемы работы инструментами и. т.д. Дети систематически приучаются к точности и аккуратности в работе.

На уроках трудового обучения мы приучаем обучающихся , бережно относится к инструментам. обучающиеся перед началом занятия берут инструменты и проверяют его исправность. О неисправности инструмента,  обучающейся говорит учителю. Так обучающиеся привыкают к ответственности за инструмент.

Учитель обязательно дает инструктаж о бережном отношении к инструментам, учит пользоваться инструментами. Объясняет, что инструменты служат уже несколько лет и служить должны еще долго. На этих инструментах придется работать вам и тем, кто придет вам на смену. Обучающиеся следят за выполнением всех обязательных правил пользования инструментами, а если кто нарушит правила, то тут же получит замечание от своих товарищей.

На уроках мы часто говорим об экономии материалов, электроэнергии. Обучающиеся при выполнении задания  обязательно рассматривают, как экономно использовать материалы, чтобы из остатков можно было еще что-то сделать. Обучающиеся стараются соблюдать все эти требования, и не получать замечания от учителя и товарищей.

Во время выполнения работ мы следим за качеством работ, приучаем даже самые простые вещи делать аккуратно, качественно. Добиваемся того, чтобы дети поняли, что если работа на каком-то этапе сделана плохо, то все изделие будет некрасиво, испорчено. Некоторые дети, увидев недостаток в своей работе, стараются его устранить.

Трудовое усилие становится подлинно нравственным, когда оно вдохновляется сознательным стремлением принести пользу другим. Обучающиеся в начале не думают об этом - они просто увлекаются делом. Но когда они видят, что сделанная вещь оказывается нужной и вызывает благодарность окружающих, их охватывает радость. Это чувство открывает путь к достижению важнейшей цели воспитания, когда выполнение работы становится не навязанным требованием, а свободной моральной потребностью человека.

Особенно чувствуют ответственность за выполнение работ обучающиеся в процессе коллективной работы. Нужно привить у обучающихся ответственность за работу коллектива, выработать привычку этой ответственности, привычку отвечать за коллектив.

Для этой цели обучающихся готовим с пооперационным разделением труда, где от работы каждого обучающегося  зависит качество выполненной работы. Обучающиеся приучаются к коллективной работе, приучаются к ответственности в работе в коллективе.  Ведь если работа будет выполнена плохо, то  выполняющий следующий этап работы, вещь не примет, а заставит переделать.

На уроках мы объясняем, что такие качества, как бережливое отношение к инструментам, технике, экономия электроэнергии, материалов, сознательная трудовая дисциплина - все эти качества необходимы для рабочего человека.

Для того чтобы обучающиеся увидели, как рабочий чувствует ответственность перед коллективом, проводятся экскурсии. Одной из целей экскурсии, перед обучающимися ставится цель -обратить внимание на отношение работающих к своей работе, на качество работ, качество изделия зависит от работы всего коллектива, налаженность работы зависит от исправности инструментов и механизмов т.е. каждый несет большую ответственность за работу всего коллектива. И это важно, чтобы обучающиеся, сопоставив все, чему учили в школе; подумали, а смогут ли они работать так же.

Но нам еще нужно вести большую работу по воспитанию чувства ответственности и самоконтроля.

        Для повышения уровня самостоятельности, уверенности в своих возможностях, обучающихся нужно обучать проведению контрольно-оценочных действий. Было бы неверно думать, что труд автоматически влечет за собой развитие самоконтроля у детей. Если обучающимся не оказывать необходимой помощи и не проводить с ними   коррекционно-воспитательной   работы,   навыки   и   приемы самоконтроля не сформируются. Обучающиеся относительно быстро овладевают навыками и умением контролировать и регулировать последовательность операций. Стремясь выполнить задание, они на собственном опыте убеждаются, что, не зная последовательности операций, нельзя изготовить изделие и, следовательно, надо запомнить порядок выполнения операций. Но в ходе выполнения работ обучающиеся часто допускают ошибки, неточности, что говорит о  нарушении самоконтроля.

При отсутствии со стороны учителя направляющих воздействий, самоконтроль осуществляется детьми без осознания поставленной цели. Дети не соотносят результаты выполненных операций с образцом, не контролируют, не регулируют их. Систематическое напоминание учителя о важности и необходимости сравнивать результаты выполненных операций с образцами (технологических карт, раздаточного материала) играют важную положительную роль. Причем если эти напоминания следуют пооперационно, это дает гораздо лучшие результаты, чем они будут после выполнения всего изделия. Следя за каждой операцией, выполняемой обучающимися, учитель должен побуждать их сразу исправлять допущенную неточность.

Решающее значение для развития самоконтроля у  детей с ОВЗ имеет пооперационные объяснения, подкрепляемые практическими исправлениями этих ошибок и неточностей детьми. В этих условиях у обучающихся формируются приемы и навыки пооперационного контроля и умения правильно оценивать качество выполненных работ.

Так во время объяснения нужно учить обучающихся  планированию и проведению самоконтроля. Все это обучающиеся будут использовать в процессе работы, и после этого необходимо провести контроль качества выполненной работы.

Обучающийся должен овладеть не только навыками глазомерной или инструментальной оценки обрабатываемых изделий, но и умений делать умозаключения из результатов контрольно-измерительных действий. Даже простейшие контрольные измерения и расчеты имеют, прежде всего, познавательное развивающее значение.

          Иногда при прямом вопросе о том, как надо действовать, чтобы не допустить ошибки, обучающиеся правильно отвечают, конкретно указывая на проведение всех этапов самоконтроля, но, вовремя выполнения практических действии свои умения не используют.        .

Надо воспитать обучающихся так, чтобы они поступали правильно не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить. Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не слышит, не увидит, а надо поступить правильно не для себя, для правды, для своего долга перед самим собой.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Воспитание школьников в труде" под редакцией А.А. Шибанова:

М.: "Педагогика"; 1976

2. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников" Книга для

учителя . – М; просвещение; 1997

3. Зорова О.А. "Нравственные и эстетические факторы в трудовом

воспитании" Учебно-методическое пособие для вузов – М.:

Высшая школа, 1986

4. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения

из опыта работы по теме"Формирование  общетрудовых навыков и умений", коррекционное обучение(8 вид)...

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

АНАЛИЗ РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА 2014-2015УЧ.ГОД

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА 2014-2015 УЧ.ГОД....

Отчет о работе методического объединения учителей профессионально-трудового обучения за I полугодие 2016-2017 учебного года

Отчет о работе методического объединения        учителей профессионально-трудового обучения за I полугодие 2016-2017 учебного года...

Отчет о работе руководителя методического объединения учителей профессионально-трудового обучения, февраль 2016

Отчет о работеруководителя методического объединения учителей профессионально-трудового обучения...

доклад а тему : «Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Проф...