доклад а тему : «Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»
материал по технологии

Кузнецова София Григорьевна

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. 

Профессиональное самоопределение является важной составляющей социализации подростка. В подростковом возрасте дети, стремясь попасть в мир взрослых в равноправном качестве, начинают искать своё место в обществе и потому вопрос выбора профессии как одобряемого взрослыми способа влиться в социум, становится для них актуальным. Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных причин:1)отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов;

                                                                                                    2)неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности;

                                                                                             3)неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

1.Введение.

(1 слайд)

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Именно трудовая занятость выступает одной из форм интеграции людей с ОВЗ в общество, позволяет им обрести независимость и экономическую самостоятельность.

Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть, это план жизненного самоопределения, план того, чего воспитанник хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Профессиональное самоопределение является важной составляющей социализации подростка. В подростковом возрасте дети, стремясь попасть в мир взрослых в равноправном качестве, начинают искать своё место в обществе и потому вопрос выбора профессии как одобряемого взрослыми способа влиться в социум, становится для них актуальным. Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных причин: (2слайд)

1)отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов;

2)неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности;

3)неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.

 Эти все факторы касаются  для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, к которым относится и наше учреждение (ГБОУ РМЭ « Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).                                                                      Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную социальную адаптацию в обществе.
                                            Основная часть.

В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с легкой умственной отсталостью, которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относятся:

(3слайд)

 - отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического),                                                                                                                 - затруднение в процессе восприятия,                                                                        - недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,                                                                                 - бедность словарного запаса.

 Формирование личности, развитие профессионального самосознания воспитанников с ОВЗ активно осуществляется в период обучения в школе-интернате. Подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива школы-интерната.

Трудовое обучение в нашей школе – интернате решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.  Число учебных часов, отведённых на трудовую подготовку составляет с: в 4 классе – 4 часа, в 5 классе – 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

Профориентационная работа в школе-интернате проводится поэтапно и по классам:

(4слайд)

1.Ручной труд- 1-4 классы – это формирование первоначального трудового опыта – этап выявления творческих способностей, профессиональных интересов.

На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее распространенными профессиями, профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

2. Профориентационный – 5 класс – это общетехническое трудовое обучение на базе профессиональных мастерских. Этот этап можно было бы по праву назвать ориентировочным, так как на этом этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий.

3. Начальное профессиональное обучение – 6-9 классы – это профессиональное обучение в школьных мастерских. На этом этапе продолжается ориентация, она носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, идёт общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций. На этом этапе уже хорошо видны склонности и способности детей и потенциальные возможности.

В 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда, формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период уже достаточно точно возможно определение трудового прогноза, выдача профессиональных рекомендаций по профессиональному обучению, начинается формирование планов и осуществляется их коррекция.

(5 слайд)

Учебный процесс в нашем школе-интернате осуществляется на базе 5-ти  мастерских. Это столярная мастерская (преподаватель Яковлев А.В., учитель 1 категории), мастерская обувного дела (преподаватель Васильев С.И. учитель 1 категории), мастерская слесарного дела (преподаватель Иванов С.А. учитель 1 категории), мастерская швейного дела (Шихматова Е.С. учитель 1 категории) и сельскохозяйственный труд (Кузнецова С.Г. учитель высшей категории).

Все мастерские оборудованы современными станками, необходимыми оборудованиями, швейными машинами и наглядными материалами для проведения уроков по данным профилям.

(6 слайд)

- «Столярное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. Данный курс направлен на подготовку учащихся к поступлению в техникумы соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними,  некоторые приспособления и инструменты изготавливают сами. Кроме того, школьники учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составление и чтение элементарных чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и работы одноклассников также входит в программу обучения.

(7 слайд)

Учебная программа по столярному делу составлена и с учетом потребностей школы. В программе предусмотрены ремонтные работы: сельхоз инвентаря (лопаты, грабли, вилы, носилки, мотыги), мебели (столы, стулья, шкафы, тумбочки), мелкий ремонт в классах, спальных комнатах. На уроках столярного дела учащиеся с возрастом изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, точеные изделия из дерева, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, веники, черенки. Старшеклассники в осеннее - весенний период занимаются ремонтом и строительством изгородей на пришкольном участке, ремонтируют крылечки, тротуары, складские помещения. Учащиеся видят результат своего труда, осознают его значение.

(8 слайд)

- «Слесарное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. На уроках слесарного дела учащиеся изучают токарный станок, свойства и применение металлов. Работают с жестяными листовыми металлами, с проволоками. Занимаются сверлением, опиливанием, сборкой изделий из конструктора, с отделкой изделия, соединение деталей заклепками. Учатся выполнять изделия по технологической карте и обработать детали по чертежу.

(9 слайд)

- «Швейное дело». Курс преподаётся девочкам с шестого по девятый класс и предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению заданий по пошиву и ремонту постельного белья и одежды с последующим обучением в техникуме по специальности швея-мотористка. Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней. В программу по данному курсу включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Материал в старших классах достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Программа 9 класс предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приемами труда на электрических швейных машинах.

 (10слайд)                                                                                                            

- «Обувное дело». На уроках обувного дела  учащиеся занимаются ремонтом обуви, освоению обувных операций по пошиву обуви, обработке материалов, кожевенного сырья. Изучают технологию постановки набоек и крепление подошв. Осваивают пошив мужской обуви на резиновой подошве, пришивку заплат на обувь ит.д.

     (11 слайд) 

В нашей школе оформлен и функционирует кабинет сельскохозяйственного труда, который оснащен необходимым оборудованием и наглядным материалом для проведения уроков по данному профилю. 

   (12 слайд) 

Профиль профессионально-трудового обучения «Сельскохозяйственный труд» в школе-интернате изучается с 5-го по 9 класс, учебно-методическую основу составляет  учебник  Е. А. Ковалѐвой. Программно-методическую основу составляют программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.

Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – до профессиональная подготовка учащихся с ОВЗ.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.

(13 слайд) 

Я  работаю учителем сельскохозяйственного труда. Для 9 класса мной составлена своя программа, исходя из местных условий и материально-технической базы школы-интерната, которая одобрена на методическом объединении учителей трудового обучения и принята на педагогическом совете школы-интерната. При составлении программы были учтены принцип последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.  Для изучения тематики программы по растениеводству в школе-интернате создано подсобное хозяйство. Это пришкольный учебно-опытный участок, на которых под руководством педагога учащиеся обрабатывают почву, выращивают овощные культуры - свёклу, морковь, картофель, лук.

(14 слайд) 

Сельскохозяйственный труд посещают учащиеся 5-го, 6-го и 9 классов. В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей: моркови, свеклы, картофеля. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля, гороха и фасоли агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами ухода и кормления  кроликов.

          Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы: это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока и лука. На занятиях по растениеводству знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания корнеплодов и лука. Также учащиеся узнают свойства и условия хранения органических и минеральных удобрений, способах получения компоста.  На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания и кормления овец и коз. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.

Во всех классах с ребятами проводится инструктаж по технике безопасности.

В 9 классе учащиеся закрепляют полученные ранее знания, умения и навыки. Сдают экзамен по изученному профилю и получают свидетельство об обучении.

(15 слайд)

(16 слайд)

В школе также имеется цветник. Здесь дети приобретают знания, умения и навыки по уходу за декоративными цветочными культурами. Весной производят посев семян цветочных растений в посевные ящики, наблюдают за всходом,   ухаживают за рассадами. В мае месяце высаживают цветочные растения в цветник. В дальнейшем, воспитанники школы- интерната, продолжают ухаживать за цветами: рыхлят, поливают. Осенью занимаются  сбором семян и обработкой почвы.

 (17 слайд)

 (18слайд)

Дети любят ухаживать за комнатными растениями. Для этого у нас имеется оранжерея. Здесь учащиеся производят полив, рыхление, обтирание листьев, пересадку, размножение комнатных цветов. В школьной оранжерее весной выращивают рассаду перцев, томатов, баклажан, капусты, цветочных культур.

(19слайд)

Ежегодно в конце марта проводится предметная неделя трудового обучения. Встречи с представителями разных профессий, открытые уроки, конкурсы, викторины.

 (20слайд)

Выставки работ учащихся стали традиционными. Праздники Труда, как массовые мероприятия оставляют у детей яркие и сильные впечатления. Они стали в нашей школе традицией.

(21слайд)

Ежегодно, в апреле месяце, в г. Йошкар-Ола организовываются ярмарки по продаже детских работ: сувениров и поделок. В прошлом году на ярмарке наши обучающиеся продавали рассады населению республики, и выручили 6000 рублей. За вырученные деньги мы приобрели семена овощных и цветочных культур, удобрения, цветочные горшки и ящики для рассад.

Таким образом, урок по сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияет на личностные качества детей с ОВЗ.

Большой опыт в профориентации имеют педагоги школы по организации кружковой работы. В школе работают более 20 кружков, дети получают на занятиях практико-ориентированные навыки, которые позволяют детям с ОВЗ использовать их в самостоятельной жизни. На кружковых занятиях продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках труда и других предметов.

В тесной взаимосвязи с педагогами работает школьный педагог-психолог. Профориентационная работа, проводимая педагогом-психологом, является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и является ее завершением. Профориентационное направление в работе психолога включает в себя:

- диагностику, при которой выявляются не только личностные недостатки ребенка, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей;

-коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности;

-оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целями определение путей их преодоления;

- морально-эмоциональную поддержку подростков;

- помощь в конкретных профессиональных выборах и планирование жизненных и профессиональных перспектив.

Результаты диагностики и коррекции мы учитываем при проведении уроков. Следующим немаловажным направлением работы является дальнейшее обучение профессии или трудоустройство.

 В решении данной проблемы большая роль отводится социальному педагогу школы, который помогает решать вопросы о профилях дальнейшего трудового обучения. С этой целью социальным педагогом поддерживается связь с центрами занятости населения, отделами опеки и профессиональными техникумами.

Большую помощь в профориентации выпускников оказывают экскурсии в техникумы, беседы с преподавателями, проводимые как в школе, так и во время экскурсий. Выпускники знакомятся с условиями поступления, производственными мастерскими, организацией учебной деятельности в данном заведении. Учащиеся узнают о рабочих профессиях, специальностях, имена будущих педагогов-мастеров, набирающих группу, о социальных мерах поддержки студентов.

Для обмена опытом на встречи с девятиклассниками приглашаются наши выпускники, ныне студенты техникума. Ребята делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, помогают определиться с выбором профессии.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Школа-интернат для воспитанников - временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет школа-интернат подготовить выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их существования. Ну конечно, будущее в руках самих выпускников, какую  дорогу  они для себя выберут, зависит только от них.

(22 слайд)



Предварительный просмотр:

Доклад

«Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

1.Введение.

(1 слайд)

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Именно трудовая занятость выступает одной из форм интеграции людей с ОВЗ в общество, позволяет им обрести независимость и экономическую самостоятельность.

Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть, это план жизненного самоопределения, план того, чего воспитанник хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Профессиональное самоопределение является важной составляющей социализации подростка. В подростковом возрасте дети, стремясь попасть в мир взрослых в равноправном качестве, начинают искать своё место в обществе и потому вопрос выбора профессии как одобряемого взрослыми способа влиться в социум, становится для них актуальным. Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных причин: (2слайд)

1)отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов;

2)неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности;

3)неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.

 Эти все факторы касаются  для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, к которым относится и наше учреждение (ГБОУ РМЭ « Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).                                                                      Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную социальную адаптацию в обществе.
                                            Основная часть.

В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с легкой умственной отсталостью, которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относятся:

(3слайд)

 - отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического),                                                                                                                 - затруднение в процессе восприятия,                                                                        - недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,                                                                                 - бедность словарного запаса.

 Формирование личности, развитие профессионального самосознания воспитанников с ОВЗ активно осуществляется в период обучения в школе-интернате. Подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива школы-интерната.

Трудовое обучение в нашей школе – интернате решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.  Число учебных часов, отведённых на трудовую подготовку составляет с: в 4 классе – 4 часа, в 5 классе – 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

Профориентационная работа в школе-интернате проводится поэтапно и по классам:

(4слайд)

1.Ручной труд- 1-4 классы – это формирование первоначального трудового опыта – этап выявления творческих способностей, профессиональных интересов.

На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее распространенными профессиями, профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

2. Профориентационный – 5 класс – это общетехническое трудовое обучение на базе профессиональных мастерских. Этот этап можно было бы по праву назвать ориентировочным, так как на этом этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий.

3. Начальное профессиональное обучение – 6-9 классы – это профессиональное обучение в школьных мастерских. На этом этапе продолжается ориентация, она носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, идёт общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций. На этом этапе уже хорошо видны склонности и способности детей и потенциальные возможности.

В 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда, формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период уже достаточно точно возможно определение трудового прогноза, выдача профессиональных рекомендаций по профессиональному обучению, начинается формирование планов и осуществляется их коррекция.

(5 слайд)

Учебный процесс в нашем школе-интернате осуществляется на базе 5-ти  мастерских. Это столярная мастерская (преподаватель Яковлев А.В., учитель 1 категории), мастерская обувного дела (преподаватель Васильев С.И. учитель 1 категории), мастерская слесарного дела (преподаватель Иванов С.А. учитель 1 категории), мастерская швейного дела (Шихматова Е.С. учитель 1 категории) и сельскохозяйственный труд (Кузнецова С.Г. учитель высшей категории).

Все мастерские оборудованы современными станками, необходимыми оборудованиями, швейными машинами и наглядными материалами для проведения уроков по данным профилям.

(6 слайд)

- «Столярное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. Данный курс направлен на подготовку учащихся к поступлению в техникумы соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними,  некоторые приспособления и инструменты изготавливают сами. Кроме того, школьники учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составление и чтение элементарных чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и работы одноклассников также входит в программу обучения.

(7 слайд)

Учебная программа по столярному делу составлена и с учетом потребностей школы. В программе предусмотрены ремонтные работы: сельхоз инвентаря (лопаты, грабли, вилы, носилки, мотыги), мебели (столы, стулья, шкафы, тумбочки), мелкий ремонт в классах, спальных комнатах. На уроках столярного дела учащиеся с возрастом изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, точеные изделия из дерева, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, веники, черенки. Старшеклассники в осеннее - весенний период занимаются ремонтом и строительством изгородей на пришкольном участке, ремонтируют крылечки, тротуары, складские помещения. Учащиеся видят результат своего труда, осознают его значение.

(8 слайд)

- «Слесарное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. На уроках слесарного дела учащиеся изучают токарный станок, свойства и применение металлов. Работают с жестяными листовыми металлами, с проволоками. Занимаются сверлением, опиливанием, сборкой изделий из конструктора, с отделкой изделия, соединение деталей заклепками. Учатся выполнять изделия по технологической карте и обработать детали по чертежу.

(9 слайд)

- «Швейное дело». Курс преподаётся девочкам с шестого по девятый класс и предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению заданий по пошиву и ремонту постельного белья и одежды с последующим обучением в техникуме по специальности швея-мотористка. Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней. В программу по данному курсу включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Материал в старших классах достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Программа 9 класс предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приемами труда на электрических швейных машинах.

 (10слайд)                                                                                                            

- «Обувное дело». На уроках обувного дела  учащиеся занимаются ремонтом обуви, освоению обувных операций по пошиву обуви, обработке материалов, кожевенного сырья. Изучают технологию постановки набоек и крепление подошв. Осваивают пошив мужской обуви на резиновой подошве, пришивку заплат на обувь ит.д.

     (11 слайд) 

В нашей школе оформлен и функционирует кабинет сельскохозяйственного труда, который оснащен необходимым оборудованием и наглядным материалом для проведения уроков по данному профилю. 

   (12 слайд) 

Профиль профессионально-трудового обучения «Сельскохозяйственный труд» в школе-интернате изучается с 5-го по 9 класс, учебно-методическую основу составляет  учебник  Е. А. Ковалѐвой. Программно-методическую основу составляют программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.

Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – до профессиональная подготовка учащихся с ОВЗ.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.

(13 слайд) 

Я  работаю учителем сельскохозяйственного труда. Для 9 класса мной составлена своя программа, исходя из местных условий и материально-технической базы школы-интерната, которая одобрена на методическом объединении учителей трудового обучения и принята на педагогическом совете школы-интерната. При составлении программы были учтены принцип последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.  Для изучения тематики программы по растениеводству в школе-интернате создано подсобное хозяйство. Это пришкольный учебно-опытный участок, на которых под руководством педагога учащиеся обрабатывают почву, выращивают овощные культуры - свёклу, морковь, картофель, лук.

(14 слайд) 

Сельскохозяйственный труд посещают учащиеся 5-го, 6-го и 9 классов. В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей: моркови, свеклы, картофеля. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля, гороха и фасоли агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами ухода и кормления  кроликов.

          Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы: это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока и лука. На занятиях по растениеводству знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания корнеплодов и лука. Также учащиеся узнают свойства и условия хранения органических и минеральных удобрений, способах получения компоста.  На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания и кормления овец и коз. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.

Во всех классах с ребятами проводится инструктаж по технике безопасности.

В 9 классе учащиеся закрепляют полученные ранее знания, умения и навыки. Сдают экзамен по изученному профилю и получают свидетельство об обучении.

(15 слайд)

(16 слайд)

В школе также имеется цветник. Здесь дети приобретают знания, умения и навыки по уходу за декоративными цветочными культурами. Весной производят посев семян цветочных растений в посевные ящики, наблюдают за всходом,   ухаживают за рассадами. В мае месяце высаживают цветочные растения в цветник. В дальнейшем, воспитанники школы- интерната, продолжают ухаживать за цветами: рыхлят, поливают. Осенью занимаются  сбором семян и обработкой почвы.

 (17 слайд)

 (18слайд)

Дети любят ухаживать за комнатными растениями. Для этого у нас имеется оранжерея. Здесь учащиеся производят полив, рыхление, обтирание листьев, пересадку, размножение комнатных цветов. В школьной оранжерее весной выращивают рассаду перцев, томатов, баклажан, капусты, цветочных культур.

(19слайд)

Ежегодно в конце марта проводится предметная неделя трудового обучения. Встречи с представителями разных профессий, открытые уроки, конкурсы, викторины.

 (20слайд)

Выставки работ учащихся стали традиционными. Праздники Труда, как массовые мероприятия оставляют у детей яркие и сильные впечатления. Они стали в нашей школе традицией.

(21слайд)

Ежегодно, в апреле месяце, в г. Йошкар-Ола организовываются ярмарки по продаже детских работ: сувениров и поделок. В прошлом году на ярмарке наши обучающиеся продавали рассады населению республики, и выручили 6000 рублей. За вырученные деньги мы приобрели семена овощных и цветочных культур, удобрения, цветочные горшки и ящики для рассад.

Таким образом, урок по сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияет на личностные качества детей с ОВЗ.

Большой опыт в профориентации имеют педагоги школы по организации кружковой работы. В школе работают более 20 кружков, дети получают на занятиях практико-ориентированные навыки, которые позволяют детям с ОВЗ использовать их в самостоятельной жизни. На кружковых занятиях продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках труда и других предметов.

В тесной взаимосвязи с педагогами работает школьный педагог-психолог. Профориентационная работа, проводимая педагогом-психологом, является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и является ее завершением. Профориентационное направление в работе психолога включает в себя:

- диагностику, при которой выявляются не только личностные недостатки ребенка, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей;

-коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности;

-оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целями определение путей их преодоления;

- морально-эмоциональную поддержку подростков;

- помощь в конкретных профессиональных выборах и планирование жизненных и профессиональных перспектив.

Результаты диагностики и коррекции мы учитываем при проведении уроков. Следующим немаловажным направлением работы является дальнейшее обучение профессии или трудоустройство.

 В решении данной проблемы большая роль отводится социальному педагогу школы, который помогает решать вопросы о профилях дальнейшего трудового обучения. С этой целью социальным педагогом поддерживается связь с центрами занятости населения, отделами опеки и профессиональными техникумами.

Большую помощь в профориентации выпускников оказывают экскурсии в техникумы, беседы с преподавателями, проводимые как в школе, так и во время экскурсий. Выпускники знакомятся с условиями поступления, производственными мастерскими, организацией учебной деятельности в данном заведении. Учащиеся узнают о рабочих профессиях, специальностях, имена будущих педагогов-мастеров, набирающих группу, о социальных мерах поддержки студентов.

Для обмена опытом на встречи с девятиклассниками приглашаются наши выпускники, ныне студенты техникума. Ребята делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, помогают определиться с выбором профессии.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Школа-интернат для воспитанников - временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет школа-интернат подготовить выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их существования. Ну конечно, будущее в руках самих выпускников, какую  дорогу  они для себя выберут, зависит только от них.

(22 слайд)



Предварительный просмотр:

Доклад

«Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

1.Введение.

(1 слайд)

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Именно трудовая занятость выступает одной из форм интеграции людей с ОВЗ в общество, позволяет им обрести независимость и экономическую самостоятельность.

Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть, это план жизненного самоопределения, план того, чего воспитанник хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Профессиональное самоопределение является важной составляющей социализации подростка. В подростковом возрасте дети, стремясь попасть в мир взрослых в равноправном качестве, начинают искать своё место в обществе и потому вопрос выбора профессии как одобряемого взрослыми способа влиться в социум, становится для них актуальным. Однако выпускники образовательных учреждений из числа лиц с ОВЗ испытывают серьезные трудности, связанные с трудоустройством и переходом к самостоятельной трудовой деятельности. Проблемы профессиональной самореализации возникают у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья. А и по ряду субъективных причин: (2слайд)

1)отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов;

2)неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности;

3)неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.

 Эти все факторы касаются  для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, к которым относится и наше учреждение (ГБОУ РМЭ « Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).                                                                      Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную социальную адаптацию в обществе.
                                            Основная часть.

В нашей школе-интернате в основном обучаются дети с легкой умственной отсталостью, которым помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений характерны и специфические, к которым относятся:

(3слайд)

 - отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического),                                                                                                                 - затруднение в процессе восприятия,                                                                        - недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,                                                                                 - бедность словарного запаса.

 Формирование личности, развитие профессионального самосознания воспитанников с ОВЗ активно осуществляется в период обучения в школе-интернате. Подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива школы-интерната.

Трудовое обучение в нашей школе – интернате решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приёмов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся.  Число учебных часов, отведённых на трудовую подготовку составляет с: в 4 классе – 4 часа, в 5 классе – 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

Профориентационная работа в школе-интернате проводится поэтапно и по классам:

(4слайд)

1.Ручной труд- 1-4 классы – это формирование первоначального трудового опыта – этап выявления творческих способностей, профессиональных интересов.

На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее распространенными профессиями, профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

2. Профориентационный – 5 класс – это общетехническое трудовое обучение на базе профессиональных мастерских. Этот этап можно было бы по праву назвать ориентировочным, так как на этом этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий.

3. Начальное профессиональное обучение – 6-9 классы – это профессиональное обучение в школьных мастерских. На этом этапе продолжается ориентация, она носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, идёт общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости психических функций. На этом этапе уже хорошо видны склонности и способности детей и потенциальные возможности.

В 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда, формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период уже достаточно точно возможно определение трудового прогноза, выдача профессиональных рекомендаций по профессиональному обучению, начинается формирование планов и осуществляется их коррекция.

(5 слайд)

Учебный процесс в нашем школе-интернате осуществляется на базе 5-ти  мастерских. Это столярная мастерская (преподаватель Яковлев А.В., учитель 1 категории), мастерская обувного дела (преподаватель Васильев С.И. учитель 1 категории), мастерская слесарного дела (преподаватель Иванов С.А. учитель 1 категории), мастерская швейного дела (Шихматова Е.С. учитель 1 категории) и сельскохозяйственный труд (Кузнецова С.Г. учитель высшей категории).

Все мастерские оборудованы современными станками, необходимыми оборудованиями, швейными машинами и наглядными материалами для проведения уроков по данным профилям.

(6 слайд)

- «Столярное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. Данный курс направлен на подготовку учащихся к поступлению в техникумы соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними,  некоторые приспособления и инструменты изготавливают сами. Кроме того, школьники учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составление и чтение элементарных чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и работы одноклассников также входит в программу обучения.

(7 слайд)

Учебная программа по столярному делу составлена и с учетом потребностей школы. В программе предусмотрены ремонтные работы: сельхоз инвентаря (лопаты, грабли, вилы, носилки, мотыги), мебели (столы, стулья, шкафы, тумбочки), мелкий ремонт в классах, спальных комнатах. На уроках столярного дела учащиеся с возрастом изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, точеные изделия из дерева, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, веники, черенки. Старшеклассники в осеннее - весенний период занимаются ремонтом и строительством изгородей на пришкольном участке, ремонтируют крылечки, тротуары, складские помещения. Учащиеся видят результат своего труда, осознают его значение.

(8 слайд)

- «Слесарное дело». Преподаётся мальчикам с пятого по девятый класс. На уроках слесарного дела учащиеся изучают токарный станок, свойства и применение металлов. Работают с жестяными листовыми металлами, с проволоками. Занимаются сверлением, опиливанием, сборкой изделий из конструктора, с отделкой изделия, соединение деталей заклепками. Учатся выполнять изделия по технологической карте и обработать детали по чертежу.

(9 слайд)

- «Швейное дело». Курс преподаётся девочкам с шестого по девятый класс и предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению заданий по пошиву и ремонту постельного белья и одежды с последующим обучением в техникуме по специальности швея-мотористка. Учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней. В программу по данному курсу включены темы по обработке прямых, косых, закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Материал в старших классах достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Программа 9 класс предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приемами труда на электрических швейных машинах.

 (10слайд)                                                                                                            

- «Обувное дело». На уроках обувного дела  учащиеся занимаются ремонтом обуви, освоению обувных операций по пошиву обуви, обработке материалов, кожевенного сырья. Изучают технологию постановки набоек и крепление подошв. Осваивают пошив мужской обуви на резиновой подошве, пришивку заплат на обувь ит.д.

     (11 слайд) 

В нашей школе оформлен и функционирует кабинет сельскохозяйственного труда, который оснащен необходимым оборудованием и наглядным материалом для проведения уроков по данному профилю. 

   (12 слайд) 

Профиль профессионально-трудового обучения «Сельскохозяйственный труд» в школе-интернате изучается с 5-го по 9 класс, учебно-методическую основу составляет  учебник  Е. А. Ковалѐвой. Программно-методическую основу составляют программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.

Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Её цель – до профессиональная подготовка учащихся с ОВЗ.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.

(13 слайд) 

Я  работаю учителем сельскохозяйственного труда. Для 9 класса мной составлена своя программа, исходя из местных условий и материально-технической базы школы-интерната, которая одобрена на методическом объединении учителей трудового обучения и принята на педагогическом совете школы-интерната. При составлении программы были учтены принцип последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.  Для изучения тематики программы по растениеводству в школе-интернате создано подсобное хозяйство. Это пришкольный учебно-опытный участок, на которых под руководством педагога учащиеся обрабатывают почву, выращивают овощные культуры - свёклу, морковь, картофель, лук.

(14 слайд) 

Сельскохозяйственный труд посещают учащиеся 5-го, 6-го и 9 классов. В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей: моркови, свеклы, картофеля. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля, гороха и фасоли агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами ухода и кормления  кроликов.

          Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы: это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока и лука. На занятиях по растениеводству знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания корнеплодов и лука. Также учащиеся узнают свойства и условия хранения органических и минеральных удобрений, способах получения компоста.  На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания и кормления овец и коз. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.

Во всех классах с ребятами проводится инструктаж по технике безопасности.

В 9 классе учащиеся закрепляют полученные ранее знания, умения и навыки. Сдают экзамен по изученному профилю и получают свидетельство об обучении.

(15 слайд)

(16 слайд)

В школе также имеется цветник. Здесь дети приобретают знания, умения и навыки по уходу за декоративными цветочными культурами. Весной производят посев семян цветочных растений в посевные ящики, наблюдают за всходом,   ухаживают за рассадами. В мае месяце высаживают цветочные растения в цветник. В дальнейшем, воспитанники школы- интерната, продолжают ухаживать за цветами: рыхлят, поливают. Осенью занимаются  сбором семян и обработкой почвы.

 (17 слайд)

 (18слайд)

Дети любят ухаживать за комнатными растениями. Для этого у нас имеется оранжерея. Здесь учащиеся производят полив, рыхление, обтирание листьев, пересадку, размножение комнатных цветов. В школьной оранжерее весной выращивают рассаду перцев, томатов, баклажан, капусты, цветочных культур.

(19слайд)

Ежегодно в конце марта проводится предметная неделя трудового обучения. Встречи с представителями разных профессий, открытые уроки, конкурсы, викторины.

 (20слайд)

Выставки работ учащихся стали традиционными. Праздники Труда, как массовые мероприятия оставляют у детей яркие и сильные впечатления. Они стали в нашей школе традицией.

(21слайд)

Ежегодно, в апреле месяце, в г. Йошкар-Ола организовываются ярмарки по продаже детских работ: сувениров и поделок. В прошлом году на ярмарке наши обучающиеся продавали рассады населению республики, и выручили 6000 рублей. За вырученные деньги мы приобрели семена овощных и цветочных культур, удобрения, цветочные горшки и ящики для рассад.

Таким образом, урок по сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияет на личностные качества детей с ОВЗ.

Большой опыт в профориентации имеют педагоги школы по организации кружковой работы. В школе работают более 20 кружков, дети получают на занятиях практико-ориентированные навыки, которые позволяют детям с ОВЗ использовать их в самостоятельной жизни. На кружковых занятиях продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках труда и других предметов.

В тесной взаимосвязи с педагогами работает школьный педагог-психолог. Профориентационная работа, проводимая педагогом-психологом, является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и является ее завершением. Профориентационное направление в работе психолога включает в себя:

- диагностику, при которой выявляются не только личностные недостатки ребенка, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей;

-коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности;

-оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целями определение путей их преодоления;

- морально-эмоциональную поддержку подростков;

- помощь в конкретных профессиональных выборах и планирование жизненных и профессиональных перспектив.

Результаты диагностики и коррекции мы учитываем при проведении уроков. Следующим немаловажным направлением работы является дальнейшее обучение профессии или трудоустройство.

 В решении данной проблемы большая роль отводится социальному педагогу школы, который помогает решать вопросы о профилях дальнейшего трудового обучения. С этой целью социальным педагогом поддерживается связь с центрами занятости населения, отделами опеки и профессиональными техникумами.

Большую помощь в профориентации выпускников оказывают экскурсии в техникумы, беседы с преподавателями, проводимые как в школе, так и во время экскурсий. Выпускники знакомятся с условиями поступления, производственными мастерскими, организацией учебной деятельности в данном заведении. Учащиеся узнают о рабочих профессиях, специальностях, имена будущих педагогов-мастеров, набирающих группу, о социальных мерах поддержки студентов.

Для обмена опытом на встречи с девятиклассниками приглашаются наши выпускники, ныне студенты техникума. Ребята делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, помогают определиться с выбором профессии.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Школа-интернат для воспитанников - временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет школа-интернат подготовить выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их существования. Ну конечно, будущее в руках самих выпускников, какую  дорогу  они для себя выберут, зависит только от них.

(22 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате 8 вида"

Психологические основы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью"...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Рабочая программа по профессиональному трудовому обучению для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) "Обслуживающий труд_6-8 класс"

Для профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в МОУ "ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ" разработаны программы по подготовке младшего обслуживающего персонала, кото...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно ок...

Доклад «Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Проф...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...