Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
статья по информатике и икт

Сунцова Елена Витальевна

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования».  Поэтому в литературе все чаще встречается словосочетание «Воспитание родителей» - это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СунцоваЕ.В., учитель информатики

ГБОУ школа № 661 Приморского района

Санкт-Петербурга

Городской семинар

" Проектирование и организация  работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Как говорил Н. Рубинштейн: «Между задатками и способностями лежит весь путь развития личности». Чтобы этот путь стал более легким, важным является взаимодействие школы и семьи. Так как именно на период обучения ребенка в школе, приходится большинство физиологических, психологических процессов развития. Взаимодействие школы и семьи -- это двусторонний процесс, объединенный общей целью. От того, какими будут отношения между родителями и учителями школы, зависит не только физическое и умственное, но и духовно--эстетическое развитие ребенка. Как отмечал А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, -- все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Именно такой концепции стоит придерживаться классному руководителю при организации общения с родителями.

Нечаев отмечает, что наиболее распространенными проблемами семьи и школы являются:

-- дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей;

-- чрезмерная занятость родителей на работе;

-- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

-- увеличение числа расторгнутых браков;

-- алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

-- недостаточное внимание к образованию и нежелание участвовать в школьных делах;

-- низкий уровень доверия школе и негативное отношение к школьному воспитанию;

-- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.

Все эти проблемы ведут к ухудшению качества образования и к усложнению задач педагога в работе не только с детьми, но и с родителями.

По словам Быковой: «Дети отражают образ жизни отцов и матерей»  Поэтому при разработке методов воспитания важно учитывать множество факторов: состав семьи, её социальный статус, бытовые условия, традиции и обычаи, и, обязательно, взаимоотношения между членами семьи. В условиях современности, мы можем видеть, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов».

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования».  Поэтому в литературе все чаще встречается словосочетание «Воспитание родителей» - это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. «…Воспитание родителей не означает унижения или подчинения, а только способствует росту личности». Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от отношения родителей к школе, от их роли в организации воспитательной работы в школе и классе, от семейного воспитания ребенка в семье, их различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцировать работу с семьей и родителями, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Терпеливо приобщать их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. Но существуют проблемы, которые волнуют всех родителей и которые имеют отношение ко всему классу.

Как говорил В.А. Сухомлинский «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей» Семья и школа - это два общественных института, которые зависят друг от друга в процессе воспитания ребёнка. От того насколько заранее продуманной и чётко организованной будет система сотрудничества с родителями, зависят положительные результаты работы классного руководителя с учащимися. Поэтому работу с родителями нужно, по возможности, организовывать схожую с той работой, которая проводиться с их детьми. Так как интересы, связанные с учебно--воспитательным процессом, практически одинаковы.

Чтобы правильно подобрать метод работы с теми или иными родителями стоит учесть, какой стиль воспитания в семье преобладает. По Ковалеву, существуют три основных стиля воспитания: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

Попустительский стиль характеризуется чрезмерной уступчивостью в отношении к ребенку. Родители потакают практически всем капризам своего чада. Если же его поведение выходит за рамки, то никаких мер воздействия не предпринимается. В таком случае, родители ждут, пока ребенок повзрослеет и начнет себя само ограничивать.

При таком стиле воспитания, характерно формирование: инфантильности, тревожности, отсутствия независимости, страха реальной деятельности и достижений. Во многих случаях наблюдается избегание ответственности или импульсивность.

Родители авторитарного стиля требуют от своих детей беспрекословного подчинения. В таких семьях ребенок растет замкнутым и его отношения с родителями зачастую нарушаются. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность. Также, часто может быть проявление агрессивности и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Демократичный стиль считается самым труднодостижимым и самым эффективным. В таком направлении воспитания родители не только стараются вложить в ребенка понятия о добре и зле, но и учесть его личностные особенности и желания.

В этом стиле наблюдается гармоничное смешение авторитарного и либерального стилей. Родители идут на уступки или закрывают глаза на поведение ребенка, но в то же время они объясняют ему как им стыдно и грустно в связи с таким поведением. Ребенок вырастает дружелюбным, ответственным и понимающим.

Мы живем в век информационных технологий. И главным является подача информационного потока. В статье Щекиной «информационный поток -- это социально-педагогическая информация, циркулирующая между семьей и школой, как источниками и потребителями информации».  Также, она выделяет проблемы взаимодействия школы и семьи, для решения которых необходим специальный подход. К таким проблемам относятся:

-- незнание и неиспользование в процессе взаимодействия реальных и потенциальных возможностей семьи и школы как субъектов социальной жизни;

-- рассогласование целей и ценностей семейного и школьного воспитания;

-- отсутствие субъектов в субъектной позиции педагогов и родителей из-за недостаточных знаний в нормативно-правовой базе взаимодействия и неумения использования в решении вопросов воспитания и обучения ребенка;

-- неумение эффективно подбирать средства социально-культурной среды района и города в решении проблем ребенка;

-- низкий уровень коммуникативной культуры субъектов взаимодействия и неумение находить адекватные способы решения проблемных ситуаций ребенка.

В связи с этим, в помощь учителю информатики  приходят традиционные, нетрадиционные, и, с развитием новых технологий, инновационные формы работы.

Из моего опыта работы приведу пример успешного взаимодействия. Учащиеся 11 класса провели для  пожилых людей(бабушек и дедушек) мастер-класс по работе с платежными системами. Учащиеся получили опыт в общении со старшим поколением и смогли поделиться  своими знаниями. А представители старшего поколения получили повод гордиться своими внуками. Все участники этого взаимодействия получили массу положительных эмоций и вынесли не только  практические знания, но так же появилось понимание того, что внуки и дедушки могут быть полезны друг другу.



Предварительный просмотр:

СунцоваЕ.В., учитель информатики

ГБОУ школа № 661 Приморского района

Санкт-Петербурга

Городской научно практический  семинар

"Правовое поле педагога профессиональный стандарт" Использование  психолого-педагогических технологий в образовательном процессе( из опыта работы учителя информатики)

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Такая система приводит к изменениям в учебно-воспитательном процессе, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии нацелены на повышение эффективности образовательного процесса.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача - овладение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, которые связаны с обработкой информации, в том числе, освоении средств информатизации. Внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ до использования электронных учебников.

Выделяют следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовательный процесс:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций с использованием средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом.

По мнению ученых, за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Большинство исследователей отмечают, что эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как показывают исследования, дети в основном знакомы с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Исходя из исследований можно сделать вывод, что для решения учебных задач компьютер используется недостаточно.

Изучением влияния глобального процесса информатизации на образование занимались многие ученые. Но, в связи с тем, что взаимодействие ИКТ и образовательного процесса началось сравнительно недавно, данная проблема остается малоизученной и по сей день. В.П. Демкин отмечает, что становление новой образовательной парадигмы связано с развитием информационного общества. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность. В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Она зачастую упрощается до предмета информатики, причем изолированно от других дисциплин и курсов. А.В. Осин при рассмотрении возможностей, предоставляемых образованию новыми информационными технологиями, говорит о новых педагогических инструментах. Например, интерактивность позволяет организовать самоаттестацию учащихся без участия преподавателя. Коммуникативность решает вопросы получения информации в кратчайшие сроки, позволяет использовать дистанционное обучение, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, встреча с которыми невозможна по причине значительного расстояния [4].

Современные специалисты управления образованием выделяют следующие требования для реализации информационных технологий:

  • создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;
  • обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;
  • подготовить квалифицированные кадры;
  • реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры и др.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  • сделать воспитание более эффективным, задействовать все виды чувственного восприятия ученика;
  • обеспечить каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
  • вовлечь в процесс активного воспитания детей с различными способностями;
  • индивидуализировать воспитательный процесс при помощи новых познавательных средств.

Информационные технологии позволяют предоставить учащемуся большое количество понятий, а также развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

ИКТ в воспитательной практике используется для:

  • Поиска и сбора информации;
  • Создания банков данных по различным направлениям воспитательной работы;
  • Развития исследовательских способностей детей;
  • Формирования и развития школьных СМИ;
  • Диагностики;
  • Развития школьного сайта;
  • Подготовки педсоветов на воспитательные темы;
  • Сбора данных родителям;
  • Информации по классным часам;
  • Создания виртуального музея;
  • Создания портфолио школьника;
  • Создания и ведения компьютерных карт здоровья;
  • Проведения игр, конкурсов, викторин.

Список литературы:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако 2007.
  2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  4. http://www.media-pedagogics.ru/lectures.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе»

Важнейшей задачей изучения информатики в школе является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобрете...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Презентация «Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе»

ull;В соответствии с ФГОС курс ООО нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.Важнейшей задачей изучения информатики в школе яв...

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Данный материал был презентован на Фестивале педагогических идей по теме "Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС&qu...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлены основные направления и формы организации совместной работы с родителями....