Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС
статья

Шиманович Елена Альфредовна

В данной статье представлены основные направления и формы организации совместной работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_roditelyami.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Шиманович Е.А.  воспитатель

                                                                      ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным

                                                                      изучением предмета физическая культура

                                                                     Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС

        Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

        Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: «…участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

        Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

  • Участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и  условий ее реализации;
  • Обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

        Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, которая реализуется с учётом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

        Основные направления организации совместной работы школы и родителей:

1)  психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

        В условиях школы-интерната, когда воспитанники находятся вдали от своей семьи,  особенно остро встаёт вопрос о постоянной и тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. В школе-интернате широко применяются различные формы взаимодействия с родителями: очные, дистанционные, интерактивные, такие как:

  • Изучение семей обучающихся:

1) Пополнение Банка педагогических данных родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

2) Диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

3) Пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

4) Психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

5) Индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях (очно и дистанционно);

         Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

         Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

         Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

         Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

         Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с воспитанниками. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

         Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

  • Проведение открытых мероприятий для родителей;

1) Конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;

2) Праздник, посвящённый Дню матери.

  • Пропаганда здорового образа жизни в семье:

1) Родительские практикумы по закаливанию;

2) Практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

3) Организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

4) Организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

5) Семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи.

        Как показывает практика, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Это помогает взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ориентиров, воспитании разносторонней личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совмест...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Профилактическое занятие по ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в группе обучающихся 7-х классов «Как работает телефон доверия»

Тема занятия: «Телефон доверия».Дата проведения: 25.01.2022 г.Состав группы: 25 обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет.Цель занятия: Профилактика суицидальных настроений путем предост...