Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС
статья по технологии на тему

Костерина Валентина Владимировна

 

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.

Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №276»

 Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Подготовила выступление:

                                                                                       Костерина В.В.,

                                                                       учитель технологии.

г. Гаджиево, 2015 год

Вот уже 2 года мы работаем по новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

 Мы должны научить детей учиться, приобретать знания, необходимые им для жизни.

     Мы привыкли оценивать активность учащихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? Ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение. Хотелось бы дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом.

     Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа.

Цель работы: 
создание условий для формирования навыков парной и групповой работы

Задачи:

Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;

Учить планировать деятельность во время учебного процесса;

Развивать навыки социально  - культурного поведения.

Формировать адекватную самооценку себя и партнера.

Аспекты современного урока

Первый аспект:
Мотивационно – целеполагающий

  К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект:  

Деятельностный

   Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность.

Но работа в группе требует очень большой организации от учителя! И перед ним сразу возникает множество «как?» и «каким образом?» Чаще всего мы начинаем групповую работу с работы в парах, это удобно и нам, и ученикам.

Сразу возник вопрос: как начать, ученики мало что могут сами?

Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Системно-деятельностный подход

  • использование заданий и упражнений, связанных с жизненными ситуациями;
  • акцент на развитие метапредметных умений;
  • постановка целей деятельности совместно с обучающимися;
  • обучение построению плана достижения цели любой деятельности;
  • организация учебного сотрудничества;
  • включение заданий на работу с информацией;
  • дифференциация учебно-познавательных заданий (в том числе домашних);
  • стимулирование самоконтроля и самооценки;
  • развитие инструментов «обратной связи» и рефлексии.
  • необходимо опираться на самостоятельную работу обучающихся, которые осуществляют поиск и работу с информацией, перерабатывают материал.
  • учитель выступает как координатор, вдохновитель

(«пояснила, направила и отошла в сторону»).

Как перевести индивидуальные упражнения в парные?

Способ 1. «Одна голова хорошо, а две – лучше» (для парной работы предлагать более сложные задания).

Способ 2. «Разъединение – объединение».

Например:

  • шаг 1 – прочитай текст самостоятельно;
  • шаг 2 – расскажи товарищу (не учителю!), о чём ты прочитал;
  • шаг 3 – поработайте в парах: сравните материал, сделайте вывод.
  • Способ 3. Создание ролевых ситуаций (задание: разыграйте диалог, каждому субъекту в паре предлагается роль).
  • Способ 4. Использование игровых моментов.

Когда может использоваться парная форма работы?

  1. При введении теории.
  •  обсуждение теоретического материала;
  •  чтение с последующими вопросами друг другу;
  • составление таблицы по прочитанному материалу;
  • перевод схемы в таблицу с примерами;
  • перевод таблицы в текст (задание: проанализируйте таблицу и сформулируйте правило).

2. При обобщении теории (в финале урока).

3. В тренинге (в процессе выполнения практических заданий, упражнений).

4. При организации работы с текстом.

5. В проектной деятельности

  • Правила сотрудничества
  • Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
  • Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
  • Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать  это лучше.
  • Мы помогаем друг другу в работе.
  • Мы не  смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Положительные стороны групповой работы

  • формируется мотивация учения и обучения; 
  • соблюдается дифференцированный подход; 
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,  порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний. 

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.

Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Индивидуальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.Фронтальная форма &nda...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлены основные направления и формы организации совместной работы с родителями....

ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....

Организация урока в условиях реализации фгос

Особенность нынешних  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  состоит  в  том, что  они  имеют деятельностный характер; а  главной...