Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС
статья

Ярославцева Галина Ивановна

Индивидуальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.

Фронтальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает одновременно со всеми обучающимися для решения однотипных учебных задач.

Групповая форма – форма организации обучения, при которой педагог выделяет в группы обучающихся по каким-то признакам и организует их работу в таких группах между собой, так и с педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_i_parnaya_rabota.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС»

Учитель класса «особый ребенок»

Ярославцева Г. И.

Особенностью содержания современного  образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование базовых учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Уровень сформированности БУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

В условиях введения стандартов  задача учителя  состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.

Форма организации обучения - это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала (И.М. Чередов).

Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные, групповые и парные формы организации учебной деятельности.

Индивидуальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.

Фронтальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает одновременно со всеми обучающимися для решения однотипных учебных задач. 

Групповая форма – форма организации обучения, при которой педагог выделяет в группы обучающихся по каким-то признакам и организует их работу в таких группах между собой, так и с педагогом.

Парная форма – взаимодействие между педагогом и парой обучающихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Выбор форм организации познавательной деятельности зависит от возраста, уровня обучаемости, уровня воспитанности, уровня обученности, уровня общеучебных умений и навыков обучаемых, от системы работы педагога, содержания учебного материала, методов обучения, времени обучения, времени подготовки педагога к занятию, качественного оборудования и т. д.

 Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 - 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.

Групповая форма обучения - это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной - все плюсы детской самостоятельности.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что подавляющее большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.

Роль учителя при групповой форме работы.

1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.

2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

Образование групп

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи.  – это 4-5 учеников и более

Как объединять детей в группы?

  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
  • Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
  • Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
  • Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Приведу пример заданий для групповой работы

Игра «Продолжи».

Этот вид работы основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном).

«Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:                                                    ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА                                                                                            Составить предложения.                                                                                                                     ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

ПАРНАЯ РАБОТА  НА  УРОКАХ

           Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение работа в паре – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.

Работа в парах на уроках привлекает  учеников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным  (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.

Так, когда же лучше начинать обучение в парах?

Чем привлекательна эта работа?

И что дает она каждому ребенку?

          Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
  4. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.
  5. Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется «домик»

способы формирования пары.

1.Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

При этом не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары. Но опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей.

 Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

2.Также использую пары сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными:

-по схеме класса, заранее подготовленной учителем;

- жеребьевка или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

! Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах ученики приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут. 

Те вопросы на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально. Так постепенно у детей появляется умение работать в парах.

           Какие еще могут предлагаться задания?

1. Взаимопроверка правила (устный опрос) на уроках русского языка или математики. Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. При этом можно спросить любую пару около доски или возле парты.

2. Проверка Д/З. Составляем вопросы друг другу по д-/з

3. Работа с карточками. 

Когда проводится работа в паре,  роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности; 
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения; 
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход; 
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний

А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Практическая часть

Уважаемые коллеги.

Не зря гласит китайская мудрость:

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь.

 Я прошу вас помочь мне организовать пары. (рядом сидящие).

Для начала настроимся на работу «Разминка пальчиков».

«Желаю успеха большого во всем и везде –  Удачи тебе!»

Проработаем поэтапное освоение групповой работы :

1 этап – Работа в паре.  «Мы – напарники»

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, 

 Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания просигнальте о своей готовности.

Задание для парной работы:

Продолжи закономерность:

3,6,9,__, ___, ___.

10, 7, 8, 5, __, __, ___.

90, 85, 80, ___, ____, ____.

2 этап – Работа в четвёрках.

Девиз данного вида деятельности «Мы – сплоченная команда».

Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме «Природные сообщества»

Задание для групп - четвёрок:   

  Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Луг  

Озеро  

Поле

Лес

Болото

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

После окончания работы спикеры каждой группы называют свой ответ, остальные участники внимательно слушают и заполняют пустые графы таблицы. Таким образом, у каждой группы заполняется вся таблица.

3 этап – Работа в «больших группах». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами. Для каждой группы (ряда) я предлагаю задание, которое называется «Математический бумеранг». Почему оно так называется?

Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)

Цепочка 1 ряда: 3  2 = 6   3 = 18 : 2 = 9  4 = 36 : 6 = 6 5 = 30 :10 = 3  8 = 24 – 24 = 0

Цепочка 2 ряда: 150 – 50 = 100 + 70 = 170 – 110 = 60 + 220 = 280 – 130 = 150 + 350 = 500 – 270 = 230 – 200 = 30 – 30 = 0

Цепочка 3 ряда: 1дм – 4 см = 6см + 30мм = 9см + 11см = 2дм + 30см = 5дм – 15см = 35см + 35см = 7дм + 10см = 8дм + 2 дм =  – 100см = 0

Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску. Обратим внимание, что все бумеранги заканчиваются одним и тем же числом. Таким образом, можно подвести детей к изучению любой темы по математике, связанной с нулём.

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

3,6,9,__, ___, ___.

10,  8,  __, __, ___.

90, 85, 80, ___, ____, ____.

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

3,6,9,__, ___, ___.

10,  8,  __, __, ___.

90, 85, 80, ___, ____, ____.

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

3,6,9,__, ___, ___.

10,  8,  __, __, ___.

90, 85, 80, ___, ____, ____.

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

3,6,9,__, ___, ___.

10,  8,  __, __, ___.

90, 85, 80, ___, ____, ____.

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

Луг  

Озеро  

Поле

Лес

Болото

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

Луг  

Озеро  

Поле

Лес

Болото

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

Луг  

Озеро  

Поле

Лес

Болото

Цепочка 1 ряда:

 3 • 2 = _  • 3 =   : 2 =   • 4 =   : 6 =  • 5 =   :10 =  • 8 =   – 24 =

Цепочка 2 ряда:

150 – 50 = __+ 70 = __ – 110 = __ + 220 = __ – 130 = __+ 350 = _ – 270 = __ – 200 = __ – 30 =

Цепочка 3 ряда: 

1дм – 4 см = _см + 30мм = _см + 11см = _дм + 30см = _дм – 15см = __см + 35см = __дм + 10см = __дм + 2 дм = __м – 100см =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая и парная работа на уроках английского языка

О пользе организации работы в группах и парах и конспект урока с использованием технологии работы в паре и группе...

Статья на тему: "Групповая и парная работа на уроках математики"

Материал на тему: "Групповая и парная работа на уроках математики"...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации...

Наглядное пособие к групповой и парной работе на уроке английского языка.

В этой презентации содержатся интерактивные техники групповой и парной работы на уроке в карточках, пазлах, кроссвордах и многих других увлекательных и познавательных упражнениях....

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совмест...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....

ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....