ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».
методическая разработка

 

ДОКЛАД

 Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_burlakova_a.b._.docx209.96 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ДОКЛАД

 Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Составитель: БурлаковаА.Б.,

учитель физической культуры,

http://21aksay.detkin-club.ru/images/events/mini_1_55c59d756a037.jpg

Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
Анатолий Луначарский

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Важным является разобраться, что есть современный урок.

В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Стандарт направлен на решение следующей задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками).

Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок.

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

В основу Стандарта обучающихся с умственной отсталостью положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования; развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей; рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, на это и нацелен деятельностный подходи мы должны знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках этого подхода.

Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Выделяя в качестве основной цели учебного процесса продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, актуальной и обязательной составляющей педагогического творчества становится проблема дифференциации учебной работы.

Возможность применения индивидуально-дифференцированного подхода в традиционной форме организации учебной деятельности помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. Ведь принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Под результатами понимается не только предметные результаты, но и личные, а также умение применять эти знания в практической деятельности.

 Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуальногои дифференцированного подхода.

 Важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип практической направленности обучения. Известно, что данная категория детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом, способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору обходных путей, т. е. к разному действию (если у «детей норма» перешагнуть через препятствие не составляет проблем, а ребенка с умеренной умственной отсталостью необходимо научить видеть препятствие и перешагивать через него).

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование навыков по выполнению упражнений, поддерживающих здоровье

- совершенствование навыков по выполнению упражнений, направленных на формирование правильной осанки, координации движений, плоскостопия.

Организационные условия и формы занятий Программный материал по физической культуре включаю следующие разделы: элементы гимнастики, легкая атлетика, лыжная подготовка, элементы спортивных и подвижные игры. Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий и включают большое количество игровых и занимательных моментов. На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка с применение игровых упражнений. Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методов использования физических упражнений. В соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы.

 Групповые технологии нашли сегодня еще одно необычное решение на уроках физической культуры. Использование электронных презентаций позволяет эффективно решить и визуальные и содержательные и коллективные проблемы.

По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

Одна из структур образовательного процесса это групповая технология, складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

- знакомство с материалом,

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

  обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.

 Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.

 Результатом широкого применения игровых, групповых технологий и круговой тренировки на уроках физкультуры в нашей школе стало изменение отношения к предмету.  Обучающиеся всех возрастов посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием.

Анализ литературных источников показал, что упражнения в парах присутствуют в большинстве видах школьной программы, и от хорошей совместимости партнеров зависит качество выполняемых упражнений. Применительно к гимнастике работа в парах ярко проявляет себя в помощи при выполнении заданий по развитию физических качеств, освоению двигательных умений и навыков, в страховке обеспечивающей безопасность выполнения упражнений. В легкоатлетических, в основном индивидуализированных, упражнениях с партнером можно выполнить ряд подготовительных упражнений.

Организация работы в парах требует соблюдения нескольких правил:

1. Организация учебных пар по желанию, по симпатиям.

2. Постоянные занятия в устоявшихся парах в большинстве уроков с игровой подготовкой, подготовительные упражнения на уроках всех видов, в страховке и помощи на уроках гимнастики.

3. Усложнение способа выполнения парных упражнений, выполнение их в необычных условиях.

4. Самостоятельный поиск и нахождение учениками новых вариантов выполнения упражнений в парах.

5. Взаимозаменяемость в различных парах со сменой партнеров.

Внедрение заданий в парах должно привлечь внимание учащихся, повысить их интерес и повысить уровень технической и физической подготовленности учащихся.

Вторая глава работы под названием  «Практическое изучение использования упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста» -представляет собой описание выполнения практической части работы.

На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня интереса к урокам физической культуры. Для определения уровня интереса к урокам физической культуры, рекомендуется использовать анкетирование.

На втором этапе практической деятельности для проведения анкетирования была составлена анкета, при помощи которой, можно выявить отношение учащихся к уроку физической культуры и спорта, необходимое для проведения эксперимента.

Анализ литературных источников и выполнение проектировочной деятельности позволили сделать следующее заключение.

Только положительное отношение к учению может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. На формирование заинтересованности в занятиях физической культурой направлены использование всех видов проблемно-развивающего обучения, поиск и применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников и т.д.

Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях, разнообразить средства и методы проведения урока, используя для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения.

Правильное построение урока вызывает интерес к знаниям, воспитывает у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей. Малая же занятость учащихся, низкая требовательность учителя приводят к скуке, вызывают недисциплинированность, плохую посещаемость уроков.

Основными правилами для учителя должны стать следующие:

1. Разнообразие условий проведения уроков физической культуры, как возможность вызывать интерес и двигательную активность учащихся.

2. Создание положительной обстановки на уроке повышает интерес и положительное отношение к урокам физической культуре и спорту.

3. Разнообразные средства и методы на уроке физкультуры повышают двигательную активность и отношение учащихся к уроку физкультуры.

Одними из таких средств могут стать парные упражнения.

Упражнения в парах присутствуют в большинстве видах школьной программы, и от хорошей совместимости партнеров зависит качество выполняемых упражнений. Применительно к спортивной гимнастике работа в парах ярко проявляет себя в страховке, обеспечивающей безопасность выполнения упражнений. В легкоатлетических, в основном индивидуализированных, упражнениях с партнером можно выполнить ряд подготовительных упражнений, например, помочь определить результат в прыжках и метаниях, лидировать в беге.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 188 с.

2. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр "Академия" 2002г. - 240с.

3.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
4.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
5. Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

6.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать ребятам  четкую конкретную  задачу, каждый из них должен четко понимать  и выполнять свои действия для совмест...

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях реализации ФГОС

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, он является основным критерием выбора технологии обучения....

Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС

Индивидуальная форма – форма организации обучения, при которой педагог работает индивидуально с каждым обучающимся, а обучающиеся выполняют задания индивидуально.Фронтальная форма &nda...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...