Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
    методическая разработка

    Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_urok_v_sisteme_deyatelnostnogo_podhoda.docx22.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете «Урок в системе деятельностного подхода».

    Самородова Н.А.

    Выступление на педагогическом совете «Современные образовательные технологии в коррекционном образовании в условиях внедрения ФГОС ИН»

     10.2017

    • Традиционный и системно-деятельностный подходы в построении урока: сравнительная характеристика.
    • Основные элементы и этапы урока с позиции деятельностного подхода
    • Рекомендации по проектированию  уроков. Технологические карты уроков.

    Актуальность.

    Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития.

    От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. (Чем не наша цель?)

    Слайд 3. Главное отличие деятельностного урока от традиционного состоит в:

    1. Уровне активности учащихся
    2. Роли учителя на уроке
    3. Целях урока
    4. Методах, применяемых учителем
    5. Способах оценивания

    Слайд 4. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Происходит перенос акцента с деятельности учителя на деятельность учащегося.

    Слайд 5. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

    1. Мотивация и целеполагание.

    Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности тогда, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять. Значит, прежде всего на каждом уроке нам, учителям,  необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, чтобы захотел это узнать.

    У нас чаще всего мы наблюдаем формальную мотивацию. Сообщаем тему, вспомним, узнаем, будем учиться. Зачастую полное отсутствие целевых установок  и формирование результатов урока, проговаривание того, что будет в итоге урока.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
    2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

    3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

    Слайд 8.

    1. Этап проверки домашнего задания, актуализации знаний, введения в тему.

    У нас как правила проверка домашнего задания – это фронтальная беседа. Я даже это опросом зачастую нельзя назвать. Потому как нет четких ответов детей. В лучшем случае односложные договаривания. Что происходит в этот момент. Учитель ведет беседу с одним или двумя учениками. Остальные ищут себе занятие самостоятельно. Ведь установки на то, чтобы слушать и оценивать ответ учащегося не было. Отсюда и плохая дисциплина.

    Ведь можно организовать проверку по образцу с самостоятельным оцениванием работы. Можно дать проверочную работу по домашнему заданию или др. Дайте решить подобное задание или написать правило по памяти. И тогда можно делать переход к тому, что мы уже знаем и что нам надо узнать.

    1. Выведение темы урока.  

    А) Математика. Дециметр.

    Прием «найди лишнее» – (рост синички) – 1см, 12см, 1дм 2см, 8см, 10 см

    Б) скороговорки.  

    Прием «Расшифруй». В чем принцип деятельности – можно просто дать скороговорку, а можно побудить к деятельности – надо расшифровать. В чем проблема – нужен шифр. Хорошо работает принцип переноса знаний. Даю другую шифровку – и говорю. Поставьте себе задание.  И уже по прошествии месяца – сами определяют пару звуков. Отсюда возможен и выход на тему занятия. Например, часто встречающиеся звуки – б-п. Отгадайте тему урока. Парные согласные.  Еще один вид задания: даю две маленьких скороговорки, выучить ту, которая соответствует теме урока. Вот и начинается мыслительный процесс, анализ, установление связей.

    Прием «Подведение к выводу».

    Внеклассное мероприятие. Детям предлагается (пара, тройка) расставить по степени важности таблички с названиями профессий.

    В результате у всех своя последовательность. Комментируем. Называем самую важную по мнению каждого. Мнения разошлись. Объяснение почему. Но проблема – найти самую важную остается. Что делать? ЭТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. И если выход учениками самостоятельно не найден подводим к правильному ответу  - «Представьте себе на минутку, если бы вдруг не стало какой-то из этих профессий в нашей жизни. Что бы произошло?» Таким образом, мы подводим к выводу, что все профессии важны, все профессии нужны.

    Дидактически: постановка проблемной ситуации, включение в деятельность, определение выхода из проблемы, формулирование вывода.  

    Прием «Работа в парах».

    В два столбика записаны слова. Что мы делаем чаще всего? Мы даем задание. А можно спросить у детей? Как вы думаете, что надо сделать? Установили закономерность, соединили стрелочками

    Сложение               Минус

    Деление                  Плюс

    Сумма                Больше

    Увеличить                Меньше

    Сравнить                Равно                

    Проверка организуется у доски, на которую вынесено задание. Выходит пара детей: один соединяет слова, а другой – аргументирует. Кто какую роль будет выполнять,  дети решают в процессе обсуждения.  Такой вид работы создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, даже слабый ребёнок чувствует свою значимость в общем деле, а, значит, у него повышается мотивация к обучению.

    1. Этап первичного закрепления.

    На данном этапе важно увидеть степень восприятия и понимания учащимися материала. Как это сделать?

    Надо: организовать работу ребенка по выявлению места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: вернуться, найти ошибку (сравнив с образцом, алгоритмом или вы установке учителя), осознать причину ее появления – что не так сделал?

    Прием «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    У математиков применяется  образец развернутого алгоритма с решением.

    1. Этап оценивания и рефлексии.

    оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, как  решал, почему и в чём ошибался;

    - отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность;

    1. Анализ урока

    Необходимо обратиться к мыследеятельностной педагогике: задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.. Не создав ситуации общения – не научим говорить. Не будем стимулировать мышление – не будет развития. Давайте давать детям самостоятельность. Они способны на многое. Дети 1 и 2 групп способны на большее, чем мы им даем.

    Технологическая карта учащегося. Примеры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

    Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

    Обеспечение доступности образования различных категорий обучающихся в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Выступление на педагогическом совете, раскрывает особенности организации обучения детей с умеренной умственной отсталовтью.в связи  свнедрением Стандарта.Удовлетворение особых образовательных пот...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

    «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

    Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....