«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»
статья

Ярославцева Галина Ивановна

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Формирование профессиональной компетентности педагога
в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Слайд 2

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Слайд 3

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Слайд 4

Профессиональная компетентность педагога включает в себя составляющие

предметную, психолого-педагогическую и методическую.

Слайд 5

Рассмотрим п

1 Педагогическую компетентность

 В организации педагогической деятельности:

-умение устанавливать субъект-субъективные отношения;

-умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучаюшихся, воспитанников;

-умение реализовать педагогическое оценивание.

2 Педагогическую компетентность

В области личностных качеств:

-эмпатийность и социорефлексия;

-самоорганизованность;

-общая культура.

3 Педагогическую компетентность

В обеспечении информационной основы педагогической деятельности:

-компетентность в методах преподавания;

-компетентность в предмете преподавания;

-компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности.

4 Педагогическую компетентность

В разработке программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений:

-умение разработать собственную программу и методические и дидактические материалы;

-умение принимать решения в педагогических ситуациях.

5 Педагогическую компетентность

В мотивировании обучающихся, воспитанников:

-умение создавать ситуации обеспечивающей успех в учебной, воспитательной деятельности;

-умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся воспитанников.

6 Педагогическую компетентность

В постановке целей и задач в педагогической деятельности:

-умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся воспитанников;

-умение перевести тему занятия в педагогическую задачу;

- умение вовлечь обучающихся воспитанников в процесс формулирования целей и задач.

Слайд 6

Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
  2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  3. Различные формы педагогической поддержки.
  4. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
  5. Трансляция собственного педагогического опыта.
  6. Использование ИКТ и др.

Слайд 7

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование педагога

Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляет высокие требования к педагогу.

Но при переходе к ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы уже столкнулись с множеством проблем. Какие же это проблемы?

Слайд

Проблемы педагога в реализации требований ФГОС

  1. Организация работы по реализации АООП Вариант 2  

-Обучение детей с умеренной умственной отсталостью по ИПР (индивидуальным программам развития).

II. Неготовность к переходу на новую систему оценивания  личностных результатов освоения АООП и уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС по Вариант 1 .

  1. Недостаточное использование интерактивных, электронных средств обучения (ресурсов Интернет) в практике работы педагогов.

Слайд 9

Пути решения проблем

I

  1. Самообразование

-знакомство с нормативными документами

-изучение опыта коллег

Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Псков

-слушание вебинаров по данной проблеме

-повышение курсов квалификации и др.

2. Разработка АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

3. Разработка локальных актов

4. Разработка ИПР обучающегося на учебный год

5. Разработка рабочей программы по предметам на учебный год

6. Разработка системы оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Слайд 10

II

  1. Доработать  систему оценивания  личностных результатов освоения АООП и уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС по Вариант 1 для 1-4 классов
  2. Разработать систему оценивания  личностных результатов освоения АООП и уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС по Вариант 1 для 5-11 классов

III Совершенствовать использование интерактивных, электронных  средств обучения (ресурсов Интернет) в практике работы учителя.

Слайд 11

Что является самым важным для успешной работы педагога по  ФГОС?

Важным является желание педагога меняться. Каждый из нас должен осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Слайд 12

«Профессионально-компетентным является такой труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании обучающихся».

Слайд 13 Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат» Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения Подготовила учитель Ярославцева Г. И.

Слайд 2

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег

Слайд 3

Понятие профессиональная компетентность педагога это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Слайд 4

Профессиональная компетентность педагога составляющие

Слайд 6

Развитие профессиональной компетентности Основные пути

Слайд 7

Этапы формирования профессиональной компетентности

Слайд 8

Проблемы педагога

Слайд 9

Пути решения проблем

Слайд 10

Пути решения проблем

Слайд 11

«Учитель живёт пока учится » К. Д. Ушинский

Слайд 13

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...