Развитие творческой активности и умственной самостоятельности школьников
материал по информатике и икт по теме

Любина Светлана Борисовна

Доклад на РМО учителей информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей информатики

25 марта 2010 г.

Докладчик Любина С.Б., руководитель РМО, учитель информатики МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УМСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

«Здравствуйте дети! Садитесь!» - этими словами начинается в школе любой урок. И от того, как они произнесены, и что за этим последует, зависит многое. Начало урока, это как первая фраза актера на сцене:  фальшиво  произнесенная, она не только затрудняет ему вживание в образ, но и совершенно иначе настраивает зрителей. Последнее,  по моему мнению,  для учителя очень важно. Ученики очень чутко улавливают тон учительского голоса, и сами настраиваются на тот же лад.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков.

Одним из определяющих факторов развития творческой активности и умственной самостоятельности школьников является познавательный интерес, который выступает в роли носителя интеллектуальных явлений, эмоционального состояния и волевых усилий личности.

Познавательный интерес школьников формируется по двум каналам:

1) средствами отбора информации;

2) средствами включения школьников в познавательную деятельность.

Объясняется это тем, что любая информация педагогов, в какой бы степени она не была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащийся испытывает удовлетворение при условии, если в собственной деятельности испытывают успех и ощущает интеллектуальное и духовное развитие. Главное в деятельности учащихся – чувство собственного роста в условиях ситуаций успеха.

Как формируется познавательный интерес учащихся на каждом этапе урока?

1. Необходимо продумать эффективное начало урока: - для этого важно подобрать информацию, которая вызывает желание поиска или протест учащихся против негативных фактов, мобилизует учащихся на осмысление темы, проблемы (эпиграфы к уроку, наглядное оформление урока).

Эпиграфом к уроку по теме «Массивы» могут быть слова: «Фома идет в реку, Фома не труслив, хоть там алегаторов целый массив».

А к уроку по теме: « Символьные переменные» - «Слово не воробей, а последовательность символов».

Можно провести кратковременный фронтальный опрос, который помогает выявить степень осмысления домашнего задания учащимися, мобилизует их внимание (тесты, вопросы в стихотворной форме).

2. Продумать опрос учащихся так, чтобы при этом отмечалось их сопричастность (в коллективном обосновании фактов, явлений, процессов, событий): - Оригинальное начало опроса продумывают сами учащиеся (предлагают варианты опроса, уточняют, какие вопросы являются наиболее важными, определяют различные способы их интерпретации).

Например: на один и тот же вопрос выслушиваются несколько ответов. Они разные. Одни передают лишь материал, услышанный из уст учителя или текст учебного пособия, другие привлекают наглядность, третьи сопровождают свои ответы выводами.

Учащиеся обсуждают ответы, анализируют их, задают отвечающим вопросы и участвуют в обсуждении оценок, тем самым сравнивают ответы и обучают всех. При этом внимание учащихся повышается во много раз. Они вдумчиво относятся к ответам своих товарищей, уверенней выполняют задание педагогов.

Во время опроса должен присутствовать дух коллективного творчества (один придумал оригинальный способ решения задачи, второй затем его повторил; первый определил признаки понятий, другой их обосновал, третий обобщил ответы двух первых).

Действие более сильных учащихся предлагается осмыслить и прокомментировать, а более слабые должны воспроизвести, повторить эти действия;

Сформированный способ деятельности можно усложнить дополнительными элементами. Решение задач можно усложнять введением дополнительного элемента в ее содержание. Определив способ решения, учащиеся самостоятельно выполняют задания, справившимся с заданием предлагается еще раз усложнить эту задачу или поискать более рациональный способ решения. Творчество учащихся при этом усиливается, дает возможность школьникам постоянно ощущать собственный рост, а это непременное условие успешного обучения.

После коллективного анализа трудного задания в эту же работу повторно вовлекаются более слабые учащиеся: «топтание на месте» в таких ситуациях – основа и путь к новым знаниям; периодическое повторение таких действий воспитывает ответственность учащихся к учебе, устраняет пробелы в знаниях и тем самым повышает интерес к учебе.

Обоснование знания можно проводить по цепочке или спирали: первый ученик придумывает оригинальное начало ответа; второй – продолжает ответ (мысли первого); третий – второго; затем снова первый ответ третьего (повышает ответственность учащихся в процессе обоснования домашнего задания или другой коллективной работе).

В процессе комментирования ответов необходимо учить учащихся не исправлять недочеты своих товарищей, постановкой вопроса пытаться нацелить на более правильный убедительный ответ. Высокую умственную активность вызывают такие задания, которые требуют от школьников исправления, чьих либо логических, фактических, стилистических и прочих ошибок. Устранение различных ошибок воспитывает внимание, приучает контролировать других и себя. Исправляя неправильное - ученик значительно глубже понимает правильное. За каждым «не так» ребенок живо ощущает «так».

3. Необходимо продумать объяснение нового материала так, чтобы полученные ранее знания, стали базовыми для новых.

Любая получаемая человеком информация интересна для него только тогда, когда в ней есть новое и старое, уже знакомое. Поэтому перед введением новой учебной темы имеет смысл провести короткую беседу, мобилизующую знания, которые дети уже имеют по этому вопросу.

Формы привлечения старых знаний к освоению нового материала могут быть самыми разнообразными:

- выявления аналогичных ситуаций,

- сопоставление,

- противопоставление,

- прослеживание общих закономерностей,

- выделение новых сторон в известном,

- использование новых знаний в старых условиях, с новыми целями.

В процессе такой работы у учеников складываются важнейшие умения: вспомнить нужные знания, отобрать из них только те, которые требует поставленная задача и активно, самостоятельно использовать ее для решения. Такая работа памяти не имеет ничего общего с механическим воспроизведением заученного. В результате активизация «думающей», «ищущей» памяти приводит к значительному повышению интереса, формирует творческое мышление.

В процессе объяснения нового материала учителю необходимо выделить, эмоционально окрасить, «обкатать» отдельные слова, выражения, мысли, выводы.

Интерес к обучению в значительной мере связан с тем, понимает ли школьник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможности их применения. Чтобы достичь этого понимания необходимо подбирать к уроку интересные, жизненные задачи.

Любая практическая деятельность в условиях, приближенных к жизненным, полезна. Человеку всегда интересно творчество, когда он создает что-то свое, не такое как у других.

Тема создания малого предприятия актуальна и интересна для сегодняшних выпускников. В рамках предложенной темы можно широко использовать практически все возможности Microsoft Office, а так же развивать творческое мышление. Предложить учащимся подумать над оформлением документов своего предприятия.

Например, придумать название фирмы, эмблему, печать, начальный бизнес–план, сделать визитку, рекламируя самого себя и свое предприятие, оформить текстовый документ и распечатать его. Учащиеся, получившие твердую копию, сдают зачет по пройденному материалу в виде собеседования.

Изучение электронных таблиц идет в виде деловой игры. Тема все та же –«Создание малого предприятия». Учащиеся знакомятся «с элементами экономических знаний». Что такое уровень дохода, уровень налога, прибыль, как составить расчетную платежную ведомость. После этого предлагается домашнее задание: составить расчет платежной ведомости, таблицу товаров и услуг. Конечно, все это делается в упрощенной форме.

Можно подготовить для ребят рассказ о том, что происходит с людьми, которые не владеют знаниями в ситуациях, когда эти знания необходимы.

Активность учащихся на уроках заметно повышается, если они ставятся в условия выполнения функций учителя на уроке, предвосхищают действия педагога, ведут урок или часть урока.

Учащиеся могут продумывать оригинальное начало и обосновать выводы к изучаемому материалу, а так же самостоятельно оценивать ответы своих товарищей.

4. Необходимо организовать задание на дом так, чтобы могла появиться коллективная мысль и активность учащихся. Нацеливать учащихся самостоятельно определять объем домашнего задания (указать тему, выделить главные мысли в ней, уточнить информацию для повторения.)

Одним из источников однообразия обучения является неизбежное обстоятельство, что все должны изучать одно и то же. Одно и тоже учить, одно и тоже отвечать, одно и тоже повторять, и никуда от этого не денешься, но возможно и отступление от этого однообразия. Учитель может предложить каждому ученику выбрать наиболее понравившийся ему объект изучения. Урок в таком случае проходит несравненно интереснее. Прежде всего, выбранное самим задание и преподносится учеником интереснее. И ответ каждого ученика интересен остальным ребятам: а что он выбрал? Важным моментом в такой форме опроса является еще и то, что к одним и тем же знаниям каждый ребенок идет своим путем.

Учитель в то же время не должен забывать об оптимальном уровне трудности каждого задания, что является одним из основных условий интереса. Если материал слишком легок, большая часть класса скучает. Если же он слишком труден, ученики быстро утомляются и волей-неволей выключаются из хода урока. Интересно становится тогда, когда материал нелегок, но посилен.

«...Нападая на непреодолимые по возрасту трудности, - писал К. Д. Ушинский, - ребенок может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в учении. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле».

Слишком легкая деятельность так же тяготит школьников, не воспитывает в них стремление преодолевать трудности. Легкий успех не приносит удовлетворения. Поэтому учитель должен создавать для учащегося ситуацию успеха, поддерживать интерес в учении, вселять веру в успех, усложняя задания.

5. В процессе осуществления обратной связи, воспитания ответственного отношения школьников к учению и формированию познавательного интереса большую роль играет контроль и оценка знаний.

Важно при первой встрече рассказать учащимся о критерии оценок, чтобы они уяснили основные требования, которых придерживается учитель, оценивая их знания.

Старательного ученика позволительно авансировать оценкой. Надо учитывать степень переживания, «ранимость» школьника.

Важно знать также, кого из учащихся, на какой вопрос и когда вызвать для ответа. Наиболее распространенной ошибкой в организации проверки знаний учащихся является однообразие способа и место оценки на уроке (выставляется лишь в процессе индивидуального опроса или в конце урока).         Оценивать ответы отдельных учащихся можно и нужно на всех этапах урока: в процессе опроса, во время объяснения нового материала, и в конце урока. Индивидуальный ответ ученика (решение задачи, рассказ) можно оценить сразу. Некоторым учащимся важно выставлять отметки во время или после фронтального опроса.

Для проявления творческой активности учащихся отбирают для урока информацию, которая вызывает наиболее эмоциональный отклик.

Стараться разнообразить тип уроков:

- Урок–соревнование, где в стихотворной форме составляются вопросы.

- Урок–диспут, беседа, лекция, групповая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

- Урок–суд над операторами (в стихах).

- Урок с показом презентаций, подготовленных учащимися.

Проблемное изложение изучаемого материала позволяет развить у учащихся такие качества мышления как доказательность, критичность, последовательность, логичность ума, что позволит в дальнейшем ученику быть успешным в жизни, решать не только академические, но и социальные проблемы.

Традиционная отметка, которая является самым распространённым элементом системы образования, порождает репрессивную среду в школе, нарушающую естественный педагогический и познавательный процесс и, как показывает жизнь, негативно сказывающуюся на психическом и физическом здоровье, как учащихся, так и учителей. Поэтому важен переход от оценки к самооценке, позволяющий развивать в учащихся самостоятельность в познании самого себя и своих способностей.

        Если мы верим в то, что обучение не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то в классе будет создана атмосфера признания, поддержки и позитивного отношения.

        Если учитель не заботится о том, чтобы на уроках находилось время для шуток и взаимопонимания, то ученики сами создают свою «карнавальную культуру», где «классные шуты» восстают против скуки и однообразия на уроке.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нету боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явление –

Урок, рожденный вдохновением.

Примечание: примеры разработок уроков взяты в сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Развитие творческой активности и самостоятельности на уроках литературы.

Существует много подходов к самостоятельности и творчеству,  но всех их объединяет нацеленность на побуждение учащегося  к самостоятельному изучению, поиску нового. Нового, – в котором...

Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...

Развитие творческой активности школьников на уроках технологии.

В данной статье рассказывается о некоторых приемах развития творческой активности школьников на уроках технологии....

Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности учащихся

В статье обобщен опыт по организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...