Развитие творческой активности и самостоятельности на уроках литературы.
статья по литературе по теме

Гордеева Нина Фёдоровна

 

Существует много подходов к самостоятельности и творчеству,  но всех их объединяет нацеленность на побуждение учащегося  к самостоятельному изучению, поиску нового. Нового, – в котором учащийся оставит «частичку» себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности и самостоятельности на уроках литературы.

(Из опыта работы)

Подготовила: Гордеева Н.Ф.

Что такое урок литературы и каким он должен быть? Для учащихся – это часть их жизни, которую они активно проживают, когда им интересно или они четко осознают полезность происходящего. Но у многих наших учащихся (не важно, где они учатся: в школе, училище, лицее) постоянно вертится на языке вечный вопрос: «Зачем мне это все нужно?»

Урок литературы – это воздействие учителя на личность ученика. Это воздействие требует особого прочтения литературного произведения, в котором усилены эмоциональные начала и которое сближено с нравственной проблематикой, актуальной для учащихся.

Чаще всего учащиеся не читают художественные произведения. Ю.М.Лотман писал об этом: «Одна из причин, почему школьники и молодежь отучаются читать классику, состоит в привычке к облегченному чтению, следствием чего является отвычка от умственного труда вообще».

Главная задача уроков литературы – научить понимать, чувствовать, любить. Учащиеся должны научиться воспринимать чтение как «труд и творчество».

Научиться читать – это, прежде всего, научиться анализировать художественный текст, т.е. общаться с писателем на его языке. У наших ребят в результате работы на уроке должна возникнуть потребность «медленного», возвращения к уже прочитанному, подключения различных контекстов, наконец, фиксирования результатов. Текст нужно «изведать» - прожить, прочувствовать, понять.

М.М.Бахтин писал о двух видах анализа художественного текста «… может быть либо относительная рационализация смысла (обычный научный анализ), либо углубление его с помощью других смыслов (философско-художественная интерпретация)».

Одна из задач учителя – убедить учеников в том, что чем больше увидено, прослушано, прочувствовано, прочитано, тем глубже наше понимание, тем ближе мы к читателю, о котором мечтает писатель.

«Художественное произведение,- писал Ю.М.Лотман,-… надо не только понять – им надо насладиться, пережить, перечувствовать… Для того, чтобы ученик полюбил произведение, оно должно перестать быть безликой книгой на полке и тем более не «заданием».

Как сделать чтение творческим процессом, в котором объединяются интеллект и чувства, память и воображение, как помочь услышать голос автора, а самое главное,- пробудить у учащихся желание дочитать дома художественное произведение?

Учитель должен научить активно, творчески работать с текстом. Воспитание творческой активности у учащихся является одной из основных воспитательных задач и требует органического сочетания учебной и воспитательной работы каждого учебного заведения.

Эта проблема может быть решена не только силами педагогического коллектива. Большая роль здесь принадлежит родителям.

Хотя в наш современный век, век компьютерной технологии, тема творческой самостоятельности считается уже устаревшей, не нужной. Зачем что-то делать, думать самому, когда есть интернет, когда можно во «всемирной паутине» найти много всего наиинтереснейшего и познавательного. Нужно только знание компьютера, и тогда любое задание будет выполнено. А вот чтение, размышление – все это отодвигается на второй план.

            Учащиеся должны  не только самостоятельно выполнять задания, но и проявлять инициативу, смекалку и даже творчество в учении и т.д.

Творчество рождается в такой обстановке, которая вдохновляет и учителей, и учащихся. Созданию такой атмосферы помогают интересные мероприятия. Особое место занимают игры, КВН, дискуссии,  литературные вечера, экскурсии.

Когда речь идет о воспитании самостоятельности учащихся на уроках литературы, имеется в виду формирование таких качеств личности, которые определяются широким литературным образованием.

Говоря о воспитании самостоятельности в процессе изучения литературы, мы имеем в виду воспитание у учащихся таких качеств, как сознательность чтения и преодоление неумения видеть разницу между жизнью действительной и жизнью, ставшей предметом искусства. Сознательное чтение уже предполагает известный анализ литературного произведения, следовательно, и умение выбрать книгу для чтения, и умение обосновать этот выбор, и умение оценить книгу после чтения – все это результат анализа литературного произведения.

Ученики  проникаются  интересом  к  изучаемому  вопросу  лишь  тогда,  когда

сталкиваются  с  конкретным  человеком  или  «примеряют»  литературный  образ,  его

мировоззрение,  судьбу  на  себя.  Например,  при  изучении  романа  «Преступление и наказание» учащимся предлагается написать небольшую письменную работу – совет  друга Родиону Раскольникову. Как он должен был бы поступить в той ситуации, в которой он оказался: должен ли он был убивать старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету или нет.

Таким образом, при написании этих и  подобных  им  творческих работ  ребята  вживаются  в  тот  или  иной  образ,  стараются проследить связь эпохи создания произведения и современности.

Обратимся еще к некоторым  примерам.

Знакомя учащихся с образом Базарова, таким далеким от ребят и сложным, рассказав многое о Базарове, указав на эпизоды из романа, раскрывающие этот образ, учащимся предлагается прочитать внимательно отдельные сцены и самим сделать выводы. Из 24 главы романа читается сцена «Вызов на дуэль». Учащиеся затем самостоятельно (по возможности) читают эти страницы и готовят ответы на вопросы:

1.Что нового узнали вы о характере Базарова из этой сцены?

2.С помощью каких художественных средств характеризует Тургенев своих героев?

Учащиеся правильно обратили внимание на трость в руках Кирсанова, на торжественную серьезность тона Павла Петровича и на злую иронию Базарова. Не все сразу поняли, почему Павел Петрович пришел с тростью, хотя «он обыкновенно хаживал без трости». Учащиеся пришли к мнению, что Кирсанов взял трость, чтобы оскорбить Базарова в том случае, если бы он отказался от дуэли. Затем они нашли в тексте слова, объясняющие поведение Павла Петровича: «… и могу теперь надеяться, что Вы примете мой вызов, не заставив меня прибегнуть к насильственным мерам». – «То есть, говоря без аллегорий, к этой палке?» - хладнокровно заметил Базаров».

Такой анализ убедил учащихся в том, что в художественном произведении одно слово помогает иногда понять оттенок мысли и чувства писателя.

При изучении творчества любого писателя на первом уроке учащимся задается вопрос:  «Что можно сказать о данном писателе, глядя на его портрет? Какие у него глаза? Взгляд?» и  т.д. Здесь учащиеся проявляют свою самостоятельность, сообразительность. А затем на последнем уроке вновь возвращаемся к портрету и выясняем, все ли верно было замечено и сказано с первого взгляда.

Одним из видов самостоятельной работы был анализ стихотворного текста. Для анализа была взята песня «Русь» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Текст песни читали на уроке, ее идейное содержание раскрывал учитель. Затем перед учащимися были поставлены следующие вопросы:

1.Как в языке песни выражен контраст?

2.Почему в этой песне меньше просторечных слов и выражений, чем в песнях «Барщинная», «Солдатская», «Соленая» и др.?

3.Как вы понимаете четвертую строфу песни «Русь»: «Сила с неправдою не уживается, жертва неправдою не вызывается»?

Еще одним видом творческой деятельности и самостоятельности является рисование. Кроме анализа текста художественных произведений, учащимся после изучения текста было дано задание - нарисовать иллюстрации к заданной теме. Здесь учащиеся должны были изобразить то, как они поняли это произведение и конкретно какой образ. Например, образ Дикого и Кабанихи из драмы А.Н.Островского «Гроза». Если кто из учащихся не смог нарисовать, то они должны были написать то, как они хотели бы изобразить этот образ.

При изучении романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого были поручены устные сообщения об основных военных сражениях, отраженных в произведении. Например, «Бородинское сражение» и т.д.  

Помимо устных небольших докладов, сообщений, ответов на вопросы, на уроках  литературы проводились краткие письменные работы. (Что сейчас и требуется при сдаче ЕГЭ по литературе. Но, к сожалению, очень мало ребят в системе начального профессионального образования сдают такие экзамены).  Такие задания приучали  кратко излагать главное, служили  формой контроля и тренировки в грамотности.  Вопросы и задания были, например, такие:

Что мне больше  всего понравилось и запомнилось в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева?

От таких малых форм учащиеся переходили к сочинениям-миниатюрам, затем к сочинениям большого объема. Например, «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» (сочинение-миниатюра).

При написании сочинений обобщались знания по всей пройденной теме. Надо отметить, что сочинения – трудный вид работы для учащихся. К тому же сейчас очень много издается сборников готовых сочинений. Ребята мало читают критические статьи, которые в последнее время вычеркнуты из программы.

И, наконец, хочется сказать несколько слов на тему об общении и повторении материала. Заканчивая ту или иную тему по литературе, учащимся предлагается составить кроссворд. Здесь перед ними проходит все творчество данного писателя. Некоторые учащиеся помимо кроссворда составляют филворд.

Так, применяемая система работы с учащимися на уроках литературы помогает формировать у них навыки самостоятельного анализа художественных произведений.

Но для учеников характерно еще стремление  выделиться, проявить индивидуальность, создать  что-то  свое.  Таким  образом,  важно    использовать  инновационные  методы  и нестандартные формы  работы. Полнее всего индивидуальность ученика проявляется в ходе  совместной  деятельности  обучающихся,  в  то  же  время  выполнение  заданий, требующих коллективной деятельности, приобретает характер сотворчества.

При  подготовке  к  уроку-конференции на тему: «Поэзия, опаленная войной»  были сформированы 3 группы учащихся, которым было заранее дано задание собрать материал о поэтах, пишущих про войну, в разное время. Ребята должны были выпустить газеты, подобрать записи песен о войне, подготовить выразительное чтение стихов, сделать фотомонтаж из портретов поэтов-фронтовиков. В ходе урока должны были написать небольшие статьи-рецензии, которые в конце урока зачитывались.

XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством

образования  могут  сыграть  именно  современные  информационные  технологии,

материальной  основой  которых  являются  компьютеры  и  компьютерные  системы,

различные  электронные  средства,  аудио-  и  видеотехника.  Внедрение  компьютерных

технологий  в  уроки  литературы  позволяет  повышать  интерес  учащихся  к  предмету,

развивать  у  них  творческое  мышление,  формировать  целостное  отношение  к

информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и

самообразованию  с  использованием  информационных  технологий  и  мультимедиа-  и

интернет-ресурсов.

Развитие  творческих  способностей  через  использование  ИКТ  является

неотъемлемой частью моей работы. У каждого учащегося  есть способности и таланты.

Проявить им свои дарования дает использование  ИКТ.  Моя  задача  заключается  в  том,  чтобы,  учитывая  значение информационных технологий, найти им надлежащее место в образовательном процессе. ИКТ, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.

Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении  нового  материала,  при  опросе  учащихся,  при  закреплении  знаний  и

совершенствовании  умений  и  навыков,  в  процессе  повторения   пройденного.  При

закреплении  знаний  и  при  опросе  на  уроках  по  творчеству  А.П.  Чехова  можно

использовать викторину «Угадай героя по описанию» и важные даты в биографии автора,

используя ИКТ.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.          

Существует много подходов к самостоятельности и творчеству,  но всех их объединяет нацеленность на побуждение учащегося  к самостоятельному изучению, поиску нового. Нового, – в котором учащийся оставит «частичку» себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка

Организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко ре...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности учащихся

В статье обобщен опыт по организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...