Главные вкладки

    Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
    статья по русскому языку на тему

    Потапенко Ирина Васильевна

     

    Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии и приемы для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся, которыми готова поделиться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 с. Новозаведенного»  Георгиевского района Ставропольского края

    Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

    И. В. Потапенко, учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного

    Георгиевского района Ставропольского края

                                         2016 год

    Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии и приемы для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся, которыми готова поделиться.

    В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

    Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.

    В своей практике я применяю такие задания на обычных уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию и развитию творческих способностей.

    1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

    • Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

    2.Толкование языковых терминов.

     Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то.

    • - Без чего оно теряет свой полный смысл?
    • – Без существительного.

    Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его».

    3.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.

    Например, в начале изучения темы «Члены предложения» я приношу в класс необычный, непонятный предмет («нечто с другой планеты»). Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:

    • - Что это?
    • - Что он делает?
    • - Какие у него свойства?
    • - Где применяется?
    • -  Как? Для чего? И т.д.

    Каждый ответ рождал новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение – в них отражены.

            Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого своё. Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным.

    При изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать стихотворение З.Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью  из одних прилагательных:

                        Всё кругом.

    Страшное, грубое, липкое, грязное,

    Жестко тупое, всегда безобразное,

    Медленно-рвущее, мелко-нечестное,

    Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

    Явно-довольное, тайно-блудливое,

    Плоско-смешное и тошно-трусливое,

    Вязко, болотно и тинно застойное,

    Жизни и смерти равно недостойное,

    Рабское, хамское, гнойное, черное,

    Изредка серое, в сером упорное,

    Вечно лежачее, дьявольски косное,

    Глупое, сохное, сонное, злостное,

    Трупно-холодное, жалко ничтожное,

    Непереносное, ложное, ложное!  

    -Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?

    Ребята дают очень разные ответы: омерзения, отчаянья, безнадежности, неприятной темноты, духоты и т.д.

    - Значит, - говорю я, - все прилагательные, которые здесь встретились, можно назвать синонимами?

    - Каковы же конечные строчки…

    Но жалоб не надо; что радости в плаче?

    Мы знаем: все будет иначе.

    _ Что же теперь вы скажете?

    4. Сочинение через восприятие музыки (описание картины)

    Работа по развитию творческих способностей учащихся

                             на уроках литературы.

    1.Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание

    Такой пример. Провожу с детьми игру: расставляю разноцветные карточки (до 15-20 оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красную карточку.

    -Почему красная?

    -Потому что красивая.

    -А еще какая?

    Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает то, что заложено в ребенке с рождения - способность видеть мир в цвете.

    2. Рисование стихотворение

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    обсыпает ветки
    Новым серебром.

    1 строка

    1 строфа

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    1 строка

    2 строфа

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    1 строка

    3 строфа

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    1 строка

    4 строфа

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    В каждую клетку «строка» заносится изображение того, что рисуется в голове ребенка при прочтении строки.

    3. Радужная неделя

    Подбираю к уроку материал (слова, предложения, стихотворения, небольшие рассказы), к которых присутствуе цвет, соответствующий дню недели. Ребята готовят материал о значении цветов, этимологии слов, обозначающих оттенки этих цветов.

    На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по русскому языку и литературе и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков. Важно, чтобы занятия порождали воодушевление и творческую активность учеников.

    Создание ситуации успеха помогает ученику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания творчества и разжечь её до яркой звезды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

    Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьны...

    Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

    Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

    Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...