РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».
статья (8 класс) на тему

Надершина Лейсан Фаруховна

Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьных лет и с годами постоянно развивать.

Главная цель инновационного педагогического опыта - развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости, самостоятельности, подготовка ребенка к миру открытий, помочь ему научиться видеть мир как мир возможностей, справляться с трудностями и никогда не опускать своих рук, помочь в самореализации в обществе.

 Для достижения этой цели  на уроках русского языка и занятиях кружка «Юный журналист» я использую следующие педагогические технологии: игровую, КТД (коллективно-творческое дело), проблемную, поисковую, проектную и исследовательскую, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nadershina.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

Надершина Л.Ф.

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1
     им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» г.Арск

Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьных лет и с годами постоянно развивать.

Главная цель инновационного педагогического опыта - развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости, самостоятельности, подготовка ребенка к миру открытий, помочь ему научиться видеть мир как мир возможностей, справляться с трудностями и никогда не опускать своих рук, помочь в самореализации в обществе.

 Для достижения этой цели  на уроках русского языка и занятиях кружка «Юный журналист» я использую следующие педагогические технологии: игровую, КТД (коллективно-творческое дело), проблемную, поисковую, проектную и исследовательскую, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности.

 Чтобы развивать ребят я развиваюсь сама не останавливаясь на достигнутом, стараюсь увидеть вокруг себя и решать открытые задачи, доказываю свое мнение ученикам аргументами, а не силовыми приемами, использую в своей работе открытые вопросы, открытые задачи. В школе, как правило, обучающиеся решают закрытые задачи, где все условия известны, но после школы они столкнуться с рядом открытых задач.

Работа над этой проблемой предусматривает использование разных интерактивных технологий на уроках и во внеурочное время. Моя деятельность направлена на внедрение разнообразных приемов, методов учебной и воспитательной деятельности, которые способствуют формированию жизненной компетентности учеников, создания творческой атмосферы, реализацию принципа равноправного диалога между учителем и учеником.

Я считаю, что литература помогает творческому развитию, становлению личности, особенно классическая литература. Произведения  русской классической литературы – залог духовно-нравственного здоровья нации, её крепости, способности преодолевать неимоверные тяготы жизни. Она помогает в формировании собственного мировоззрения, национального сознания. Полностью охватить творчество поэтов и писателей на школьных уроках дети, скорее всего, не успеют. Если еще несколько лет назад на литературу приходилось 5 часов в неделю, то теперь только 2, поэтому на уроках русского языка и на занятиях кружка я часто обращаюсь к произведения русской классической литературы.

Я использую такие виды деятельности:

1.Погружение в деятельность. Погружение детей в разные виды творческой деятельности перед чтением текста, вдохновляет их и готовит к предстоящему восприятию текста. Через живопись, музыку, ролевые игры, проекты фильмов, моделирование, и не только, ребята получают возможность поделиться лексикой, идеями, впечатлениями, которые наполнят их свежими мыслями и идеями.

2.Чёткая цель. Какой смысл читать и писать, если не знать, зачем это делать? Я стараюсь объяснить учащимся цель всех заданий, и особенно, по развитию навыков письма. И не важно, что это - электронное письмо или статья для школьной газеты. Наши ученики знают, что уровень их письменной работы должен быть достойным, ведь каждая работа имеет конкретного адресата.

3.Публикация работ. Один из эффективных способов выражения ценности детских работ и реального стимула для них, является возможность публикации их письменных работ. Так я знакомлю их с журналистикой. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука! У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Используем знания на практике. Например, издание школьной газеты. В 2009 г. наша школьная газета заняла 1 место в районном конкурсе «Вместе весело шагать».

4.Думаем  вместе.  Обсуждение ведется  в непринужденной форме, каждый выражает своё мнение и неважно совпадает оно или нет с мнением других, учимся уважать чужое мнение, даже если оно кажется неверным. Ошибки не осуждаются, а обсуждаются. Учимся находить причинно-следственную связь.

5.Индивидуализация обучения фонетики и орфографии. Все фонетические и орфографические упражнения могут превратиться в увлекательную игру с множеством сенсорных и физических действий, что позволяет удовлетворить учебные потребности обучающихся всех типов восприятия.

6.Креативная грамматика. Обучение грамматике языка невозможно в изоляции, иначе какой смысл такого обучения? Обучающиеся осознают грамматические явления и применяют их в своих письменных работах, только когда они начинают читать тексты с позиций автора. Обучающиеся объясняют правила пунктуации на основе своих собственных текстов, содержание которых ими изложено и пережито. Изучение и творческое преломление данных текстов и является продуктивным обучением грамматики.

7.Взаимооценка и самооценка. Дети всегда с интересом оценивают работы друг друга. С чётким алгоритмом действий и критериями оценки письменных работ, обучающиеся с лёгкостью справятся как с самооценкой, так и взаимооценкой. А имея в тетрадках образцы проверки работ учителем, ребята понимают, чего от них ожидают. Они хорошо ориентируются в письменных работах одноклассников, находят интересные примеры для изучения, грамотно анализируют структуру высказываний и языковые средства и аргументируют поставленные отметки. Осознав, что взаимооценка сама по себе является эффективным способом организации обучения, учителя убеждаются, что их предназначение в классе – создание условий для взаимообучения.

8.Философствование с детьми. Практическая философия – это обучение мышлению, обучение существованию, а не просто обучение. В определенном смысле мышление – есть остановка, прекращение этого бесконечного потока неотложных дел и их обдумывание, размышление и анализ. Полезно остановиться и подумать. Что делаю? Зачем? Упражнения такого рода полезны в любом возрасте и на любом уровне – для размышлений нет возрастных ограничений, как и нет понятия «статуса». Невозможно развивать мышление ребенка, не развиваясь самому.

9.Исследовательскую деятельность как индивидуальная форма работы  учащимися. Детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, она может возникнуть спонтанно во время урока. Разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно-исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно. В этой деятельности у нас есть результат – диплом 3 степени на III Республиканских Онегинских чтениях.

10.В каждом классе должна быть «голова», «тело» и «хвост». Если вы хоть одну из этих частей выкидываете, то общий уровень образования съезжает. Кому-то не за кем тянуться, а другим наоборот, не перед кем похвастаться,  поэтому на занятия кружка я приглашаю всех желающих независимо от их способностей, если ребенок хочет научиться – он научится. Нужно создать условия для того, чтобы ребенок мог проявлять необходимую ему инициативу.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. В результате моей деятельности дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

 По результатам опроса школьного психолога мой предмет оказался в числе самых любимых, я думаю, что это благодаря тому, что я использовала вышеописанные мною методы и формы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...