Главные вкладки

    Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы.
    статья по литературе по теме

    Нуретдинова Гульназ Наримановна

    Информационные технологии на уроках литературы - помощники учителя

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы.  

    Г.Н.Нуретдинова, преподаватель русского языка и литературы высшей кв. категории ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»
      
              Использование информационных технологий в колледже – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала  инженерно-педагогических работников с целью более разумного и результативного воздействия на обучающихся. Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Уроки с компьютерной  и мультимедийной поддержкой не могут заменить полностью традиционные формы обучения, однако помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большом объёме информационный материал.  Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает не только объём полученной информации, но и качество её усвоения.   Компьютер используется в процессе обучения с различными целями:
    -      при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
    -      для оптимального закрепления изученного материала,
    -      для улучшения контроля знаний учащихся,
    -      для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.                                                                                                                                              Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы повышает эффективность обучения. Они способствуют:
    -      стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;
    -      развитию речи, расширению словарного запаса;
    -      повышению интереса к изучаемому материалу;
    -      стимулированию развития воображения;
    -      созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
    -      активизированию познавательной деятельности учащихся;
    -      развитию творческого потенциала учащихся;
    -      развитию эмоциональной сферы учащихся.
    -      эффективности усвоения материала,
    -      индивидуализации обучения, повышению скорости изложения и
    усвоения информации.                                                                                                                                                                     Появление в кабинете русского языка компьютера и интерактивной доски предоставляет дополнительные условия для увлекательного, результативного труда.  
    Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, на факультативных занятиях, во внеклассной работе и исследовательской деятельности.                                                Я использую следующие приемы компьютерных технологий:                                            1. Компьютерные тесты. Тесты по Орфографии и Пунктуации. Специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок.  Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.                                        2. Проектная деятельность. Создание  презентаций,  проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.  Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Проектная работа состоит из нескольких этапов:                                                                                - выбор темы;                                                                                                                                                            - поиск информации (литература, энциклопедия, Интернет);                                                             - обработка информации (сканирование текстов, рисунков, умение работать на компьютере);                                                                                                                                                             - анализ информации, презентация полученных результатов работы над проектом.                                             Отличительной особенностью проекта является то, что в нём делается упор на самостоятельность обучающихся и планирование деятельности.  Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий  смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации  и т.п. При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания обучающегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.                                                                                                                                                  3. Электронные словари и энциклопедии, Интернет-ресурсы. Основным источником информации (энциклопедии, справочники,  хрестоматии) в процессе обучения русскому языку перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, можно использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.                                                        Применение инновационных технологий на уроках русского языка   дают ощутимые результаты: развиваются коммуникативные и творческие способности обучающихся, появляется интерес к учёбе.    Информационно-коммуникативные технологии  помогают педагогу повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, образовательный процесс сделать  более увлекательным.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

    Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

    Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"

    Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя русского языка и литературы Ходуновой Татьяны Николаевны...

    Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

    Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

    Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

    Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

    Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

    Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

    Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....