Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)
статья

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь времен и поколений. Это задача современного учителя родного языка.

 Для каждого человека родной язык - это самый красивый язык. Учитель является проводником в мир прекрасного. Он помогает детям увидеть красоту и могущество самобытного языка, чтобы они почувствовали силу и величие хантыйского слова, стали ближе к своим предкам, к людям, которые всегда понимали важность хантыйского языка. Это очень сложно, но этот путь того и стоит, если мы хотим вырастить настоящего гражданина, патриота и просто человека, уважающего не только себя, но и того, кто рядом, умеющего видеть и ценить прекрасное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Самоопределение педагогического опыта по развитию личностного и творческого потенциала субъектов образования «учитель-ученик» (Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы) - из опыта работы

Учитель родного (ханты) языка

Серасхова Э.П.

Заслуженный педагог советского времени А. В. Сухомлинский сказал замечательные слова о родном языке: «Язык – духовное богатство народа. Чем глубже человек познаёт тонкости родного языка, чем тоньше восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем больше подготовлен ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает красоту слова». Именно через родной язык, мы, старшее поколение, выучили когда-то «великий, могучий» русский язык. И, видимо, так и есть. Но, каждому современному школьнику он даётся неодинаково: кому-то легко, кому-то совсем непросто. Всё зависит от степени владения, знания родного языка родителями. Но и у родителей, эти знания тоже не у всех одинаковы. Мне посчастливилось иметь в своём окружении талантливых рассказчиков, искусных сказителей.

И я должна, следуя их примеру, передать следующим поколениям весь «багаж» оставленных ими знаний родного языка, а также передать свои творения в виде небольших рассказов, методических пособий.

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь времен и поколений. Это задача современного учителя родного языка.

 Для каждого человека родной язык - это самый красивый язык. Учитель является проводником в мир прекрасного. Он помогает детям увидеть красоту и могущество самобытного языка, чтобы они почувствовали силу и величие хантыйского слова, стали ближе к своим предкам, к людям, которые всегда понимали важность хантыйского языка. Это очень сложно, но этот путь того и стоит, если мы хотим вырастить настоящего гражданина, патриота и просто человека, уважающего не только себя, но и того, кто рядом, умеющего видеть и ценить прекрасное. На уроках хантыйского языка старюсь пробудить в ребенке желание изучать родной язык, помогать ему, познать тайны своего языка, его особенности, а главное, изучить почувствовать общие исторические и культурные корни с другими народами Севера, а через них – и мира, и в то же время осознания неповторимости своего немногочисленного народа. Сегодня, родной язык для большинства учащихся нашей школы, фактически превратился в чужой язык. Неслучайно многие педагоги родных языков берут на вооружение систему работы, отдельные приемы педагогов иностранного языка.

Цель моей педагогической деятельности: эффективное построение учебного процесса в условиях реализации ФГОС ООО, учитывающего разные уровни подготовленности учащихся.

В своей педагогической работе ставила следующие задачи:

- развивать и укреплять интерес к предмету;

- дать учащимся качественную предметную подготовку;

- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий потенциал учащихся;

- совершенствовать формы организации учебной деятельности.

На уроках применяю педагогические технологии такие как:

- информационно – коммуникативные;

- проектно - исследовательские технологии;

- игровые технологии.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать свои ответы и сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом, привлекать родителей при выполнении домашних заданий. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

- написание сочинений, писем друг другу, учителю;

- игры-загадки, квн;

- творческие словари, ребусы, кроссворды.

- творческие задания на дом;

- тесты на заданную тему.

Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика»

Игра «Переводчик»

А) Кто быстрее переведет слова (с русского, на родной и наоборот)

Б) Кто быстрее найдёт заимствованные слова, подбери антонимы и т. д., заменит их русскими словами?

 Игра «Угадай профессию»

А) Кто быстрей подберет картинки к той или иной профессии, называя предмет на родном языке;

Б) рассказывают о виде деятельности человека;

Игра «Письмо другу, учителю»

Ученики учатся правильно составлять предложения на хантыйском языке, излагать свои мысли на бумаге. Получают ответ на своё письмо, тем самым учатся находить ошибки и исправлять их.

И еще много игр и ситуаций на различные темы, в которых ребенок непосредственно приобретает знания и коммуникативные умения по применению словарного запаса.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, а развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Большое место в преподавании родного языка и литературы у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Чтобы помочь учащимся актуализировать способности, развить их, я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем совместном общении.
  • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа на родном языке и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- порассуждайте.

  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение.
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Таким образом, в процессе занятий у моих учеников воспитывается активная жизненная позиция, решаются задачи по формированию человека как полноценной разносторонней личности, умеющей адекватно оценивать окружающую жизнь, её оригинальность и своеобразие, знающей и любящей родной край, бережно относящейся к истории, традициям своего народа. В целях приобщения к национальной культуре, обычаям и традициям хантыйского народа, воспитания духовности и патриотизма подрастающего поколения в нашей школе учителя родного языка проводят внеклассные мероприятия, такие как: неделя хантыйского языка, беседы, конкурсы творческих работ, газет, конкурсы чтецов и сочинений, викторины. Вместе со мной ученики принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня.

Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках родного языка и литературы развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках родного языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в «сухой» форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Учитель родного языка Серасхова Э.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...