Программа «Занимательная информатика»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Программа «Занимательная информатика» 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_informatika_5-6_kl.moya_.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пестово»

Рассмотрено

на школьном МС.                                                             Утверждаю.

                                                                                            Директор МАОУ СОШ № 6                                        «           »___________20_г.                                      

                                                                                            Ю.В.Сорокина___________

                                                                                             «           »___________20__г.                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

.

Программа

«Занимательная информатика»

Возраст – 5-6 класс

Срок реализации - 2 года

                                                                                               Составитель программы:

                                                                                               Кулькова В.В..,

                                                                                               учитель информатики

                                                                                               МАОУ СОШ № 6

                                                                                                г.Пестово.

                                                                   

г.Пестово.

2012г.


Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Задачи обучения информатике школе, связанные с

1) обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,
  • познакомить школьников с основными свойствами информации,
  • научить их приемам организации информации,
  • формирование общеучебных умений и навыков,
  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности,
  • абстрактного и логического мышления,
  • творческого и рационального подхода к решению задач.

3) воспитанием:

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
  • бережного отношения к школьному имуществу,
  • навыков здорового образа жизни.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров), навыки создания личного информационного пространства;
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цели кружка:

Поскольку изучение такого предмета, как информатика в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован кружок "Занимательная информатика», который помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на кружке:

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
  • развитие умственных и творческих способностей учащихся;
  • адаптация ребенка к компьютерной среде;
  • овладение основами компьютерной грамотности;
  • использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

1. Учебный курс Microsoft Office: Питер 2004 г.
2. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
3. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
 Составитель М.Н.Бородин. -  6-е изд., – М.: Бином.

Лаборатория знаний, 2009. – 463 с.


Учебно-тематический план

№п.п

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

1

Техника безопасности на занятиях кружка. Как устроен компьютер.

1

2

Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

Работа 1. Знакомимся с клавиатурой. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

3

Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Работа 2. Клавиатурный тренажер в режиме ввода фраз.

1

4.

Управление компьютером с помощью меню.

Работа 3. Осваиваем мышь.

1

5

Главное меню. Запуск программ.

Работа 4. Запускаем программы. Основные элементы окон.

1

6

Компьютер – главный вычислитель.

Работа 5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

1

7

Знакомство с текстовым редактором Word.

Работа 6. Основные элементы окна текстового редактора.

1

8

Создание документа. Ввод текста.

Работа 7. Вводим текст в текстовый редактор.

1

9

Создание документа. Перемещение по тексту.

Работа 8. Работаем с фрагментами текста.

1

10

Редактирование текста. Проверка орфографии.

Работа 9. Автозамена. Поиск и замена элементов текста.

1

11

Сохранение документа.

Работа 10. Создание папки для сохранения документа.

1

12

Форматирование текста.Применение шрифтов.

Работа 11. Разнообразие шрифтов в тексте.

1

13

Форматирование текста. Выделение текста цветом.

Работа 12. Выделение отдельных элементов текста различным цветом.

1

14

Выравнивание текста. Отступы.

Работа 13. Использование отступов в основном тексте.

1

15

Выравнивание текста. Интервал.

Работа 14. Использование межстрочного интервала.

1

16

Нумерация и маркеры.

Работа 15. Создаем нумерованный список.

1

17

Нумерация и маркеры.

Работа 16. Создаем маркированный список.

1

18

Нумерация страниц. Вставка колонтитулов.

Работа17.Создание верхних и нижних колонтитулов в текстовый документ.

1

19

Редактирование документа. Вставка специальных символов.

Работа 18. Вставка в документ различных символов и знаков.

1

20

Редактирование документа. Вставка даты/время.

Работа 19. Вставка в документ даты и времени.

1

21

Использование различных режимов просмотра документа.

Работа 20. Предварительный просмотр. Ориентация страниц.

1

22

Редактирование текста. Выравнивание.

Работа 21. Выравнивание текста по вертикали и горизонтали. Установка полей.

1

23

Параметры печати документа.

Работа 22. Печать документа.

1

24

Шаблон.

Работа 23. Использование шаблонов в документе.

1

25

Создаем деловые документы. Заявление. Справка.

Работа 24. Создание обычного заявления и справки на основе шаблона.

1

26

Создаем деловые документы.

Визитка.

Работа 25. Создание  визитки на основе шаблона.

1

27

Создаем деловые документы. Бейджик.

Работа 26. Создаем бейджик на основе шаблона.

1

28

Используем элементы рисования: объект WordArt.

Работа 27. Вставка в документ объекта WordArt

1

29

Используем элементы рисования: объект Надпись.

Работа 28. Вставка в документ надписи.

1

30

Векторная графика в текстовом редакторе. Слои.

Работа 29. Использование слоев и автофигур.

1

31

Векторная графика в текстовом редакторе. Заливка.

Работа 30. Способы заливки автофигур.

1

32

Вставка объектов в текстовый редактор. Рисунки.

Работа 31. Вставка рисунков из файла в текстовый редактор.

1

33

Вставка объектов в текстовый редактор. Клипы.

Работа 32. Вставка клипов для иллюстрации определенного понятия.

1

34

Выравнивание. Закрепление изученного.

Работа 33. Создание текстового документа с использованием полученных навыков.

1

6кл

1

Инструктаж по технике безопасности.

Буквица.

Работа 1 Набор текста с использованием вставки буквиц.

1

2

Проектная деятельность.

Работа 2. Поздравительная открытка «С днем рождения».

1

3

Верстка. Колонки в тексте.

Работа 3. Набор текста (стихов) в виде колонок.

1

4

Проектная деятельность.

Работа 4.Стенгазета ко дню учителя.

1

5

Наглядные формы представления информации. Таблицы.

Работа 5. Вставка в документ таблицы. Ввод текста в таблицу.

1

6

Изменение структуры таблицы:

Работа 6. Добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.

1

7

Форматирование таблиц.

Работа 7. Границы и заливка таблиц.

1

8

Деловая форма представления информации. Диаграммы.

Работа 8. Строим диаграммы.

1

9

Решение логических задач с помощью таблиц.

Работа 9. Заполнение таблиц решением логической задачи.

1

10

Решение логических задач с помощью диаграммы.

Работа 10.Решаем задачу с помощью диаграммы.

1

11

Эффективная работа с текстовым редактором Word: создание и переопределение стиля.

Работа 11. Создание проекта «Расписание уроков».

1

12

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Работа 12. Основные элементы окна  графического редактора Paint.

1

13

Основные инструменты рисования.

Работа 13. Создаем рисунок на основе линий и окружностей.

1

14

Основные инструменты рисования. Прямоугольник. Эллипс.

Работа 14. Создаем рисунок на основе прямоугольников и эллипсов.

1

15

Основные инструменты рисования. Кисть и распылитель.

Работа 15. Рисуем дерево.

1

16

Проектная деятельность.

Работа 16. Поздравительная стенгазета «С Новым годом».

1

17

Основные инструменты рисования. Кривая.

Работа 17. Проект цветы.

1

18

Основные операции при создании рисунков. Копирование/вставка.

Работа 18. Воздушный змей.

1

19

Симметрия в рисовании.

Работа 19. Букашки, бабочки и другие насекомые.

1

20

Повороты и отражения в рисовании.

Работа 20. Рисунок «Подкова»

1

21

Проектная деятельность. Проектируем.

Работа 21. Школьная стенгазета «День защитника Отечества».

1

22

Слои в графическом редакторе Paint

Работа 22.Рисунок на свободную тему с использованием наложения слоев.

1

23

Проектная деятельность.

Работа 23. Поздравительная стенгазета «8 марта – праздник весны»

1

24

Компьютерная анимация. Редактор презентаций PowerPoint.

Работа 24. Основные элементы окна  редактора PowerPoint.

1

25

Панель инструментов редактора PowerPoint. Вставка слайдов.

Работа 25. Создаем презентацию из 5 слайдов.

1

26

Панель инструментов редактора PowerPoint. Дизайн.

Работа 26. Редактирование презентации с применением дизайна.

1

27

Анимация в редакторе PowerPoint.

Работа 27. Проектирование анимированных часиков.

1

28

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint.

Работа 28. Создание анимированных часиков.

29

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint..

Работа 29. Разработка проекта «Скакалочка».

1

30

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint..

Работа 30. Создание проекта «Скакалочка».

1

31

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint.

Работа 31. Разработка проекта «Времена года».

1

32

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint.

Работа 32. Создание проекта «Времена года».

1

33

Проектная деятельность в редакторе PowerPoint.

Работа 33. Анимированный рисунок на свободную тему

1

34

Выравнивание. Повторение изученного.

Сдача творческих работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная информатика"

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по дополнительному образованию по информатике и ИКТ «Занимательная информатика», разработанной Мясоедовой Т.И., для учащихся в возрасте...

Программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика"

Программа «Занимательная  информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  1-4 классов.Содержание настоящей программы направлено на достижение следую...

Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс

Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс...

Образовательная программа "Занимательная информатика"

Современный человек должен хорошо ориентироваться в громадном потоке информации, уметь ей управлять, с использованием современных технических средств, такие как компьютер.В настоящее время компьютер и...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Рабочая программа Занимательная информатика

Рабочая программа "Занимательная информатика"...

Рабочая программа "Занимательная информатика" 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» относится к общеинтеллектуальному направлению и составлена на основе обновленного федерального государственного образо...