Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"
статья по информатике и икт

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shkolnaya_mediateka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья: Медиатека в единой информационной системе (школьная медиатека)

И вот век XXI уже наступил. Конечно, еще не каждый ученик российской школы имеет личный компьютер, но во многих школах есть сегодня доступ к компьютерам и компьютерной сети. Но компьютер и компьютерные сети лишь инструмент, предназначенный для модернизации и повышения эффективности реализации педагогического процесса. Перед педагогическими коллективами школ стоит сегодня трудная задача по формированию содержания электронных ресурсов, доставляемых и обрабатываемых с помощью вычислительной техники. В ситуации, когда не существует отработанной методики, когда каждая школа вынуждена заново решать одну и ту же задачу, любой опыт работы в данном направлении оказывается ценным. 

В настоящее время формирование информационной культуры школьников, которая включает в себя: информационные знания, умения учиться с помощью компьютера и других электронных средств, а также подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами соответствуют концепции информатизации образования. Формирование информационной культуры необходимо для повышения качества знаний учащихся, поскольку использование новых информационных технологий в педагогическом процессе - это надежный и многофункциональный инструмент в руках учителя. Следует учесть, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие:

технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение.

  •  К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле - и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
  • Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере и обслуживающие эту работу.
  • Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они задают, определяют процесс и технологию компьютерного обучения. Проблема повышения качества знаний учащихся в связи компьютеризацией обучения приобретает особую актуальность. Дело в том, что наличие современных компьютеров в школе как бы обязывает учителей к использованию их значительных возможностей в педагогическом процессе.

Находить пути повышения качества знаний учащихся учителю помогает его профессионально - педагогическое самосовершенствование. Если учитель не учится, не следит за научными достижениями, не использует новые информационные технологии в своей педагогической деятельности, в достаточном объеме наряду с традиционными классическими методами этим он обделяет своего ученика лишая его возможности овладеть мощным механизмом усовершенствования. В условиях сегодняшней действительности - эпохи всеобщей компьютеризации, возможностей использования сети INTERNET, телекоммуникаций, электронных библиотек, электронной почты и т.д. уже просто невозможно не осознавать важность информационных технологий для повышения качества знаний учащихся и для их последующей профессиональной деятельности.

Опыт показывает, что работа с виртуальными схемами, лабораториями проходит достаточно интересно, а учитель имеет возможность видеть, как совершенствуются творческие способности учащихся, и повышается уровень качества их знаний.

Регламент использования ресурсов медиатеки педагогами образовательных учреждений

1.Использование на базе ММЦ:

  • Получение в электронном каталоге библиографической справки;
  • Работа с ресурсами из фонда медиатеки;
  • Отбор медиаобъектов для создания своей собственной презентации, видео или аудиозаписи для целей  учебно-воспитательной работы;
  • Использование ресурсов локальной информационной сети, библиотечных электронных каталогов и картотек, ресурсов глобальной сети Интернет.

2. Получение ресурсов для использования на базе образовательного учреждения:

  • Оформление заявки на тиражирование ресурса;
  • Организация внедрения (контроль и координацию действий осуществляет отв. за информатизацию по школе);
  • Оформление отчета об использовании.

Медиатека – это место, где формируется взгляд того или иного педагогического коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов.

За одной и той же вывеской чаще всего скрываются совершенно различные, по организации и содержанию, заведения. В одной школе это просто библиотека, оснащенная компьютерами, где детям позволяют создавать свои рефераты. В другой – класс с проектором, где отдельные энтузиасты проводят отдельные уроки. В третьей – хранилище компакт-дисков образовательного назначения. И так можно продолжать довольно долго.

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал.

Перспективы создания и использования школьной медиатеки

Школьная медиатека - школьное подразделение,  которое располагает
совокупностью разнообразных источников информации: педагогически обос-нованной системой книжного фонда,  видеотекой, програмным  обеспечением и  предусматривает читальный зал,  оборудованный для индивидуальной и групповой работы с различными источниками  информации и  для  выполнения различного рода творческих работ учащихся,  а также хорошо бы иметь просмотровый зал для работы с ЭУИ.

Цель создания:  интеллектуальное, эмоциональное, общее культурное развитие учащихся, формирование самостоятельного мышления.

 Школа - не просто учебное заведение,  но информационный , культурно-просветительный, профориентационный центр, база разнообразной творческой деятельности учащихся, учителей.

Практическое значение: 

- поднимает на качественно новый уровень всю учебно-познавательную деятельность школы;
- появляется  возможность  организации  индивидуальной, групповой
самостоятельной деятельности учащихся;
- обеспечивается свободный доступ к различным информационным  источникам, не ограничивающим пользование фондом одной медиатеки;
- создаются  условия для  широкой коммуникации  между учащимися и
учителями разных школ, научными центрами по мере развития материально-
технической базы медиатеки;
- появляется реальная возможность повышения профессионального уровня школьников и учителей.

Школьная медиатека в учебном процессе помогает обеспечивать доступ к различным источникам   информации.

Позволяет при организации работы на уроках  сместить  акценты

- с  репродуктивных  и  объяснительно-иллюстративных методов на исследовательские, поисковые, проблемные;

- с фронтальных видов работ на групповые и индивидуальные.

Условия эффективности.

  • Наличие квалифицированных кадров.
  • Связь с учебными кабинетами, лабораториям, мастерскими.
  • Наличие специальных помещений, не предусматриваемых  современными типовыми проектами школьных зданий.

Основной задачей школьных медиатек сегодня является предоставление физического и интеллектуального доступа к многообразию информационных ресурсов. Это подразумевает не только применение новых информационных технологий поиска, передачи и организации информации, но и обучение информационным навыкам. Коллекции медиатек обычно включают и материалы в аудиовизуальных форматах, в виде баз данных и энциклопедий на CD-ROMах, программ на видеодисках. Другие обучающие материалы, тесты, все необходимое для учебного процесса может входить в эту коллекцию.Учащиеся с удовольствием используют ее возможности, неформальную обстановку для самообразования и общения.

Термин "школьная медиатека" используется не только для обеспечения единообразия, но также, чтобы подчеркнуть, что она функционирует одновременно как традиционная библиотека с печатными изданиями и как центр аудиовизуальных материалов. Ее также можно назвать центром учебных ресурсов, центром учебных материалов или ресурсным центром школы

Медиатека призвана  создавать условия, способствующие развитию самопознания, любознательности и самостоятельности.

Работа школьной медиатеки являются важной частью всей педагогической работы в школе. Единство в программах школьных медиатек обеспечивает возможность взаимодействия учителей, специалистов медиатеки и учащихся в образовательных целях.

          Ключевые элементы школьной медиатеки — персонал, фонды, помещение и оборудование. Первые три термина можно определить как "собрание печатных и аудиовизуальных материалов". Под "оборудованием" понимается аппаратура, необходимая для использования некоторых материалов.

Важным шагом при создании школьной медиатеки является        привлечение опыта профессиональных работников. В деле успешного функционирования медиатеки важную роль играет образование, опыт и личностные качества работающих в ней специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...

Использование Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по химии

Одним из важнейших направлений национального проекта «Образование» (ПНПО) является информатизация учебно-воспитательного процесса в современной школе. С какими проблемами в современной школе сталкивае...

Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности

Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности...

Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...

Использование дистанционных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в работе с детьми-инвалидами

Использование материалов сайта Самарского института повышения квалификации работников образования "Центр дистанционного обучения" в работе с детьми с ОВЗ...