Программа элективного курса «Интернет технологии» (9класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Носкова Лариса Викторовна

Курс «Интернет технологии» формирует у учащихся целостное представление о глобальном информационном пространстве, принципах получения, обработки и хранения информации, а также создание собственных информационных ресурсов.

Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические задания, задания для самостоятельной работы. Кроме традиционных форм работы с учащимися: лекции, практические занятия, самостоятельные работы, для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_s_kriteriyami.doc502 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  элективного курса  «Интернет технологии» (9класс)

Автор: Носкова Лариса Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Алейск

е-mail: school2aleysk@ya.ru

Аннотация: Курс «Интернет технологии» формирует у учащихся целостное представление о глобальном информационном пространстве, принципах получения, обработки и хранения информации, а также создание собственных информационных ресурсов.

Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические задания, задания для самостоятельной работы. Кроме традиционных форм работы с учащимися: лекции, практические занятия, самостоятельные работы, для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий.

Пояснительная записка.

В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на современном этапе на передний план перед системой основного общего среднего образования России выдвигается задача раскрытия способностей каждого ученика, формирования у обучаемых умений выбирать профессиональный путь и быть готовыми к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Ее решение связано с поиском и реализацией внутренних резервов повышения качества обучения.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером.

Элективный курс «Интернет технологии» помогает формированию у учащихся надпредметных умений, способствующих реализации способностей и в других предметных областях. Курс дает возможность учащимся самим создавать продукты, которые можно применять в сети Интернет. Знание Интернет технологий становится одним из факторов, способствующих востребованности  человека в жизни.

Курс «Интернет технологии» является предметом по выбору для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).

Целью элективного курса «Интернет технологии» является формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве, принципах получения, обработки и хранения информации, а также создание собственных информационных ресурсов.

Для этого решаются задачи:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
  • Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации.
  • Показать основные приёмы эффективного использования информационных ресурсов Интернет.
  • Научить ответственно и избирательно относиться к информации.
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами информационных и коммуникационных технологий.
  • Развивать у учащихся общепользовательские умения и навыки в работе с программными средствами.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно – создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по изученной теме. Итоговый контроль реализуется в виде зачетной работы. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-практических занятий, самостоятельные, лабораторные работы, для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и дополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают тестирование по теоретическому материалу и защищают практические и самостоятельные работы;
  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.

Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 1 часу). Для лучшего восприятия материала – лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.

Практикум. Основной формой проведения занятий являются практикумы. Организация личностно-ориентированных практикумов, личностно ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в данном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задания (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
  • Задания каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
  • Задания для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Зачетная работа. Цель зачетной работы – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, применение на практике полученных знаний.

Программа курса

Тема 1.

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Обзор возможностей Интернет – 1 час.

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Первое путешествие по Интернет. Компьютерные телекоммуникации – функциональная классификация. Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет. Классификация и описание услуг, предоставляемых компьютерными сетями. Краткий обзор возможностей e-mail, ftp,usenet, www.

Тема 2.

Топология Интернет - 1 час.

Семейство протоколов TCP/IP. Доменная система имен - DNS.

Тема 3.

Подключение к Интернет – 2 часа.

Требование к аппаратной части, способы соединения с Интернет. Единицы измерения информации и скорости передачи информации. Технические характеристики средств передачи и получения информации. Обзор провайдеров.

Задания и упражнения. Тестирование соединения с Интернетом.

Тема 4.

Основы работы с браузерами Microsoft Internet Explorer – 2 часа. 

Открытие и просмотр Web-страниц.

Настройка свойств браузера. Эффективная работа с браузером. Закладки. Избранное. Работа с несколькими окнами. Сохранение информации.

Задания и упражнения. Работа с программой Internet Explorer.  Настройка свойств браузера Internet Explorer. Копирование текста из интернет-сайта.

Тема 5.

Поиск информации в Интернет – 2 часа.

Что такое поисковый сервер. Обзор особенностей наиболее эффективных в настоящий момент поисковых серверов (классификационные информационно-поисковые серверы: Rambler, Yandex; словарные ИПС - AltaVista, Yahoo, Google;

 Задания и упражнения. Создание простых и сложных запросов. Примеры профессиональных запросов.

Тема 6.

Сохранение и печать Web-страниц –1час.

Сохранение Web – страниц в различных форматах. Печать Web – страниц целиком, печать отдельных элементов Web – страниц.

Тема 7.

Работа с электронной почтой и почтовыми программами – 3 часа

Электронная почта. Преимущества электронной почты. Почтовые серверы и клиенты. Принцип работы электронной почты. Адрес электронной почты. Природа сообщений электронной почты. Учетная запись электронной почты. Протоколы электронной почты (SMTP, РОРЗ). Спам. Защита от спама.

Задания и упражнения. Программа Microsoft Outlook Express. Подготовка, отправка, прием, чтение электронных сообщений. Вложение файлов. Просмотр и сохранение вложения.

Тема 8.

Конференции в Интернет – 1 час.

Обзор различных конференций. Что такое USENET. Подключение к конференциям. Эффективные приемы работы с конференциями.

Тема 9.

Интерактивное общение в Интернет – 1 час.

Что такое Chat. Правила хорошего тона в Chat. Интерактивное общение в Chat.

Тема 10.

Вопросы компьютерной безопасности – 1час.

Компьютерные вирусы, классификация. Методы защиты от компьютерных вирусов. Средства антивирусной защиты, антивирусные программы.

Зачётная работа – 2часа.

Поиск информации по ключевым словам. Использование папки Избранное. Настройка отображения объектов. Копирование текста из интернет-сайта. Создание учётной записи электронной почты. Отправка и получение сообщения электронной почты.

Методические рекомендации:

Тема 1. Урок рекомендуется проводить в виде лекции с использованием  готовой презентации на тему: «Основы Интернет», а также с демонстрацией возможностей Интернет через видеопроектор.

Тема 2. Урок – лекция, в котором также можно использовать презентацию на тему: «Топология Интернет», включающую структурную схему Интернет.

Тема 3. Урок проводится в виде лекции по теме: «Подключение к Интернет».  Демонстрация настройки параметров соединения производится через видеопроектор.

Практическое задание по данной теме проводится в виде лабораторной работы: «Настройка параметров соединения».

Тема 4. Урок – лекция с сопровождением презентацией «Internet Explorer».

В практическое занятие включается работа с электронным учебником по теме: «Знакомство с Internet Explorer», а также индивидуальное практическое задание по теме «Приёмы работы с Internet Explorer».

Тема 5. Работа с электронным учебником по темам: «Перемещение внутри сайта. Перемещение между сайтами». Выполнение индивидуального практического задания на поиск информации в сети Интернет.

Тема 6. Урок – практика с выполнением практического задания на копирование текстовой информации из сайта. Работа с электронным учебником по теме: «Сохранение Web-страниц в виде текста».

Тема 7. Урок – лекция с использованием презентации на тему «Электронная почта» и демонстрацией возможностей электронной почты.

Практика (2ч.) – выполнение практической работы по созданию и отправке сообщения, содержащего текст, файл.

Тема 8. Урок – лекция с использованием презентации на тему: «Конференции в Интернет».

Тема 9. Практическое занятие. Интерактивное общение учащихся в Chat.

Тема 10. Урок–лекция с демонстрацией возможностей антивирусных программ.

Зачетная работа предполагает выполнения практического задания, рассчитанного на 2ч. Задание разрабатывается для каждого учащегося индивидуально и включает все основные приёмы работы в Интернете, рассмотренные в процессе обучения.

Тематическое планирование

Название тем и разделов

Кол-во учебных часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1. Интернет - технологии

Тема 1. История создания и развития информационных ресурсов, технологий Интернет. Обзор возможностей Интернет.

1

1

Тема 2. Топология Интернет.

1

1

Тема 3. Подключение к Интернет. Настройка параметров соединения.

2

1

1

Тема 4. Основы работы с браузером  Microsoft Internet Explorer.

2

1

1

Тема 5. Поиск информации в Интернет.

2

2

Тема 6. Сохранение и печать Web-страниц.

1

1

Тема 7. Работа с электронной почтой.

3

1

2

Тема 8. Конференции в Интернет.

1

1

Тема 9. Интерактивное общение в Интерент.

1

1

Тема 10. Вопросы компьютерной безопасности.

1

1

Зачетная работа

2

2

Итого:

17

7

10

Требования к результатам учащихся после прохождения курса:

знать:

  • основные принципы построения глобальной сети Интернет;
  • службы, работающие в Интернет;
  • способы подключения к Интернет;
  • единицы измерения скорости передачи информации;
  • виды протоколов передачи и обмена информации;
  • назначение программ-браузеров;
  • основные поисковые системы и их возможности;
  • принципы работы с электронной почтой.

уметь:

  • подключаться к Интернет, настраивать необходимые параметры;
  • запускать и пользоваться основными программами, предназначен-

                      ными для работы в Интернете: Internet Explorer, Outlook Express.

  • грамотно выполнять поиск информации в Интернете;
  • пользоваться электронной почтой: корректно создавать и отправлять письма, получать сообщения;
  • сохранять страницы или их фрагменты в необходимом формате;
  • работать в автономном режиме.

Прогнозируемый результат:

  • Разработка и выполнение творческих учебных работ.
  • Совершенствование навыков работы с компьютером.

Поурочное планирование

Как уже было отмечено выше, в основу организации учебного процесса положена система лекционно-практических занятий. Поурочное планирование будет рассмотрено на примере двух тем, для других тем поурочное планирование строится подобным образом, исходя из тех требований к знаниям, умениям и навыкам, которые предъявляются к выпускникам, прошедшим данный курс. Объяснение нового материала дается в форме лекций, которые сопровождаются слайдами презентации (пример лекции приведен в качестве методической разработки занятия по теме «Работа с электронной почтой и почтовыми программами»). Практически каждая тема учебного курса имеет практические задания, цель которых – воедино собрать знания, полученные при изучении темы, установить логические связи и закономерности между изученными определениями и понятиями, а также обобщить  практические умения и навыки.

Методические разработки уроков

Занятие 10.

Тема урока: Электронная почта.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об электронной почте, познакомиться с работой почтовых клиентов.

Задачи урока: 

  • образовательные: формирование основных понятий, необходимых для работы на компьютере, умение отправлять и получать сообщения по электронной почте.
  • развивающие: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
  • воспитательные:  воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекция.

Оборудование: доска, компьютер, презентация в PowerPoint по теме урока «Электронная почта».

Рекомендации по проведению лекции

Лучше всего, для восприятия учащимися лекционного материала, сопровождать лекцию демонстрацией слайдов презентации. Выделить важные моменты в отдельные слайды.

План урока:


I. Организационный  момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (2 мин)
III. Лекция. (28 мин)
IV. Вопросы учеников. (5 мин)
V . Итог урока. (2 мин)
VI. Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:


I. Организационный  момент.


Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

 

II. Актуализация знаний.

Тема предыдущего урока - компьютерные сети. Мы говорили о том, какие сети бывают: например, по территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными. Побеседовали о популярнейшей службе Интернета - World Wide Web (сокращенно WWW или Web), которую еще называют Всемирной паутиной.

На этом уроке мы познакомимся еще с одним из сервисов Интернета. Это электронная почта.

Электронная почта (e-mail) — наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

III. Лекция.

Что такое почта - мы знаем. Это традиционные средства связи, позволяющие обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам. Для того чтобы этот обмен состоялся, необходимо написать послание и, указав адрес, опустить в почтовый ящик, откуда письмо неминуемо попадет на почтовый узел. Если указанный адрес соответствует общепринятым стандартам, то через некоторое время почтальон положит его в почтовый ящик адресата. Далее абонент вскроет послание, и - обмен информацией состоялся.

Электронная почта (e-mail) — это самостоятельная служба Интернета с весьма почтенным возрастом — ей более 20 лет.

Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки (особенно, если адресат от нас о-очень далеко), достаточно на несколько секунд подключится к Интернет.

Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для того чтобы этого не происходило, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых.

Кроме того, электронная почта позволяет:

  • посылать сообщение сразу нескольким абонентам;
  • пересылать письма на другие адреса;
  • включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;
  • создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

Так же у электронной почты есть преимущества перед телефонной связью. Телефонный этикет очень строг. Есть множество случаев, когда нельзя позвонить человеку по соображениям этикета. У электронной почты требования намного мягче. По электронной почте можно обратиться к малознакомому человеку или очень занятому человеку. Если он сможет, то ответит.

Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ. Можно выделить пару программ - почтовый сервер и почтовый клиент. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета, а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя

e-mail. Простейший почтовый клиент — программа Microsoft Outlook Express. Она входит в стандартный пакет Windows (начиная с Windows 98) и потому есть в наличии на каждом компьютере, работающем в этой операционной системе.

        

Электронная почта основана на принципе эстафеты. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения, тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы. Затем, после подключения к Интернет, оно передается на почтовый сервер, а далее движется по цепочке почтовых серверов, пока не достигнет сервера адресата. Как только адресат подключится к своему почтовому серверу, чтобы что-то отправить, или принять, он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике». Если по каким-то причинам сообщение не дойдет до адресата (например, при неверно указанном адресе), отправителю возвращается сообщение о невозможности доставки.

Почтовые программы обычно предоставляют пользователю также многочисленные дополнительные сервисы по работе с почтой (выбор адресов из адресной книги, автоматическую рассылку сообщений по указанным адресам и др.).

Любой пользователь Интернета может получить свой «почтовый ящик» на одном из почтовых серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма.

Адрес электронной почты. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера. Имя_пользователя имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.

Пример: ivanov@klyaksa.net, petrov@yandex.ru, sidorov@mail.ru.

В нашем классе имя пользователя – это имя компьютера, например, pc01, pc02 и т.д. имя сервера: server, поэтому электронный адрес компьютера в локальной сети класса: pc01@server, pc02@server, pc03@server …

Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов.

Природа сообщений электронной почты.

Принципы работы электронной почты существенно отличаются от принципов работы других программных систем. Ее характерные особенности могут ставить начинающих в тупик. Чтобы дальнейшее изложение было простым и понятным, надо сделать важное замечание: сообщение электронной почты — это не файл. У него другая физическая природа, с которой мы ранее не сталкивались. Именно поэтому не принято говорить «отправка письма», «получение документа» и т. п. Вместо этого обтекаемо говорят об отправке и получении сообщений.

Кроме файлов данные могут храниться в базах данных. Базу данных проще всего представлять в виде большой таблицы, в которой строки называются записями, а столбцы — полями. Вся таблица может храниться в файле, но каждая отдельная запись — это не файл, а самостоятельный логический блок данных, который так и называется записью. Сообщения электронной почты — это не файлы, а именно записи в какой-то (обычно невидимой для пользователя) базе данных.

Когда на компьютере пользователя устанавливается почтовый клиент, вместе с ним создается и почтовая база данных. Каждое полученное или отправленное письмо — это отдельная запись (строка) в этой почтовой базе. Саму почтовую базу на компьютере мы не видим, да она нам и не нужна. Вместо этого почтовый клиент позволяет нам просматривать отдельные записи в этой базе («читать письма») и создавать новые записи (то есть как бы «писать письма»).

На почтовом сервере тоже существует почтовая база данных, только она гораздо больше по размеру, потому что у сервера не один клиент, а множество.

Сообщения, поступившие в наш адрес, заносятся в эту базу в виде записей, точно так же, как и сообщения, отправленные нами. Такие же почтовые базы существуют на всех почтовых серверах Интернета, а дальше между базами происходит операция, которая называется синхронизацией.

Допустим, мы подготовили несколько сообщений для отправки в другие города (готовить сообщения можно не подключаясь к Интернету). При этом в почтовой базе клиентской программы возникнут новые записи.

В то же самое время на сервер могли поступить сообщения, адресованные нам. Поскольку у нас нет соединения с Интернетом, они запишутся в почтовую базу сервера в виде записей, где и будут храниться.

Как только мы подключимся к Интернету и свяжемся с почтовым сервером, начнется сличение клиентской и серверной почтовых баз. Если в них будут обнаружены различия (а они действительно будут обнаружены, раз мы подготовили сообщения для отправки), то начнется копирование записей в ту и другую сторону. Оно продолжится до тех пор, пока различия не будут ликвидированы — это и есть синхронизация почтовых баз. В ходе синхронизации на сервер копируются записи с сообщениями, подготовленными для отправки, а на клиентский компьютер — записи с сообщениями, поступившими в его адрес. Таким образом, прием и отправка почтовых сообщений происходит в рамках одной операции синхронизации. Потом сервер точно так же синхронизирует свою базу с базой соседнего сервера, а тот — с базой своих соседей. В итоге сообщения движутся по Сети от отправителей к адресатам, хотя никакие файлы при этом не передаются и не принимаются.

Если вы, все же, захотите сохранить какое-то сообщение в файл, то вам необходимо открыть его в почтовом клиенте и дать команду Файл→Сохранить как…

Учетная запись электронной почты.

Выше мы говорили о том, что каждый клиент может создать «почтовый ящик». Слово «почтовый ящик» не случайно взято в кавычки. Никаких личных ящиков, контейнеров и других «хранилищ» на самом деле нет. Вместо них на сервере ведется одна почтовая база на всех клиентов. Все сообщения, поступающие Иванову, Петрову, Сидорову и другим клиентам, становятся записями этой единой базы, а дальше работают фильтры. Когда к серверу подключается Иванов, его клиентская программа видит сквозь фильтр Иванова только те записи, которые адресованы Иванову. Почтовый клиент Петрова подключается к серверу через фильтр Петрова и потому получает доступ к совершенно другим записям, и т. д.

В итоге для разных клиентов сервер должен хранить разные совокупности настроек (включая фильтры). Хранятся они тоже в базе данных и тоже в виде записей, а называются эти записи учетными записями. Таким образом, у каждого клиента есть своя учетная запись. Ее в просторечии и называют «почтовым ящиком», хотя эта аналогия и неправильна. В почтовых ящиках обычно хранят почту. В учетной записи хранятся сведения о клиенте и параметры для настройки его фильтра.

Как видите, все организовано довольно просто, хотя совершенно не так, как мы привыкли, когда файлы хранятся в папках, а папки — на дисках. Но так удобнее для автоматической работы почтовых систем. Они, по сути, умеют выполнять всего одну операцию — синхронизацию записей, а дальше все получается само собой.

Протоколы электронной почты.

У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. Он определяет порядок взаимодействия клиентской и серверной программ. От него зависит, что может запросить та или иная сторона, а что — не может; на что может ответить сторона, а на что — не должна. Он же определяет, в какой форме должен быть сделан запрос и как должен быть представлен ответ.

В электронной почте e-mail используют не один прикладной протокол, как в других службах Интернета, а два. По одному протоколу происходит отправка почты, а по другому — ее прием. Необходимость в двух протоколах связана с требованиями безопасности. Так, например, при отправке сообщений можно не проверять личность отправителя — это аналогично тому, что письмо брошено в уличный почтовый ящик. Другое дело — получение сообщений. Здесь надо предъявить свои права и пройти идентификацию. Так, например, при получении заказных писем в почтовом отделении всегда необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ. Кому попало, чужую почту в руки не отдадут.

Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности.

Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени.

Спам.

За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за пользование, другими «бесплатными» ресурсами Интернета, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами, которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик.

Надоедливые рекламные письма, переполняющие наши почтовые ящики, стали едва ли не самой главной напастью наших дней. Аналитики подсчитали: количество «спамовых» писем сегодня составляет почти половину(!) от всех получаемых нами сообщений.

Забавно, что свое название почтовый мусор унаследовал... от обычных мясных консервов компании Hormel Foods, выпускавшихся в США еще с 20-х гг. прошлого столетия! Низкая стоимость этой тушенки из свиных ножек сделала ее самым популярным блюдом на столах обедневшего во время кризиса «среднего класса», а позднее, во время Второй мировой войны — основным блюдом в рационе солдат союзнических армий.

В послевоенные годы компании пришлось «стимулировать» спрос с помощью крикливой рекламы: «спам» царил везде — на страницах газет, на экранах телевизоров, не говоря уже о специализированных кулинарных книгах, посвященных блюдам из тушенки!

Кульминацией «спамовой лихорадки» стало комическое шоу знаменитой английской группы "Monty Piton Flying Circus", с триумфом прошедшее по телеэкранам Америки в начале 70-х гг. — все его действие происходило в «спамовом» ресторане, и слово «спам» звучало с экрана чуть ли не каждую секунду. Официантки разносили по столикам блюда, изготовленные исключительно из спама, а с эстрады звучала вдохновенная ода чудо-консервам в исполнении хора викингов...

Понятие же «почтового спама» появилось на свет благодаря активной деятельности супружеской четы американских адвокатов Лоренса Кантера и Марты Сигел: в начале 1978 г. их компания года буквально потопила немногочисленных тогда пользователей Сети в массе рекламных писем...

Увы, никакой коммерческой выгоды (кроме, разве что, сомнительной славы) первооткрыватели «спама» так и не обрели: возмущенные адресаты их писем добились того, что оба первых «спамера» были лишены адвокатской лицензии, а их компания была закрыта. Впрочем, это не мешало Кантеру и Сигел в дальнейшем зарабатывать на жизнь написанием руководств на тему «Как правильно рекламировать ваш бизнес в Интернете»...

Чтобы попасть в список к спамерам иногда достаточно всего один раз «засветить» свой электронный адрес в Интернет, оставив сообщение в гостевой книге, зарегистрировавшись на каком-либо форуме... Но, как же спастись от спама? Необходимо знать уловки спамеров и соблюдать несколько правил.

Прибегают спамеры к хитростям, например, если к вам приходит электронное письмо с рекламой какой-либо услуги и предложением в случае вашего отклонения написать по указанному в письме адресу девяносто девять шансов из ста, что это — работа спамера. Ответьте на это: письмо вежливым отказом, и спамер поймет, что адрес работает и хозяин его по читает. И уж тогда — держитесь!

Частично избавить себя от спама можно благодаря использованию нескольких почтовых ящиков. Один адрес используется только для приватной переписки, не засвечивая его в Сети, и выдавая лишь сам доверенным людям. Для писем в группах новостей, гостевые книги и т. д. используйте второй ящик. Наконец, третий указывайте при регистрации на различных сайтах — вам изначально будет ясно, что кроме мусора там ничего ценного быть не может.

Хотя даже после этого надеяться на то, что ваш почтовый ящик будет защищен от спамеров с вашей стороны просто наивно! Однако не стоит паниковать, обнаружив в почтовом ящике первое рекламное сообщение. Спокойно жмите на кнопку [Delete] и переходите к следующему сообщению. Особо надоедливых «спамеров» можно отлучить от вашего почтового ящика с помощью механизма фильтрации почты.

Но и этого мало — многие рекламные письма приходят с «разового» адреса, который буквально на следующий день меняется спамером на другой. Тут фильтры уже не помогут... Но зато могут помочь специальные антиспамерские программы.

Вопросы:

  • Что такое электронная почта?
  • Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной бумажной почтой?
  • Что такое почтовый сервер?
  • Что такое почтовый клиент?
  • Как записывается почтовый адрес?
  • Что такое спам?
  • Что нужно делать со спамовыми письмами?
  • Можно ли зашифровать сообщение электронной почты? (на этом уроке тема на рассматривается, вопрос для того чтобы заинтересовать учеников).

IV. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

V. Итог урока.
Подведение итога урока.
На уроке мы познакомились с электронной почтой

VI. Домашнее задание.
1.Знать, что такое электронная почта, формат адреса электронной почты.

2. Уметь отправлять и получать сообщения электронной почты.

3. Учащимся, имеющим компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

Занятие 11.  

Тема урока: Выполнение практической работы по созданию и отправке сообщения, содержащего текст, файл. 

Цели урока:

  • проконтролировать знания учащихся по теме «Электронная почта»;
  • формирование первоначальных навыков оптимальной работы с клиентской программой Microsoft Outlook Express(почта Windows);
  • развитие навыков подготовки и отправки электронных писем;
  • развитие навыков оптимальных приемов транспортировки почтовых сообщений.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Работа с тестом – 10 минут.
  3. Выполнение практической работы – 26  минут.
  4. Подведение итогов. Рефлексия – 2 минуты.
  5. Домашнее задание – 1 минута.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня мы выполним тест по теме «Электронная почта» и познакомимся с программой Microsoft Outlook Express — это стандартный почтовый клиент, предназначенный для работы с электронной почтой. В мире существует немало и других почтовых клиентов. Каждый выбирает себе почтового клиента в зависимости от целей, задач и объема операций с электронной почтой. В пользу Outlook Express говорит тот факт, что эта программа есть у всех пользователей Windows, поэтому мы рассмотрим именно ее и выполним практическую работу.

II. Тест

1) Система электронной почты была разработана в:

  1. 1971 году;
  2. 1996 году;
  3. 1969 году;
  4. 1992 году.

2) Система электронной почты была разработана:

  1. Реем Томплинсоном;
  2. Робертом Меткалфом;
  3. Джоном Ликлидером;
  4. Робертом Каном.

3) Электронная почта предназначена для пересылки ... электронным способом от одного компьютерного пользователя к другому:

  1. Файлов;
  2. Сообщений;
  3. файлов и сообщений;
  4. текстовых файлов.

4) Укажите преимущества электронной почты:

  1. удобство;
  2. высокая скорость;
  3. возможность передачи изображений;
  4. низкая стоимость;
  5. одновременная рассылка нескольким адресатам;

5) Программы, обслуживающие запросы клиентов и управляющие передачей электронных сообщений адресатам, называют:

  1. почтовый клиент;
  2. почтовый протокол;
  3. почтовый сервер;
  4. Оutlook Express.

6) Программы, которые позволяют читать, создавать, сохранять, получать и передавать электронные сообщения с компьютера клиента на почтовый сервер, называют:

  1. почтовый клиент;
  2. почтовый протокол;
  3. почтовый сервер;
  4. Оutlook Express.

7) Укажите программы, которые относят к программам почтовым клиентам:

  1. Windows XP;
  2. The Bat;
  3. The Bee;
  4. Microsoft Outlook;
  5. POP.

8) При работе с электронной почтой используются единые стандарты организации взаимодействия – протоколы:

  1. SMTP, POP3;
  2. TCP/IP;
  3. SMTP, TCP;
  4. POP3,SMP.

9) Какая из данных записей является адресом электронной почты:

  1. vova@yahoo.com;
  2. www.rnd.runnet.ru;
  3. ros_sh@vitebsk.by;
  4. петroff@yandex.ru.

10) Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru.

Каково имя владельца этого электронного адреса?

  1. mtu-net.ru;
  2. user_name;
  3. user_name@;
  4. Ru;
  5. mtu.-net.

11) Где удобнее хранить часто используемые адреса электронной почты (и другую информацию о своих корреспондентах)?

  1. в своей записной книжке;
  2. в адресной книге почтовой программы;
  3. в мобильном телефоне;
  4. в ежедневнике.

12) Совокупность правил поведения в сети называют:

  1. деловая переписка;
  2. логин;
  3. сетевой этикет;
  4. смайлик.

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

a

а

c

a,b,c,d,e

c

a

b,d

a

а,d

b

b

c

III. Практическая работа

Упражнение 1. Знакомство с основными возможностями и элементами интерфейса клиентской почтовой программы Microsoft Outlook Express (почта Windows)                             

Задание: 
Загрузите почтового клиента Microsoft Outlook Express, изучите основные элементы интерфейса.

Порядок выполнения: 

1.         Запустите клиентскую программу Microsoft Outlook Express (почта Windows) с помощью значка  на Рабочем столе или соответствующей кнопки на Панели задач. После запуска программы появится окно:
Основными элементами интерфейса программы Microsoft Outlook Express окна являются:
Строка заголовка. Содержит стандартные элементы окна Windows -приложения (кнопки Свернуть, Восстановить и Закрыть) и название приложения Outlook Express(почта Windows).  

Строка меню. Содержит пункты меню, предоставляющие доступ ко всем функциям, необходимым при работе с почтовым клиентом (создание, отправка и получение сообщений, настройка интерфейса и проч.).  

Панель инструментов. Предназначена для быстрого доступа к некоторым наиболее часто используемым командам:


Создать сообщение — открывает окно для формирования нового письма

Доставить почту — получение и (или) отправка почтовой корреспонденции.

Адреса — открывает доступ к адресной книге.

Поиск — поиск почтового сообщения или адресата по атрибутам.

Панель Локальные папки. Позволяет вывести на экран списки почтовых сообщений (и их содержимое), хранящихся в одной из стандартных папок почтового клиента:  

Входящие. В эту папку поступает вся новая почта. Впоследствии можно создать дополнительные папки (в соответствии с выбранной пользователем логической структурой) и настроить программу так, чтобы при поступлении новых писем вся почта автоматически сортировалась по папкам.
Исходящие. Эта папка предназначена для временного хранения отправляемых писем.
Отправленные. Здесь по умолчанию хранятся копии отправленных сообщений.
Удаленные. Для временного хранения удаленных сообщений (на случай, если сообщение потребуется восстановить). Очистка папки приведет к удалению сообщения без возможности восстановления.  

Черновики. Для хранения «недописанных» писем.  

Панель Контакты. В этом окне фиксируются имена клиентов, адреса которых внесены в адресную книгу.  

Область просмотра. Позволяет обозревать список сообщений в текущей папке и содержимое отмеченного письма.  

2. Выделите папку Входящие на панели Локальные папки. Область просмотра при этом делится на две части. Вверху отображается список сообщений электронной почты из текущей папки, а в нижней части окна показывается содержимое выделенного письма. Последовательно выделяя заголовки писем, просмотрите их содержимое.  

3. Аналогично просмотрите содержимое остальных локальных папок.

Упражнение 2. Создание и отправка почтовых сообщений.

Задание: 
Создайте почтовое сообщение, содержащее анонс мероприятий, проводимых в образовательном учреждении на следующей неделе, и перешлите на соседние компьютеры и компьютер преподавателя.

Порядок выполнения: 

1.  Выберите пункт меню Сообщение  - Создать или воспользуйтесь соответствующей кнопкой   на панели инструментов;

Примечание: Более подробно изучить основы работы с почтовым клиентом можно, воспользовавшись встроенной системой помощи, вызвав ее по нажатию клавиши F1 на функциональной клавиатуре или выполнив команду меню Справка  - Содержание и указатель . Для выполнения данного упражнения целесообразно раздел Создание и отправка почтовых сообщений.

2.   Заполните все заголовки сообщения: Кому, Копия, Скрытая, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите электронный адрес преподавателя, Копия – адрес соседа слева, Скрытая – соседа справа. В качестве Темы укажите «Анонс мероприятий МОУ СОШ №».

Примечание. Если отсутствует заголовок Скрытая, то выберите пункт меню Вид  - Все заголовки.

3. Впишите текст сообщения.

4. Отправьте сообщение, выполнив команду меню Файл - Отправить или нажмите кнопку .    

Примечание. Проверьте, как выглядит сообщение, если его отправить в формате HTML. Для этого дайте команду Формат - Формат HTML . Убедитесь, что в этом случае (в отличие от режима Обычный текст) в окне подготовки сообщения появляется дополнительная панель форматирования, элементы управления которой позволяют управлять выбором шрифта, его начертанием и цветом, оформлением маркированных и нумерованных списков и т.п.

Упражнение 3. Пересылка почтовых сообщений.

Задание: 
Полученное вами почтовое сообщение перешлите новому адресату.

Порядок выполнения: 

1. Перейдите в папку Входящие.

2. Выделите почтовое  сообщение с темой «Ознакомиться всем!»:

3. Выберите пункт меню Сообщение - Переслать (можно воспользоваться соответствующей кнопкой  на панели инструментов). 

4. Заполните поле Кому, вписав адрес соседа справа, и отправьте сообщение.

IV. Подведение итогов.

Учитель зачитывает результаты тестирования по пройденной теме и по выполненной практической работе, подводит  итог урока.
Учащиеся. На уроке мы  научились отправлять и получать сообщения по электронной почте, пересылать по электронной почте файлы.

V. Домашнее задание

Создайте текстовый документ (например, приказ), отправьте в качестве вложения на соседние компьютеры и компьютер преподавателя.

Дополнительное задание: на одном из бесплатных почтовых сервисов зарегистрировать свой почтовый ящик и прислать письмо учителю по адресу: alshcool2@ya.ru.

Минимальное программное обеспечение курса:

ОС Windows 98/Me/2000/XP, пакет MS Office 2003/2007 или OpenOffice2.1, InternetExsplorer 6

Литература

  1. Фок Б. Intenet с самого начала [Текст], 1-е изд. – С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 1996.
  2. Соломенчук В. Интернет: краткий курс[Текст], 2-е изд. – С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2000.
  3. Интернет. Энциклопедия [Текст], 2-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г.
  4. – С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2000.
  5. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс], 2-е изд. – Издательство БИНОМ, 2004.
  6. Ю.Шафрин. Информационные технологии, часть 2, М.: Лаборатория базовых знаний, 2001 г.
  7. А.Журин. Учимся работать на компьютере [Текст]. М.:ЛистНью, 2001 г.
  8. Сайт http://www.klyaksa.net [Электронный ресурс]
  9. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]:  http://www.metod-kopilka.ru
  10. Видеоуроки…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса Интернет-долголетие

Описание курса: Слушатель научится основам работы с компьютером: узнает из чего он состоит и для чего нужны его разные части, научится работать в операционной системе Windows XP и программных п...

Прямо по курсу - Интернет

Внеклассное занятие по   информатике "Прямо по курсу - Интернет".Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают  их в Интернете и помочь избежать  эти опасности....

Прямо по курсу - Интернет

Внеклассное занятие по   информатике "Прямо по курсу - Интернет".Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают  их в Интернете и помочь избежать  эти опасности....

Прямо по курсу - Интернет

Внеклассное занятие по   информатике "Прямо по курсу - Интернет".Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают  их в Интернете и помочь избежать  эти опасности....

Прямо по курсу - Интернет

Внеклассное занятие по   информатике "Прямо по курсу - Интернет".Цель: познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают  их в Интернете и помочь избежать  эти опасности....

Рабочая программа по технологии 9класс

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по технологии д...

Тесты по технологии 9класс

Тестовый контроль по технологии в  9 классе по разделу "Основы жизненного и профессионального самоопределения"....