Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Калюжная Инна Александровна

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритмизация и программирование" для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

 

Цель курса: получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyelektivnyykurs10klass-2.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г. о. Самара

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному учебному курсу

«Решение задач ЕГЭ на программирование»

10 класс (17 ч.)
(базовый уровень)

2013 - 2014 учебный год

Учитель информатики: Калюжная И. А.

Самара,

2014 г.


Пояснительная записка

        Цель курса:  получение представления о сложности заданий ЕГЭ по информатике и наработка опыта решения задач на программирование.

        Задачи курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   сформировать:

  • положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  • представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

        Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

        Поскольку курс предназначен для тех, кто определил информатику как сферу своих будущих профессиональных интересов либо в качестве основного направления, либо в качестве использования прикладного назначения курса, то его содержание представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в определенное время учебного года.

        Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение полугода, всего 17 учебных часов.

        Проверка знаний: тестирование по каждому разделу курса.

        Итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ЕГЭ по информатике.

        Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

  • о существующих методах измерения информации;
  • о моделировании, как методе научного познания.

Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • принципы кодирования;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
  • уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
  • суммирование массива;
  • проверка упорядоченности массива;
  • слияние двух упорядоченных массивов;
  • сортировка;
  • поиск заданной подстроки  в последовательности символов;
  • поиск корня делением пополам;
  • поиск наименьшего делителя целого числа;
  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
  • умножение двух многочленов;
  • знать базовые механизмы работы в данной программной среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их использовать в простейших ситуациях:
  • нарисовать на экране график синуса;
  • нарисовать на экране окружность;
  • подсчитать число символов и строк в файле;
  • подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Алгоритмизация и программирование" и «Технология программирования». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов.


Содержание учебного курса

        I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ. Классификация задач на программирование.

        II. Алгоритмизация и программирование

Программирование в среде Turbo Pascal: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы.

        III. Технология программирования

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы

Количество часов

Примечание

I. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике

1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

1

II. Алгоритмизация и программирование (9 часов)

2

Алгоритмы, виды алгоритмов, описание алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма.

1

3

Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление.

1

4

Использование основных алгоритмических конструкций: цикл.

1

5

Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

2

6

Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры.

Файлы.

2

7

Тренинг по решению задач частей А и В.

2

III. Технология программирования

8

Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня сложности.

2

9

Решение тренировочных задач

2

10

Оценивание и выставление баллов

1

11

Контрольная работа по решению одной из демонстрационных версий части С.

2

Всего:

17 ч.

Список литературы

  1. «Готовимся к ЕГЭ по информатике»: учебное пособие / Н.Н. Самылкина. – 3-е издание - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  3. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  4. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  5. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
  6. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»/Методическое пособие для учителей /Н. Д. Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
  7. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2012 - 2013 г.г.).
  8. «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: раздаточный материал/ П.Я. Якушкин – Экзамен, Москва, 2012 – 2013 гг.

Тренинг №1

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a=42
b=14
a=a\b
b=a*b
a=b\a

 \ — стандартная операция, вычисляющая
результат деления нацело первого аргумента на второй

a:=42;

b:=14;
a:=a div b;
b:=a*b;
a:=b div a; {div — 

стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй}

a:=42

b:=14
a:= div(a, b)
b:= a*b
a:= div(b, a) | div —

стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй|

1)

a = 42, b = 14

2)

a = 1, b = 42

3)

a = 0, b = 588

4)

a = 14, b = 42

A7

Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 200

A(n)=n+100

NEXT n

 FOR n = 1 TO 200

B(n)=2*A(n)-500

NEXT n

 For  n:=1 to 200 do

A[n]:=n+100;

for n:=1 то 200

B(n):=2*A[n]-500;

 нц для n от 1 до 200 

A[n]=n+100

кц

нц для n от 1 до 200 

B[n]=2*A(n)-500

кц

Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?

1)

50

2)

51

3)

149

4)

150

A12

Для составления цепочек разрешается использовать бусины 5 типов, обозначаемых буквами  А, Б, В, Е, И. Каждая цепочка должна состоять из трех бусин, при этом должны соблюдаться следующие правила:

1)

на первом месте стоит одна из букв: А, Е, И,

2)

после гласной буквы в цепочке не может снова идти гласная, а после согласной – согласная,

3)

последней буквой не может быть А.

Какая из цепочек построена по этим правилам?

1)

АИБ

2)

ЕВА

3)

БИВ

4)

ИБИ

A19

Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:

Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.

1)

8

2)

16

3)

32

4)

12

А20

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например,
a := ‘дом’).

Фрагмент алгоритма:

i := Длина (a)

k := 2

b := ‘А’

пока i > 0

нц

c := Извлечь (a, i)

b := Склеить (b, c)

i := i – k

кц

b := Склеить (b, ‘Т’)

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?

1)

‘АДЕПТ’

2)

‘АДЗЕОП’

3)

‘АДТЕТПТ’

4)

‘АДЗОТ’

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B3

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 21211 это программа)

умножь на 3

вычти 1

умножь на 3

вычти 1

вычти 1

которая преобразует число 1 в 4.) 

B6

Строки (цепочки символов) создаются по следующему правилу.

Первая строка состоит из одного символа — цифры «1». Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в очередную строку дважды записывается предыдущая цепочка цифр (одна за другой, подряд), а в конец приписывается ещё одно число — номер строки по порядку (на i-м шаге дописывается число «i»).

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

(1) 1

(2) 112

(3) 1121123

(4) 112112311211234

Сколько раз в общей сложности встречаются в восьмой строке нечётные цифры (1, 3, 5, 7, 9)?

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Вариант 1

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся

по информатике и ИКТ

ЧАСТЬ 1                                                                         ЧАСТЬ 2

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a = 1819
b = (a \ 100) * 10 + 9
a = (10*b – a) MOD 100
'\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно

a:= 1819;
b:= (a div 100)*10+9;
a:= (10*b–a) mod 100;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}

a:= 1819
b:= div(a,100)*10+9
a:= mod(10*b – a,100)
|div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|

1)

a = 81, b = 199

2)

a = 81, b = 189

3)

a = 71, b = 199

4)

a = 71, b = 189

A7

Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 300

A(n)=100-n

NEXT n

 FOR n = 1 TO 300

B(n)=2*A(n)+1

NEXT n

 For  n:=1 to 300 do

A[n]:=100-n;

for n:=1 то 300

B(n):=2*A[n]+1;

 нц для n от 1 до 300 

A[n]=100-n

кц

нц для n от 1 до 300 

B[n]=2*A(n)+1

кц

Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?

1)

99

2)

100

3)

200

4)

201

A12

Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте.

Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?

1)

CBE

2)

ADD

3)

ECE

4)

EAD

A19

Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма:

Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.

1)

1

2)

45

3)

55

4)

66

А20

                В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например,
a := ‘дом’).

                Фрагмент алгоритма:

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?

1)

‘РМТДА’

2)

‘РОТОДА’

3)

‘РОТОМДА’

4)

‘РОТОНДА’

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

B3

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат;

2. прибавь 1.

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1.

Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд.

(Например, программа 12122 это программа:

возведи в квадрат;

прибавь 1

возведи в квадрат;

прибавь 1

прибавь 1

которая преобразует число 1 в 6.) 

B6

Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу.

Первая строка состоит из одного символа — цифры «1».

Каждая из последующих цепочек создаётся следующими действиями: в начало записывается число — номер строки по порядку (для iй строки записывается число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

  1. 1
  2. 211
  3. 3211211
  4. 432112113211211

Сколько раз встречаются в восьмой строке чётные цифры (суммарно)?

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся

по информатике и ИКТ

ЧАСТЬ 1

                                        ЧАСТЬ 2

Тренинг №2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак «  » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.

Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.

1)

1

2)

2

3)

6

4)

16

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a = 3 + 8 * 4
b = (a \ 10) + 14
a = (b MOD 10) + 2
'\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно

a:= 3 + 8*4;
b:= (a div 10) + 14;
a:= (b mod 10) + 2;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}

a:= 3 + 8*4
b:= div(a,10) + 14
a:= mod(b, 10) + 2
|div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|

1)

a = 0, b = 18

2)

a = 11, b = 19

3)

a = 10, b = 18

4)

a = 9, b = 17

Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n=1 TO 100
A(n)=(n-80)*(n-80)
NEXT n
FOR n=1 TO 100
B(101-n)=A(n)
NEXT n

for n:=1 to 100 do
 A[n]:= (n-80)*(n-80);
for n:=1 to 100 do
   B[101-n]:=A[n];

нц для n от 1 до 100
   A[n]=(n-80)*(n-80)
кц
нц для n от 1 до 100
   B[101-n]=A[n]
кц

Какой элемент массива B будет наибольшим?

1)

B[1]

2)

B[21]

3)

B[80]

4)

B[100]

                В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила:
в конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?

1)

PORT

2)

TTTO

3)

TTOO

4)

OOPO

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз  ↓, влево ←, вправо →.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

Цикл
ПОКА <
условие > команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

НАЧАЛО

ПОКА < справа свободно > вправо

ПОКА < сверху свободно > вверх

ПОКА < слева свободно > влево

ПОКА < снизу свободно > вниз

КОНЕЦ

1)

1

2)

0

3)

3

4)

4

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1 – В8) является набор символов, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1.   вычти 2

2.   умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это программа:

умножь на три

вычти 2

умножь на три

вычти 2

вычти 2,

которая преобразует число 2 в 8).

(Если таких программ более одной, то запишите любую из них.)

Цепочки символов (строки) создаются по следующему правилу:

Первая строка состоит из одного символа – цифры «1».

Каждая из последующих цепочек создается такими действиями: в начало записывается число – номер строки по порядку (для i-й строки ставится число «i»), далее дважды подряд записывается предыдущая строка.

Вот первые 4 строки, созданные по этому правилу:

(1)        1

(2)        211

(3)        3211211

(4)        432112113211211

Сколько раз встречается цифра «1» в первых семи строках (суммарно)?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по информатике

ЧАСТЬ 1                                                                        ЧАСТЬ 2