Некоторые гуманитарные аспекты уроков информатики
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Пугаева Ольга Израилевна

Если исходить из того, что дети в наших школах не готовятся к жизни, а собственно живут, то и у них, как и у любого взрослого,  каждая школьная минута идет или в развитие, воспитание, рост души, или в ее деградацию.

В школе есть дисциплины, которые впрямую занимаются душевным развитием ребенка – это и литература, и история, и обществознание, и даже география.

Все эти дисциплины, и в особенности – литература, по определению антропоцентричны, обращены к человеку, его чувствам, а потому им и флаг в руки!

Но есть предметы, относящиеся к другим циклам:  математика, физика, химия, биология и т.д.   И совсем уж непонятно к чему относящаяся – информатика.  

Но преподаватели информатики знают, что в ней есть немало тем, которые впрямую соприкасаются с представлениями об общей информационной картине мира,  с  формами человеческого мышления и даже с некоторыми философскими проблемами.

При  акцентированной подаче они могут и должны способствовать созревающему уму в формировании шкалы ценностей,  выработке представлений о мире и своем в нем поведении.

Я попробую показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы конкретных уроков информатики приводят к разговорам и размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности.

Почему я решила, что это важно?

Потому, что за 20 с лишним лет преподавания в гимназии я поняла, что больше всего на свете каждому ребенку от 10 - 12 лет и далее, не хватает, как воздуха, разговоров «за жизнь», и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни как росту души.  

Мы-то – взрослые - понимаем, что решение так называемых «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь!

А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!

Я поделюсь своим личным опытом использования возможностей предмета «Информатика» для посильного вклада в достижение этой не простой цели на нескольких примерах, относящихся к различным разделам информатики как школьной дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые гуманитарные аспекты уроков информатики

Введение

  • Замечательный петербургский поэт Сергей Стратановский, один из самых значительных представителей андеграунда,  в одном из своих стихотворений написал, что «жизнь – это рост души».
  • Видит Бог, как хотелось бы поверить в то, что каждая минута нашей жизни идет именно в рост, в развитие души!  
  • Но, к сожалению, мы вынуждены признать, что эта идеальная модель реализуется далеко не всегда и далеко не у всех.
  • Если исходить из того, что дети в наших школах не готовятся к жизни, а собственно живут, то и у них каждая школьная минута идет или в развитие, воспитание, рост души, или в ее деградацию.
  • И в каком направлении пойдет душевная жизнь конкретного ребенка, в некоторой степени зависит и от нас с вами.
  • Недавно один из моих друзей прислал мне по электронной почте вычитанные где-то темы сочинений российских гимназистов начала 20-го века. Они меня не просто удивили, а поразили. Судите сами.

Для гимназистов младших классов:

  1. О том, что видели птицы в дальних землях.
  2. История постройки дома и разведения при нем сада.
  3. Великаны и пигмеи лесного царства.

Для 12-13-летних гимназистов:

  1. Река в лунную ночь.
  2. Замирание нашего сада осенью.
  3. Встреча войска, возвратившегося из похода.

Для старших гимназистов 14-16 лет:

  1. О скоротечности жизни.
  2. На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
  3. О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
  4. О проявлении нравственного начала в истории.
  • Просто прочитать такой текст -  и то удовольствие. И первая мысль - какими же становились дети, воспитанные с малых лет на таких размышлениях?
  • Кто спорит, в школе есть дисциплины, которые впрямую занимаются духовным и душевным развитием ребенка – это и литература, и история, и обществознание, и даже география.
  • Все эти дисциплины, и в особенности – литература, по определению антропоцентричны, обращены к человеку, его чувствам, а потому им и флаг в руки!
  • Но есть предметы, относящиеся к другим циклам:  математика, физика, химия, биология и т.д.   И совсем уж непонятно к чему относящаяся – информатика.   Ведь до сих пор нет консенсуса в вопросе о том, к какому кругу ее отнести – к точным ли наукам, к естественно-научным дисциплинам или как-то обособить от  всех других – вопрос открыт.
  • Но мы с вами – преподаватели информатики - знаем, что в ней есть немало тем, которые впрямую соприкасаются с представлениями об общей информационной картине мира,  с  формами человеческого мышления и даже с некоторыми философскими проблемами.
  • При хорошей,  акцентированной подаче они могут и должны  способствовать созревающему уму в формировании шкалы ценностей,  выработке представлений о мире и своем в нем поведении.
  • Все вместе это называется одним словом – мировоззрение, т.е. воззрение на мир.

  • Конечно, всем известна банальная истина – учитель, если он отвечает истинному значению этого слова, способствует развитию своих подопечных всеми проявлениями своей личности:  чувством собственного достоинства, манерой поведения, широтой интересов, уважительным отношением к каждому, вне зависимости от его успехов в предмете,  и т.д.
  • Но тема моего выступления несколько иная.  Я попробую показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы уроков информатики приводят к разговорам и размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности.
  • Почему я решила, что это важно?
  • Потому, что за 20 с лишним лет преподавания в гимназии я поняла, что больше всего на свете каждому ребенку от 10 - 12 лет и далее, не хватает, как воздуха, разговоров «за жизнь», и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни по Стратановскому – жизни как росту души.  
  • Мы-то, взрослые, понимаем, что решение так называемых  «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь!
  • А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!
  • И это так, даже если по внешнему виду ребенка мы даже предположить не можем, что он хоть в какой-то степени интересуется этими вопросами.
  • Я уверена, что в каждой дисциплине, даже не имеющей прямого отношения к гуманитарным знаниям, есть элементы, которые могут вывести детей на размышления более высокого порядка, чем каждодневная обыденная жизнь.
  • И очень хочется не упускать такие возможности!
  • В своем выступлении я поделюсь своим личным опытом использования возможностей предмета «Информатика» для посильного вклада в достижение этой не простой цели.


Некоторые гуманитарные аспекты темы «Информация»

  • Начну с того, с чего и начинается изучение информатики – с понятия об информации.
  • Вы, конечно, прекрасно понимаете практически безграничные возможности этой темы для  гуманитарных целей.
  • Но я приведу только два примера.
  • Пример первый.
  • Известно, что проблема определения понятия информации достаточно многогранна, т.к. это понятие используется во всех науках, которыми занимается человек.  И в каждой области понятие информации имеет свои особенности.
  • Так, например, при рассмотрении информации как меры упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок» попытка вывести учащихся на примеры систем различного уровня упорядоченности дает очень интересные результаты.
  • Сначала приводятся робкие примеры, связанные с развитием систем  от простых к сложным.
  • Затем учитель может постепенно вывести  разговор на социальные процессы,  при развитии которых также происходит усложнение структур и увеличение информации уже в общественных системах.
  • Если режиссура удачна, а в группе находятся хотя бы один - два  человека, интересующихся общественными науками, то результатом короткого, но насыщенного разговора, является продолжение размышлений на весьма не простые темы, например:
  1. Как соотносятся традиции,  играющие решающую роль в становлении порядка, с появлением новых явлений, на первых порах – хаотичных?
  2. Всегда ли разрушителен хаос, несущий минимальную информацию, и не  может ли он являться созидательным началом при переходе на более высокую ступень развития системы?
  3. Случайность является досадным недоразумением или неотъемлемой частью механизма эволюции, и  много ли информации она несет?
  • Как видите, это совсем не простые вопросы, и режиссура учителя совсем не направлена на их разрешение!  
  • Конечно же, цель одна - вывести на размышления о миропорядке!  А что же это, как не развитие души и даже духа!?
  • Пример второй.
  • Всем известно древнегреческое графическое изображение процесса познания, т.е. перехода от малого знания через незнание к большему знанию:

  • Приводя эту схему, каждый учитель сталкивается с тонкой проблемой разрешения ее парадокса:  чем большим объемом знания обладает человек, чем шире круг его знания, тем длиннее граница с незнанием, т.е. тем больше человек ощущает недостаток знания.
  • Здесь достаточно уместно привести и высказывание Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю», и библейскую аксиому «Во многие знания - многие печали».
  • Задать вопрос о том, как дети понимают эту цитату из библии, я чаще всего слышу в ответ: «Дураку жить легче».
  • И здесь тоже возникает эмоциональный разговор, связанный с трактовкой этой истины.
  • Библию ведь трактуют веками и по-разному.
  • В завершении диспута, оговорившись, что я вполне могу быть не правой,  я все-таки рискую высказать детям свое мнение на этот счет.
  • Мне представляется, говорю я, что вряд ли в библии имеется ввиду эта  простейшая мысль о легкости жизни дурака - скорее всего речь идет о той печали, которая приходит к нам от осознания наших малых знаний.
  • Вот и психолог Игорь Калинаускас говорит о том же: «Да, конечно во многие знания многие печали, но и в малых знаниях тоже мало радости».
  • И в этом примере цель режиссера-учителя – та же самая – подвести детей к размышлениям, ведь только ими и жива душа.
  • А детям иногда ведь нужен только толчок к собственным раздумьям.


Некоторые гуманитарные аспекты

основ математической логики

  • Еще один курс информатики  - основы математической логики -  дает не менее интересные возможности для постановки перед детьми гуманитарных проблем.
  • И здесь я приведу тоже два примера.
  • Пример первый.
  • Курс основы математической логики начинается с известных всем понятий о формах человеческого мышления.
  • Мы знаем, что мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
  • Известно, что понятие - это форма мышления, при которой определяются только основные признаки объекта, входящего в некоторое множество.  
  • А суждение  - это уже более высокая форма мышления, при которой что-либо утверждается или отрицается.  
  • И также известно, что суждения строятся на основе понятий.
  • Последнее высказывание – прекрасная возможность вывести детей на размышления и разговор по данному поводу!
  • Просьба привести примеры суждений, строящихся на основе понятий, приводит к высказыванию простейших примеров:
  • Не напишешь реферат, не зная, что такое реферат.
  • Нельзя построить дом, не имея понятия о том, что такое дом.
  • И так далее.
  • Стараясь вывести детей на более глубокие размышления, я рассказываю об обычной школьной ситуации:
  • Ученик написал сочинение, в котором, как он считает, высказал свои суждения по заданной теме.
  • Учитель поставил 3, а не пять, как предполагал ученик.
  • Ученик возражает: «Вы поставили 3 только потому, что я высказал свое мнение, а не ваше».
  • Дети соглашаются с тем, что такая ситуация бывает и довольно часто.
  • Здесь искусство учителя проявляется в том, насколько удачно он сможет вывести детей на собственный вывод об истинных  причинах появления тройки, вместо пятерки.
  • Хочу вас заверить, что далеко не всякий раз хватает  на это выдумки!
  • И тогда приходится просто объяснить:
  • что собственное суждение желательно строить не на предположениях, а на твердых понятиях о той теме, по которой человек высказывается;
  • и что учитель поставил 3 не потому, что вы высказали собственное суждение, а по причине вашего неполного знания или не полного понимания заданной темы.
  • Пример второй.
  • В курсе основ математической логики изучаются различные логические операции.
  • Практически все из них можно рассматривать не просто умозрительно, но и на обыденных жизненных примерах, что приводит к более эмоциональному их восприятию.
  • Среди логических операций  есть операция импликации  (в переводе с латинского -   тесно связываю).  
  • В обычном языке – это условное высказывание, логическое следование.  
  • Например, высказывание «Если обещание дано, оно должно быть выполнено» является импликацией.

  • Таблица истинности импликации:

А

В

А   В

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

  • Разбор ситуации, когда и условие, и вывод ложны,  а сама импликация истинна   (0  0 = 1)    у учащихся не вызывает больших сложностей,    тем более если учитель акцентирует внимание на том, что в данном случае  из Лжи следует Ложь.  Не только умозрительно, но и жизненно истинность такого положения вещей детям понятна, и они с легкостью приводят примеры.
  • Ситуация, когда и условие - истина, и вывод - истина, и сама импликация истинна  (1  1 = 1)   –  совсем не вызывает сомнений, т.к. и здесь  не только умозрительно, но и жизненно истинность положения вещей детям понятна: из Истины следует Истина. Примеры тоже не заставляют себя ждать.
  • Предыдущее утверждение подтверждается и той ситуацией, когда из Истины не может следовать Ложь:   (1  0 = 0).
  • Самые интересные разговоры возникают при обсуждении ситуации, когда из Лжи может следовать Истина   (0  1 = 1)!
  • Как же так?  Получается, что из Лжи может следовать не только Ложь, но и Истина?!  
  • Просьба учителя привести примеры и того, и другого вызывает сначала ступор,  потом медленное вхождение в тему,  а в заключение – жаркие споры.
  • Под конец даже прямое морализаторство типа «Ваша ложь с вероятностью 50% может привести как к истине, так и к ответной лжи, которая дамокловым мечом поразит вас» не отвергается подростковым сознанием.


Некоторые гуманитарные аспекты

основ социальной информатики

  • Широкие возможности обсуждения социальных проблем, входящих в сферу гуманитарного,  предоставляются учителям при изучении основ социальной информатики.
  • Конечно, в первую очередь здесь следует назвать вопрос о свободе слова, который неминуемо встает при первом же обсуждении  функционирования сети Интернет.
  • Проблемы, связанные с необходимостью или с недопустимостью контроля над информацией, распространяемой по сети, вызывают немалые споры и заставляют подумать, что и является основной нашей целью.
  • Важные гуманитарные вопросы можно обсудить и при рассмотрении проблемы этического поведения людей в сети Интернет.
  • Живое, эмоциональное объяснение неправомерности  нарушения этики сетевого взаимодействия, выражающегося в различных формах тро́ллинга - агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения - приобретает особенное значение в практическом полном отсутствии юридических норм в сфере распространения информации по сети Интернет.
  • Мы все прекрасно понимаем, что для этики сейчас не лучшие времена!
  • Часто наблюдаемое детьми отсутствие этики в поведении взрослых в сочетании с подростковой героизацией негатива придает дополнительные сложности в объяснении учащимся этических норм поведения не только в обыденной жизни, но и в анонимном существовании в сети.
  • Применяя весь свой опыт, нам необходимо донести и закрепить мысль о том, что зрелый человек с развитой душой должен выполнять эти неписаные законы этики «автоматически», не задумываясь.
  • Будем надеяться, что нам это удастся!


Некоторые гуманитарные аспекты

информационных технологий и проектной деятельности

  • Вкратце коснусь тех частей информатики, которые по определению имеют более гуманитарный характер, чем основы теории.
  • Не думаю, что открою какие-либо секреты, если скажу, что при изучении информационных технологий, мы имеем максимальные возможности для обсуждения гуманитарных вопросов, и в особенности – вопросов социализации учащихся в современном обществе.
  • Во-первых, потому, что информационные технологии входят во все сферы деятельности, включая и глубоко гуманитарные.
  • Во-вторых, потому, что практические работы, выполняемые учащимися в процессе приобретения знаний и навыков в различных программных средах, могут содержать обработку данных, связанных с любыми дисциплинами: и с точными, и с естественно-научными и с гуманитарными.
  • В-третьих, потому, что проектная деятельность учащихся традиционно ориентируется на приоритетность интересов самих учащихся, что неминуемо ведет к расширению диапазона рассматриваемых проблем,  в том числе и гуманитарных.
  • Конечно же, наиболее широкие возможности для обсуждения с молодыми людьми гуманитарных проблем предоставляются  при обсуждении проектных работ в старших классах.
  • Приведу примеры тем проектных и исследовательских работ,  предлагаемых учащимся 10-х и 11-х классов и  некоторым образом связанных (где-то более тесно, где-то менее тесно) с гуманитарной сферой:
  1. Для чего нужна культура?
  2. Информационная культура как элемент общей культуры.
  3. Поэзия и информатика.
  4. Отношения «Учитель-ученик».
  5. Если из хаоса само ничего не возникает, то нужен ли кто-то или что-то, кто создаст нечто из хаоса?
  6. Физика и социально-гуманитарные науки.

  • Некоторые из этих тем были реализованы в проектах, другие были заменены на более приоритетные для конкретного ученика.
  • Из числа реализованных тем упомяну проект «Поэзия и информатика.  Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики».
  • Проект был создан одной из моих учениц и доложен на десятой  всероссийской конференции победителей 22 марта 2013 года на базе нашей гимназии №107.

Заключение

  • Как видите,   темы проектов очень далеки от тех, которые были у гимназистов сто лет назад!  
  • Что делать? Какое время, такие и песни!
  • Будем надеяться, что те песни, которые мы споем с нашими детьми, поспособствуют росту их души, формированию широкого кругозора и, в конечном счете,  выработке умного и тонкого понимания мира!

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые гуманитарные аспекты уроков информатики Пугаева О.И. Гимназия №107

Слайд 2

Жизнь – это рост души! Сергей Стратановский

Слайд 3

Темы сочинений российских гимназистов 14-16 лет в начале 20-го века О скоротечности жизни. На чем основывается духовная связь между предками и потомством? О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. О проявлении нравственного начала в истории.

Слайд 4

При чем здесь «гуманитарные аспекты»? Моя цель – постараться показать, как, казалось бы, далеко не гуманитарные темы уроков информатики приводят к размышлениям о жизни вообще и о конкретной жизни каждого, в частности. Почему я решила, что это важно? Потому, что больше всего на свете каждому ребенку не хватает, как воздуха, разговоров « за жизнь », и именно они более всего могут способствовать идеальной модели жизни по Стратановскому – жизни как росту души. Мы-то, взрослые, понимаем, что решение так называемых «проклятых», вечных вопросов – это процесс, длящийся всю жизнь! А у детей – они самые насущные, требующие сиюминутного разрешения раз и навсегда!

Слайд 5

Некоторые гуманитарные аспекты понятия информации

Слайд 6

Вопросы для обсуждения, связанные с понятием информации Всегда ли разрушителен хаос, несущий минимальную информацию, и не может ли он являться созидательным началом при переходе на более высокую ступень развития системы? Случайность является досадным недоразумением или неотъемлемой частью механизма эволюции, и много ли информации она несет? Как соотносятся традиции, играющие решающую роль в становлении порядка, с появлением новых явлений, на первых порах – хаотичных?

Слайд 7

Вопросы для обсуждения, связанные с процессом познания Чем больше человек знает, тем больше ощущает недостаток знания. Я знаю только то, что ничего не знаю! Во многие знания - многие печали .

Слайд 8

Некоторые гуманитарные аспекты основ математической логики

Слайд 9

Обсуждение определений «понятие» и «суждение» Суждения (высказывания) строятся на основе понятий . Собственное суждение желательно строить не на предположениях, а на твердых понятиях о той теме, по которой человек высказывается .

Слайд 10

Гуманитарные аспекты импликации 0  0 = 1 - из Лжи следует Ложь. 1  1 = 1 – из Истины следует Истина 1  0 = 0 - из Истины не может следовать Ложь. 0  1 = 1 - из Лжи следует Истина. Как же так? Получается, что из Лжи может следовать не только Ложь, но и Истина?! Ложь с равной вероятностью может привести как к истине, так и к ответной лжи, которая может дамокловым мечом поразить вас!

Слайд 11

Некоторые гуманитарные аспекты, связанные с сетью Интернет

Слайд 12

Вопросы для обсуждения, связанные с сетью Интернет Свобода слова и ответственность за свои слова. Необходимость или недопустимость контроля над информацией, распространяемой по сети. Этика поведения в сети. Тро́ллинг - агрессивное, издевательское и оскорбительное поведение в сети.

Слайд 13

Некоторые гуманитарные аспекты ИТ и проектной деятельности

Слайд 14

Темы проектных работ по информационным технологиям, связанные с гуманитарной сферой Информационная культура как элемент общей культуры. Поэзия и информатика. Если из хаоса само ничего не возникает, то нужен ли кто-то или что-то, кто создаст нечто из хаоса? Физика и социально-гуманитарные науки. Отношения «Учитель-ученик».

Слайд 15

Заключение Как видите, темы проектов очень далеки от тех, которые были у гимназистов сто лет назад! Какое время, такие и песни! Будем надеяться, что те песни, которые мы споем с нашими детьми, поспособствуют росту их души, формированию широкого кругозора и, в конечном счете, выработке умного и тонкого понимания мира!

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...

Некоторые теоретические аспекты организации личностно - ориентированного подхода в образовании с использованием педагогических технологий

Рассмотрена возможность использования технологий модульного и программированного обучения для организации личностно - ориентированного подхода в образовании...

Некоторые методические аспекты использования компьютера на уроках физики.

В публикации рассматриваются отдельные методические приёмы использования современных компьютерных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе....

Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева

Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева  Имя Дмитрия Ивановича Менделеева известно, наверное, даже младшим школьникам. И почти любой из них скажет,...

Некоторые аспекты применения компьютерных игр на уроках информатики

Статья об использовании компьютерных игр в учебном процессе как способе борьбы с игровой компьютерной зависимостью....