Инструмент учебной деятельности- "Конструктор алгоритмов"
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме

Лознова Елена Вадимовна

Описание и примеры работы с инструментом учебной деятельности- "Конструктор алгоритмов"

Предназначен для обучения структурному проектированию алгоритмов и формирования алгоритмического мышления при изучении информатики и основ программирования.

Данная инструментальная среда является интерпретатором алгоритмов, представленных в виде блок-схем.

В работе предложены дидактические материалы для данного конструктора

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konstruktor_algoritmov.zip2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

«Инновационный поиск – 2011»

Тема мастер-класса:

 «Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов»
на уроках информатики»

 Лознова Елена Вадимовна,

 учитель информатики МОБУ СОШ №5

МО Кореновский район

2011 г.


Тема мастер-класса: Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов» на уроках информатики.

Предмет: информатика и ИКТ.

Классы: 9-11.

Цель мастер-класса: обобщение опыта работы изучения темы «Алгоритмизация» с использованием инструментальной среды «Конструктор алгоритмов», описание возможностей использования данной программы на уроке, демонстрация действий учителя по подготовке дидактических материалов к занятиям в данной среде.

Оборудование и программное обеспечение для выступления: мультимедийный проектор, ПК с установленной операционной системой Microsoft Windows, программа просмотра презентаций Power Point 2007, установленная программа «Конструктор алгоритмов», презентация «Использование инструментальной среды «Конструктор алгоритмов», дидактический материал по теме «Блок-схемы» (в электронном виде), видеофрагмент «Демонстрация».

Содержание мастер-класса:

С 1985 года в школах массово преподается предмет «Информатика», и все эти годы его основой является триада: информация, компьютер, алгоритм. (1-2 слайд презентации). Алгоритмизация проникает в содержание всех разделов нашего предмета. Попытки обойтись без нее и готовить «чистого» пользователя все равно приводят к необходимости какого-либо записи алгоритмов его действий.

Умение выделить алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы – важное качество для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию целеустремленности, точности, логичности в планировании и выполнении своих действий, умения четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить пути решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации. (3 слайд).

Современный процесс обучения, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), способных поддержать все компоненты образовательного процесса, поэтому незаменимой поддержкой для учителя является каталог ЦОР http://school-collection.edu.ru/ (слайд 4, 5).

В своей работе я хотела бы поделиться опытом использования ЦОР «Конструктор алгоритмов». Он предназначен для обучения структурному проектированию алгоритмов и формирования алгоритмического мышления при изучении информатики и основ программирования. Данная инструментальная среда является интерпретатором алгоритмов, представленных в виде блок-схем. (слайд 6). 

Конструктор дает возможность разрабатывать и исполнять (слайд 7):

  • линейные алгоритмы
  • алгоритмы с ветвлением
  • циклические алгоритмы
  • алгоритмы с процедурами
  • алгоритмы работы с двумерными и одномерными массивами.

Режимы работы конструктора: создание алгоритма, запись его в виде блок-схемы, отладка, трассировка (слайд 8, 9, демонстрация видеоролика «Демонстрация» (порядок создания блок-схемы)).

Виды работы с конструктором (слайд 10):

  • создание и отладка блок-схемы для решения задачи;
  • создание блок-схемы по словесному алгоритму;
  • заполнение (полностью или частично) готовой блок-схемы к заданной задаче;
  • восстановление условия задачи по блок-схеме (см. пример 4_7);
  • построение графика функции по готовой блок-схеме (с помощью трассировки)(см. пример 3_6);
  • вычисление значение переменных по заданной блок-схеме (см. пример 2_7);

Примеры заданий, решаемых на уроках в данной конструкторской среде (слайды 11-12).

Примеры заданий по теме «Алгоритмизация и программирование» в вариантах ГИА и ЕГЭ (слайды 13-16).

Виды использования «Конструктора алгоритмов» (слайд 17):

  • демонстрация и решение задач на интерактивной доске;
  • работа с конструктором на ученических компьютерах;
  • самостоятельный тренинг при выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам;
  • групповая работа учащихся над проектами по алгоритмизации.

Инструментальная среда  «Конструктор алгоритмов» позволяет (слайд 18):

  • стимулировать познавательный интерес учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения;
  • ориентировать учащихся на достижение новых образовательных результатов;
  • развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности;
  • прочно овладевать знаниями по теме «Алгоритмизация».

В качестве наглядного примера хочу представить разработанный мной в инструментальной среде «Конструктор алгоритмов» дидактический материал (Дидактический материал «Блок-схемы») и показать возможности работы с ним (демонстрация на компьютере).

Использование данного ЦОР позволило повысить качество изучения темы «Алгоритмизация и программирования», что положительно отразилось на результатах ЕГЭ и ГИА.

Безусловно, задачи, решаемые в инструментальной среде, могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими экранными объектами. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает выразительность и яркость экранного видового ряда, дает возможность наблюдать динамику решения, повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное), а также возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала и алгоритмов различных видов»

Систематическая работа с опорными сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся,...

Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».

Цели:   1.  Повысить  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности   педагогического  коллектива  в  области дидактическог...

Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».

Цели:   1.  Повысить  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности   педагогического  коллектива  в  области дидактическог...

ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"

Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ....