ДПОП "Струнные инструменты" учебный предмет "Специальность (виолончель)"
рабочая программа по теме

Кучер Татьяна Евгеньевна

Программа по учебному предмету "Специальность(виолончель)" в соответствии с ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon violonchel_9_let_-_kopiya.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа № 5 города Мурманска

Рабочая (модифицированная) программа

по учебному предмету

Специальность

музыкальный инструмент виолончель

для обучающихся 1-8(9) классов (в возрасте 6,5 – 17 лет)

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Струнные инструменты»

Разработчик

преподаватель

Биткова Татьяна Евгеньевна

Мурманск 2013

Содержание

№ п.п.

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

2.

Содержание учебного предмета

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся

4.

Формы и методы контроля, система оценок

5.

Методическое обеспечение учебного процесса

6.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

  1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее  - «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Кроме того, программа рассчитана на формирование у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями.

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-        знания музыкальной терминологии;

- знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на виолончели;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на виолончели;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на виолончели;

- навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели;

- навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного ансамбля, камерного или симфонического оркестров.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (виолончель)».

 Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

-        с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (виолончель)»:                                                                                  

Срок обучения

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка, часов

1777

2074

Количество часов на аудиторные занятия, часов

592

691

Количество часов на самостоятельную работу, часов

1185

1383

Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цели и задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»

        Цели:

  1. обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  2. выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  1. освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом «виолончель» в пределах программы учебного предмета;
  2. развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
  3. развитие интереса и любви к академической музыке и музыкальному творчеству.
  4. овладение основными исполнительскими навыками игры на виолончели: чистотой интонации, владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле и в оркестре;
  5. развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
  6. обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа;
  7. приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  8. формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (виолончель)» являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  1. сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  1. распределение учебного материала по годам обучения;
  2. описание дидактических единиц учебного предмета;
  3. требования к уровню подготовки обучающихся;
  4. формы и методы контроля, система оценок;
  5. методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

        Методы обучения. В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  2. наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
  1. практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие);
  2. аналитический   (сравнения   и   обобщения,   развитие   логического мышления);
  3. эмоциональный   (подбор   ассоциаций,   образов,   художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (виолончель)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Размеры виолончелей должны соответствовать антропометрическим параметрам: 1/8 для детей 5-6 лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков

размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.

  1. Содержание учебного предмета

        Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

32

33

33

33

33

33

33

33

33

учебных занятий в

год (в неделях)

Количество часов на

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

3

аудиторные

занятия в неделю

Общее   количество

691

часов               на

аудиторные

занятия

Количество часов на

3

3

4

4

5

5

6

6

6

внеаудиторные

занятия в неделю

Общее   количество

часов                на

внеаудиторные

занятия  

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее   количество

часов  внеаудиторные

заняти

1383

Общее

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

максимальное

количество часов по

годам обучения

Общее

2074

максимальное

количество часов на

весь            период

обучения

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  1. выполнение домашнего задания;
  2. подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  3. подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  1. посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
  2. участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

        В течение каждого учебного года учащийся должен сыграть:

Первое полугодие

Второе полугодие

  1. Технический зачет(2-8 классы):

гамма, этюд

  1. Академический концерт:

крупная форма или 2 пьесы

  1. Академический концерт:

 пьеса или крупная форма

  1. Переводной зачет:

крупная форма или 1-2 пьесы

(в т.ч. ансамбли)

1 класс        

        Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Работа над постановкой, организацией целесообразных игровых движений.

        Нотная грамота, чтение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции. Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: «деташе» целым смычком и его частями, «легато» по 2 ноты на смычок, комбинированные штрихи, переходы со струны на струну.

        Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие упражнения для левой руки.

        Гаммы и трезвучия в наиболее удобных тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.

         В конце учебного года возможно изучение четвертой позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).

        В течение учебного года рекомендуется проработать с учащимся 3-4 гаммы (мажорных и минорных) и трезвучия, 8-10 этюдов, 8-10 пьес.

2 класс

        Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Повышение требовательности к качеству исполнения штрихов: «деташе», «легато» до восьми нот на смычок и их сочетаний в медленном и более подвижном темпе.

        Нессиметричные штрихи. Акценты. Триоли. Пунктирный ритм. Простейшие виды двойных нот (с применением открытых струн). Изучение широкого расположения пальцев на грифе, работа над развитием артикуляции пальцев в I позиции. Изучение IV позиции. Начальное развитие навыков смены позиций. Флажолеты.  Двухоктавные гаммы и арпеджио с применением изучаемых позиций.

        Развитие начальных навыков чтения нот с листа в присутствии педагога. Подготовка к игре в ансамбле на нетрудном материале.

        В течение учебного года проработать с учащимся: 3-4 гаммы и трезвучия, 8-10 этюдов, 6-8 пьес.

3 класс

         Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, интонацией и ритмом. Изучение более сложных штрихов: «деташе», «легато» до восьми нот на смычок в медленном и более подвижном темпе, комбинированных штрихов, изучение штрихов «мартеле», «стаккато». Изучение более сложных ритмов. Упражнения для развития беглости пальцев. Подготовительные упражнения к работе над трелью. Изучение позиций. Закрепление навыков смены позиций. Несложные двойные ноты, аккорды, натуральные флажолеты. Освоение навыков вибрации. Знакомство с теноровым и скрипичным ключами. Подготовка к изучению крупной формы. Чтение с листа легких, доступных пьес, навыки самостоятельного разбора несложного материала. Игра в ансамбле.

        В течение учебного года необходимо проработать с учащимся 3-4 двухоктавные гаммы и трезвучия  в умеренном и более подвижном темпе, 6-8 этюдов, 6-8 пьес, одно произведение крупной формы.

4 класс

        Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Вибрация. Работа над интонацией, динамикой, ритмом. Дальнейшее развитие штриховой техники: «деташе», «легато», «мартеле», «стаккато». Закрепление навыков игры в четырех позициях. Знакомство с позицией ставки. Развитие беглости пальцев левой руки. Трель. Несложные хроматические последовательности.

        Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над разбором нового материала. Изучение двойных нот и аккордов. Натуральные флажолеты.

        В течение учебного года проработать с учеником: 3-4 гаммы и арпеджио с переходами в позиции; 6-8 этюдов на различные виды техники; 6-8 разнохарактерных пьес; 1-2 произведения крупной формы.

5 класс

        Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Развитие самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач.

        Работа над штрихами в гамме. Различные их сочетания. Закрепление приемов игры в высоких позициях. Двойные ноты в пределах четырех позиций (терции, сексты). Работа над соединением позиций при игре двойными нотами. Изучение хроматической гаммы. Работа над беглостью.

        В течение учебного года проработать с учащимся:  3-4 гаммы и арпеджио в тональностях до 3-4 знаков различными штрихами, 6-8 этюдов, 4-6 пьес, 2 произведения крупной формы.

6 класс

         Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Совершенствование штрихов «деташе», «легато», «мартеле», «сотийе». Развитие техники левой руки: трели, различные виды соединения позиций, двойные ноты. Аккорды. Флажолеты. Закрепление позиции ставки.

        Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над посильным для учащегося репертуаром.

        В течение учебного года необходимо пройти с учеником: 3-4 гаммы и арпеджио с применением различных штрихов, а так же «легато» по 8, 12, 16 нот на смычок. Доминантсептаккорд с обращениями рекомендуется изучать с более подвинутыми учащимися. 5-7 этюдов, 4-6 пьес, 2 произведения крупной формы.

7-9 классы

        Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков.  Работа над гаммами и арпеджио в медленном и подвижном темпе. Развитие пальцевой беглости и штриховой техники. Изучение произведений, различных по стилям и жанрам. Подготовка экзаменационной программы.

        За год учащийся прорабатывает 4 гаммы и арпеджио с применением различных штрихов, 4-6 этюдов, 4-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.

        Требования к выпускной программе:

  1. Этюд
  2.  2 разнохарактерные пьесы (в т.ч. ансамбль)
  3. Крупная форма

Примерные  перечни музыкальных произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года.

1 класс

Ли С. Этюд № 7

Куммер И. Этюд ми минор

Сапожников Р. «Хороводная»

Русская народная песня

Армянский народный танец

2 класс

Ромберг Б. Этюд № 104

Бетховен Л. Песня

Шуман Р. Веселый крестьянин

Кальянов С. Этюд ми минор

Варламов А. Красный сарафан

Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

Ли С. Этюд № 9

Шостакович Д. «Лирическая песня»

Волчков И. Вариации

3 класс

Мерк И. Этюд № 15

Гречанинов А. «В сумерки»

Бах И.С. Бурре

Куммер Ф. Этюд № 30

Шостакович Д. Колыбельная

Мусоргский М. Песня

Ромберг Б. Соната си-0бемоль мажор

Франком О. Этюд ре мажор

4 класс

Поппер Д. Этюд фа мажор

Гендель Г. Ларго

Евлахов О. Романс

Нельк А. Этюд № 5 ми минор

Ромберг Б. Соната до мажор, ч.1

Дотцауэр И. Этюд № 52 ми минор

Марчелло Б. Соната соль мажор, ч.1, ч.2

5 класс

Дотцауэр Ю. Этюд № 42

Свиридов Г. Грустная песня

Ли с. Этюд № 4 ля минор

Кленгель Ю. Концертино до мажор

Марчелло Б. Соната фа мажор ч.1, ч.2

Нельк А. Этюд № 10 соль мажор

Гольтерман Г. Концерт № 5, ч.1

Вивальди А. Соната ля минор, ч.1, ч.2

6 класс

Куммер Ф. Этюд № 31 соль минор

Давыдов К. Романс

Гендель Г. Прелюдия

Глиэр Р. Вальс

Марчелло Б. Соната ми минор, ч.1, ч.2

Ромберг Б. Концертино, ч.3 (Рондо)

Маттезон И. Ария

Грюцмахер Ф. Этюд до мажор

Ромберг Б. Концертино, ч.1

Шредер К. Концерт, ч.1

Клочков К. Вечерняя песня

7-9 классы

Нельк А. Этюд № 51 ре минор

Вивальди А. Соната ми минор (все части)

Чайковский П. Сентиментальный вальс

Бетховен Л. Менуэт

Бетховен Л. Тема с вариациями

Куммер Ф. Этюд № 9 ре мажор

Ромберг Б. Концерт № 2, ч.1

Бони П. Ларго и Аллегро

Верачини Фр. Ларго

Глинка М. Простодушие

Примерные программы выпускного экзамена

I вариант

Дюпор Ж. Этюд № 18 до мажор

Гольтерман Г. Концерт № 2

Чайковский П. «Осенняя песня»

Поппер Д. «Прялка»

II вариант

Нельк А. Этюд № 6 ля мажор

Саммартини Дж. Соната соль мажор

Гольтерман Г. «Кариччио»

Рахманинов С. Восточный танец

III вариант

Дюпор Ж. Этюд № 34 ля минор

Чайковский П. Ноктюрн

Айвазян А. «Грузинский танец»

Боккерини Л. Концерт си-бемоль мажор

3. Требования к уровню подготовки учащихся

        Результаты освоения программы «Струнные инструменты» по учебному предмету «Специальность. Музыкальный инструмент виолончель» должна отражать:

– наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

– знание репертуара для виолончели, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

– знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;

– знание профессиональной терминологии;

– наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений, навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и  зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене по специальности «Виолончель» должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения виолончелью для создания художественного образа и стиля исполняемых   произведений   разных   жанров   и   форм   зарубежных   и отечественных композиторов.

Критерии оценки

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиции ДМШ № 5 и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  1. оценка годовой работы ученика;
  2. оценка на академическом концерте или экзамене;
  3. другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

5.  Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам. Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.

Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения. Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.

Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса.

Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день.

Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования; важными являются сложившиеся педагогические традиции в учебном заведении и методическая целесообразность.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить, сколько времени займет работа над тем или иным произведением.

Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также определяется индивидуально.

Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное количество времени и давать максимальный результат.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

1. Упражнения и этюды

  1. Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций М., 1955
  2. Гендлин Е. Виолончельная техника. Изд. RUTENS. М., 1994
  3. Грюцмахер Ф. 24 этюда соч. 38. Тетрадь 1. М.-Л., 1941
  4. Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. М., 1967
  5. Давыдов К. Виолончельные этюды для начинающих. Ред. Гинзбург. Изд. «Тритон» Л., 1935
  6. Давыдов К. Школа игры на виолончели. Государственное музыкальное издательство. М., 1958
  7. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.1. М.,1947
  8. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.2. Краков,1962
  9. Ли С.Школа игры на виолончели. М.-Л., 1940

10.        Кальянов С. Виолончельная техника. Изд. «Музыка». М.,1968
11.Кальянов С. Избранные этюды. М.,1951

12.Куммер Ф.10 мелодических этюдов соч. 57 Изд. RUTENS

13.Козалупов С., Ширинский С., Козалупова Г., Гинзбург Л. Избранные этюды
для виолончели. Изд. «Музыка». М., 1968

14.Ли С. 40 легких этюдов соч. 70. Краков, 1965
15.Ли С.12 мелодических этюдов соч. 113. М.,1940
16.Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М.,1962,1986
17.Мардеровский Л. 32 избранных этюда для виолончели. М.,1954

18. Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. Изд. «Музыка».

М.,1966

19.Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч 11. М., 1927

20.Пиатти А. 12 каприсов. Ор. 25. Государственное музыкальное издательство. М., 1937

  1. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). М., 1963
  2. Сапожников Р. Избранные этюды. Старшие классы. Вып. 2. М., 1955
  3. Сапожников. Р. Избранные этюды для виолончели. I-IV классы ДМШ.

М.,1957

  1. Сапожников Р. Школа игры на виолончели М., 1965
  2. Франком О. 12 этюдов для виолончели соч. 35. М., 1938

26.Избранные этюды для виолончели. Ред. Челкаускас Ю. Изд. «Россия». М.,

1993

27.Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. Изд. «Дека-ВС». М., 2004 28.Педагогический репертуар ДМШ. Избранные этюды. Сост. и ред. Волчков И.

29.Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. Сост. Никитин А., Ролдугин С. Л.,1984

  1. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 2. Сост. Сапожников Р. М., 1961
  2. Этюды на разные виды техники. V класс. Киев, 1982
  3. Этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. Сост. Г.Бострем. Изд. «Музыка». М., 2004

33.Ямпольский М. Виолончельная техника. М.-Л., 1939 2.Сборники концертов, сонат и пьес

  1. Бах И.С. Сюиты для виолончели соло. Ред. Гендлина Е. Изд. «Рутенштейн». М.,1993
  2. Гольтерман Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. V-VI классы ДМШ. Изд. «Композитор». Спб, 2005
  3. Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. Изд. «Композитор».СПб, 2007
  1. Марчелло  А.  Сонаты  для виолончели  и  фортепиано.  Сост.  и ред. Р.Сапожников. Изд. «Музыка». М., 1983
  2. Моцарт В. Пьесы. Изд. «Музыка». М., 1982
  1. Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. Изд. «Дека-ВС». М., 2004
  2. Пастораль-альбом популярных пьес. Изд. «Музыка» М., 2007
  3. Пьесы для виолончели. Изд. «Композитор». СПб, 2003
  4. Пьесы русских композиторов. Сост. Р. Сапожников. Изд. «Музгиз». М., 1961 10.Пьесы зарубежных композиторов. VI-VII классы. Изд. «Музыка». М., 1969 11. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники  1  и 2. Сост.

Р.Сапожников. Изд. «Музгиз». М., 1961, 1968 12.Раков Н.  9 пьес. М.,1961

  1. Русская виолончельная музыка. Вып. 4, 6, 8. Сост. В.Тонха. Изд. «Музыка». М., 1980, 1982, 1985
  2. Сборник пьес русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано. Государственное музыкальное издательство. М.,1950
  3. Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. Часть 1. Пьесы для III-IV классов ДМШ. Сост. Р.Сапожников. Изд. «Музыка». М., 1967, 1974
  4. Хрестоматия для виолончели. III-V класс. Концерты. Сост. И.Волчков. Изд. «Музыка». М.,1988
  5. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для V класса ДМШ. Вып. 3. Часть 1. Сост. Р. Сапожников. Изд. «Музыка». М.,

1967

  1. Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. Сост. И.Волчков. Изд. «Музыка» М.,1989
  2. Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып. 1. Сост. И.Волчков. Изд. «Музыка». М., 1991
  3. Чайковский П. Пьесы. Сост. Челкаускас Ю. Изд. «Музыка». М., 2000

3. Список рекомендуемой методической литературы

1.        Беркман Т.Л., Грищенко К.С Музыкальное образование учителя. М., 1956

  1. Бирина В.М. Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа). М., 1988
  2. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Руденко, Натансон. 1981

4.        Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. Ред. Руденко В.И.

М., Музыка,1980

  1. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В.И. М., Музыка,1986
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред. Берлянчик М.М., Юрьев А.Ю. Новосибирск, 1973
  3. Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное пособие по курсу методики. 1978
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. третье. М., Просвещение, 1989
  5. Методические записки по вопросам музыкального образования, Сборник статей. Вып. третий. Сост. и ред. Лагутин А.И. М., Музыка, 1991
  6. Надолинская Т.В. На уроках музыки. М., Владос, 2005
  7. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. третье. М., Музыка, 1987
  8. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. 1978
  9. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. 1967
  10. Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста. 1962
  11. Степанов. Основные принципы применения смычковых штрихов. 1971
  12. Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. М.-Л.,1933
  13. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. М., 1952
  14. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. Л: Музыка, 1973
  15. Шульпяков   О.   Техническое   развитие   музыкантов-исполнителей.

Музыка. Л., 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Рабочая программа ДШИ по специальности "Виолончель"

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Виолончель», далее  - «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к допол...

Открытый урок «Работа над звукоизвлечением на виолончели. Первоначальный этап обучения»

Специфика начального периода обучения игре на виолончели заключается в том, что для исполнения даже самых простейших  песенок и мелодий на этом инструменте требуется  гораздо более длительны...

Музыкальная библиотека "Виолончель"

Информация для детей о музыкальном инструменте - виолончели....

Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"

Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмеч...