Конспект открытого урока: "Работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели"
план-конспект урока по музыке

Данный материал будет интересен концертмейстерам детских музыкальных школ. В конспекте отражена работа концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в процессе разбора произведения. Отмечена роль концертмейстера при детальном разборе изучаемого произведения. Как добиться слаженного ансамбля между солистом - виолончелистом и концертмейстером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kontserteystera_konspekt.docx28.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования  

«Детская музыкальная школа»

Открытый урок на тему:

 «Работа концертмейстера над средствами

музыкальной выразительности

в классе виолончели»

Подготовила:

Концертмейстер,

преподаватель по классу фортепиано

Зиннурова Л. Ю.

Пойковский, 2020г.

Тема урока: «Работа  концертмейстера над средствами музыкальной выразительности в классе виолончели»

Цель урока: формирование художественно – образного содержания с помощью средств музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление учащимся знаний музыкальной терминологии;

- достижение слаженного ансамбля солиста и концертмейстера;

- научить обращать внимание на средства музыкальной выразительности в работе над произведением.

Развивающие:

- совершенствовать развитие слухового контроля по средствам использования игровых технологий;

- развивать практические навыки игры в ансамбле;

- способствовать развитию у ученика художественно – образного мышления.

Воспитательные:

- формирование у ученика профессионального отношения к музыке и интереса к музицированию в ансамбле;

- воспитание сознательного восприятия изучаемого произведения, отношения к нотному тексту как к живой музыкальной речи;

- формирование положительного отношения к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: закрепление знаний, умений и навыков.

Используемые методы:

Словестный – комментарии, беседа, объяснение.

Наглядный – карточки для игры.

Практический  - исполнение музыкальных фраз.

Основные методические приемы:

1. Анализ произведения. Выявление средств музыкальной выразительности.

2. Работа над техническими и музыкальными трудностями.

3. Проигрывание концертмейстером своей партии и партии ученика.

4. Стимулирование ученика к творчеству.

5. Формирование навыков самостоятельной работы.

Предварительная работа: для изучения  Концерта C-dur (1 часть) А Вивальди  учащийся должен обладать достаточно свободным умением исполнять различные штрихи, пользоваться ими во всех частях смычка и достигать разнообразного звучания.

Лаборатория урока: рояль, виолончель, пюпитр,  компьютер, ИКТ (слайды на экране), нотный сборник, карточки для игры.

Термины и понятия, изучаемые на уроке: лад, мелодия, темп, ритм, динамика, штрихи.

Предполагаемый результат:  Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение. У него сформировано умение передать музыкальный образ с помощью основных средств музыкальной выразительности. Ученик свободно и правильно владеет штрихами, динамическими оттенками; стремится к слаженному ансамблю с концертмейстером.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть:

  • обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности.
  • детальный разбор средств музыкальной выразительности, включающий в себя элементы технического и музыкального плана.
  • объединение аккомпанемента с партией солиста. Работа по фразам над средствами музыкальной выразительности.

4.Подведение итогов: закрепление изученного материала в виде исполнения произведения с учётом выполненной работы.

5.Заключение: рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

Концертмейстер: В творческом процессе педагога и ученика незаменимым звеном является концертмейстер. Он помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливает его перед выступлением, снимая излишнее напряжение. Также концертмейстер помогает и педагогу передать образное содержание произведения с помощью элементов музыкального языка, которые называют средствами музыкальной выразительности.

- Тимофей, предлагаю тебе сыграть в игру «Подбери правильно» 

(Ученик соотносит карточки с названием средств музыкальной выразительности и их определения: лад, темп, динамика, мелодия, ритм, штрих)

К.: Работать сегодня на уроке мы будем над произведением итальянского композитора Антонио Вивальди Концерт C-dur (1 часть)

В истории итальянской музыки  ХVIII века особое место принадлежит Антонио Вивальди, который является создателем жанра сольного концерта (для скрипки, виолончели, гобоя и др. инструментов в ансамбле)

- Тимофей, знаешь ли ты как переводится слово «концерт»?

(в действительности слово «concertare» происходит от слов «состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной формы соединено с «consertus», что значит «согласовывать», «приводить в порядок», «объединять»)

К.: Так как произведение находится в работе у преподавателя по специальности, Тимофей может прокомментировать некоторые особенности произведения: размер, тональность. Всегда ли произведение звучит в одной тональности, или же встречаются отклонения в другие тональности.

Концертмейстер, исполняя вступление, настраивает солиста на нужный темп, лад.

- Тимофей, предлагаю тебе сыграть в ассоциативную игру «Представь – и услышишь».  Я сейчас сыграю вступление, а ты внимательно прослушав его, ответишь: какой образ можно нарисовать у себя в воображении, слушая  вступление?

Тимофей: Можно представить королеву, перед которой открываются массивные ворота дворца. Она величественно шествует по дворцу, где её встречают восторженные взгляды подданных. Такие ассоциации вызывает торжественное звучание начала произведения.

- Меняется ли лад? (исполнение фортепианной партии)

К.: Верно, во вступлении, в партии фортепиано мы замечаем недолгое, буквально в 2 такта отклонение от основной тональности C-dur в одноимённую – c-moll.

Уже здесь композитор подчёркивает, что концерт – это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция, где каждая составная часть находится в противодействии остальным частям.

Так как в этом произведении достаточно долгое вступление, моя задача обратить внимание ученика на то, чтобы начать быть с музыкой уже с первой ноты вступления фортепиано. Сейчас я исполню фразу, услышав которую, тебе нужно будет приготовить смычок, для того чтобы вовремя вступить. (К+У)

Концертмейстеру необходимо соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента. Предшествующий такт уместно исполнить чуть тише.

Мелодия

- Как звучит мелодия в Концерте? (Возвышенно, благородно, вдохновенно)

Игра «Движения» (Ученик выполняет движения мелодии рукой в соответствии с её направлением)

К.: Основная тема построена на ярких фанфарных интонациях. Особенностью является многократное повторение одного звука – это визитная карточка, ярчайшая черта концерта.

- Одинаково ли нужно исполнять звук До, Ре? (По – разному, с нарастанием)

К.: Да, совершенно верно, повторяющийся звук «до» нужно фразировать с нарастанием (от мягкого до активного звучания). Это придаёт исполнению выразительность.

Стараясь приблизить своё исполнение к солисту, я каждый раз беру звук глубже, ярче предшествующего, но ни в коем случае не заглушая его, таким образом, передавая развитие на одном звуке.  (К+У)

Темпоритм и динамика – это два момента в аккомпанементе, учёт которых обеспечивает целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым солистом.

Исполним 2-ую Ц. с тобой, Тимофей.  (К+У)

К.: Появляются более мелкие длительности в партии виолончели, и у солиста наблюдается тенденция к замедлению. Моя задача удерживать темп за счёт ритмической пульсации в партии фортепиано, поддерживая басами. (К+У басами)

Игра «Замри – отомри».  (Концертмейстер исполняет свою партию.  А обучающийся в любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано: «Отомри!» - играет дальше. Потом концертмейстер и ученик меняются ролями. Задача педагога – удачно выбрать момент остановки: момент неудобного места.

Часто преподаватель просит продублировать звуки сильных долей, которые служат для ребёнка опорой и пульсацией, и так называемым интонационным ориентиром.

Динамика

К.: Ц.4. Переходя к разбору следующего музыкального предложения, обращаем внимание, какова особенность фраз, из которых оно состоит. (Точное повторение мелодии)

- За счёт чего композитор разнообразил их звучание? (За счёт динамики)

- Что такое динамика? (Сила звучания музыки)

К.: Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая торжественно и энергично, приобретает в дальнейшем нюанс piano и таинственный, вкрадчивый характер.

Здесь очень важно концертмейстеру исполнить piano также тихо, насколько это сделает ученик, чтобы не заглушить партию солиста. В таких случаях уместно использование левой педали. (К+У)

К.: Ц.9 +Ц.10. Говоря о динамике и темпе, можно отметить ещё одно наиболее яркое предложение. В дуэте с виолончелью фортепиано подчас выполняет функцию «метронома», ведь в ансамбле пианист не свободный художник, а часть целого. Поработаем над Ц.9. По фразам, добиваясь точного исполнения ритмической пульсации. Ты покажешь, как работаешь с педагогом по специальности, а затем со мной. (К+У с басами)

Далее в партии виолончели и переносы смычка, и игра на разных струнах – эти технические сложности могут привести исполнение солиста к замедлению темпа.

Задача концертмейстера приучать учеников к точному движению, ощущению опоры и метроритма. В это время я ярче исполняю сильные доли, но ни в коем случае стараюсь не опережать виолончелиста и точно следовать за ним в динамическом плане. (К+У отт.)

Сюда же относится и способность услышать инструментальные переходы. Они могут быть и на усилении звука, и на diminuendo. Здесь концертмейстеру важно слышать напряжение в звуке или растворении звучания виолончели, чтобы сопровождение в этот момент соответствовало наполнению смычка. Пианисту необходимо знать, слышать и чувствовать все эти нюансы. (К+У отт.)

Ритм

К.: Бывают случаи, когда концертмейстер заменяет преподавателя по специальности ввиду различных обстоятельств. В этом случае концертмейстер должен проявить себя как профессиональный, компетентный преподаватель и концертмейстер, как «два в одном». И здесь является умение сочетать функции учителя и аккомпаниатора. Тогда я веду работу детально по фразам наиболее сложных частей для ребёнка.

- Тимофей, какая часть произведения вызывает у тебя наибольшие затруднения? (Ц.6)

К: Чтобы запомнить партию виолончели, предлагаю тебе игру «Следопыт».

Рука, словно «следопыт», идёт точно «по следу». Приучать играть глядя в ноты, а не на руку. Развивает умение по графическому изображению определять изменение высоты звука, характер этого изменения – скачком или поступенно.

 Если на стадии разучивания произведения теряет контроль над интонацией, необходимо подыграть звуки мелодии. Я помогаю учащемуся справиться с разбором, дублируя на рояле сольную партию, обращая внимание на ритм. Чуть протянуть, чтоб не нарушить ритмический рисунок.

К.: Музыкальная ткань ясна и прозрачна, проникнута сердечным лиризмом (за счёт широких ходов), слышится теплота живого человеческого голоса, который впоследствии сменяется интонацией волевого напора и мужественности.

Штрих

К.: Далее волевая тема продолжается и подчёркнута с помощью следующего средства музыкальной выразительности – это Штрих. Фраза исполняется на staccato. Ярко, открыто. Партия фортепиано вторит волевой теме. Исполнять концертмейстеру нужно уверенно, широко. Аккорды брать «сочнее». Так как фортепиано – молоточковый инструмент нужно максимально приблизить и заполнить звуковое пространство виолончельной струны.

В целом, Концерт C-dur для виолончели А. Вивальди является образцом концертного жанра эпохи барокко. Своим творчеством А. Вивальди показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения. Его богатейший мелодический и гармонический язык, где основным средством выражения выступала виолончель, позволил ему воплотить в звуках самые трепетные движения души.Тонкое использование тембровых, динамических и ритмических средств музыкальной выразительности – все эти черты эмоционального воздействия на слушателя в полной мере использованы в первой части Концерта C-dur для виолончели.

Исполнение произведения полностью.

Рефлексия:

- Тимофей, какая игра была для тебя наиболее интересной на уроке?

- Какие определения были для тебя новыми?

-  Какую из игр ты бы хотел повторить на следующем уроке?

Домашнее задание: исполнять с динамическими оттенками; правильными штрихами и работать над точностью интонацией.  

Ты хорошо поработал на уроке и заслужил отличную оценку. Наш урок окончен.

К.: Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми возможностями ученика.

Концертмейстер и педагог должны разбудить у ученика воображение, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Быть для ребёнка помощниками.

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой – М., 1987.
  2. Бочкарёв А.А. Психология музыкальной деятельности – М., 2006.
  3. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка»//Вопросы психологии.- 1966г.
  4. Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л., 1972г.
  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.: РПА, 1996г.
  6. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.: Музыка.Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны  в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею  создания данного учебного материала.  Предназна...

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Практическое занятие «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона»

Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного обр...

План открытого урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе аккордеона» 2022г.

   Роль работы над средствами музыкальной выразительности  с учащимися трудно переоценить. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание...