Урок информатики и ИКТ для 5 класса с использованием ЭОР по теме "Действия с нформацией."
методическая разработка (информатика и икт, 5 класс) по теме

Квашенникова Лариса Васильевна

План-конспект урока информатики и ИКТ с использованием ЭОР по теме "Действия с информацией" включает описание действий учителя и учащихся на каждом этапе занятия. Приложение содержит гиперссылки на используемые электронные образовательные ресурсы. Конспект может быть использован для проведения урока информатики в основной школе, а также проведения учебного занятия по информатике в системе дополнительного образования. 

Открытый урок "Действия с информацией" был разработан и проведен в ноябре 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ  УРОКА

«Действия с информацией»

(Тема урока)

ФИО

Квашенникова Лариса Васильевна

Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» города Курска

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Информация вокруг нас. Урок  3 «Действия с информацией».

Базовый учебник

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Цель урока

Формирование  информационной культуры. Акцентирование роли информационных процессов в современном мире.

Задачи урока

  • обучающие

  • развивающие

  • воспитательные

  • актуализировать знания о понятии  “информация”, о видах и формах представления информации;
  • ввести новые  понятия: информационные процессы, действия с информацией;
  • формирование начальных знаний об информационных процессах: прием-передача, хранение, обработка;
  • проконтролировать степень усвоения знаний;
  • формирование начальных навыков работы с интерфейсом ЭОР;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти  и навыков самостоятельной работы школьников;
  • развитие общих учебных навыков (анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы);
  • воспитание  ответственного отношения к учебе, дисциплинированности, умения работать в коллективе;
  • формирование мотивации к обучению и познанию

Тип урока

Изучение новых знаний.

Формы работы учащихся

Групповая. Индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование

Мультимедиа проектор, демонстрационный экран, компьютеры, выход в Интернет, локальная сеть.

Структура и ход урока

См. табл.1.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент.

Приветствует учеников,  проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

1

2.

Мотивационный момент.

ЭОР №1

Способы восприятия информации – процентное соотношение

 Демонстрирует ролик о  способах восприятия информации человеком. Задает вопросы.

Предлагает сформулировать цель урока.

Воспринимают информацию. Вместе с учителем формулируют цель урока. Записывают в тетрадь тему урока.

2

3.

Повторение изученного ранее материала и проверка домашнего задания.

ЭОР №2

Виды информации

Визуальная проверка выполнения домашнего задания (РТ: №1, №2 – стр.3, учебник: №4 – стр.11) с элементами фронтального опроса.

Демонстрирует интерактивную таблицу-схему «Виды информации». Необходимо определить вид информации по действию, которое производит человек (всего 7 вопросов)

Отдельные ученики зачитывают свои варианты выполнения заданий, другие создают комментарий, отвечая на вопросы учителя.

Выходят по  очереди к экрану и выбирают правильные ответы

10

4.

Введение нового учебного материала.

ЭОР №3

Презентация "Действия с информацией"

В ходе беседы готовит учащихся к восприятию нового материала

Объяснение нового материала сопровождает демонстрацией ЭОР №3

Слушают учителя, вступают с ним в диалог.

Записывают в тетрадь основные информационные процессы.

15

5.

Валеологическая пауза.

Предлагает сделать упражнения для глаз.

Выполняют упражнения

(движение глаз по заданным траекториям)

2

6.

Первичное закрепление нового материала

ЭОР № 4

Вопрос 1 - Тема "Информационные процессы"

ЭОР № 5

Вопрос 2 - Тема "Информационные процессы"

Организует работу за ПК.

Формулирует задание: «Поставьте в соответствие приведенным примерам тип информационного процесса». Помогает.

Выполняют задания за компьютерами.

10

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Плакат

Делает вывод о достижении цели урока. Оценивает работу учащихся.

Перечисляют  вместе с учителем действия с информацией.

Оценивают свою работу на уроке.

3

8.

Домашнее задание.

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

2

Приложение к плану-конспекту урока

Действия с информацией

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Способы восприятия информации – процентное соотношение.

ЭУМ И-типа.

Информационный.

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/view/

2.

Виды информации.

ЭУМ К-типа.

Средства контроля и измерения уровня знаний.

Схема - тест.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9216a674-50d4-4887-bf71-2334d5aa2230/2_38.swf

3.

Действия с информацией

 

ЭУМ И-типа.

Информационный.

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/66ad1826-2ac0-4348-b9dc-b23d4dda64e7/view/

4.

Вопрос 1 — Тема «Информационные процессы»

ЭУМ П-типа.

Практический

Файл на компьютерах учащихся.

Вопрос-тест-интерактивный.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a20a04a2-5d95-4d7e-8e8a-25c0f7eb96d3/%5BINF_015%5D_%5BQS_01%5D.html

5.

Вопрос 2 — Тема «Информационные процессы»

ЭУМ П-типа.

Практический

Файл на компьютерах учащихся.

Вопрос-тест-интерактивный.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e25b76d7-e60c-4117-82f6-bb2c30aa0321/%5BINF_015%5D_%5BQS_02%5D.html

6.

Информационные процессы

Плакат

http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/144000/143716-f23eff56e15f9a99.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"

Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...

Урок информатики "Понятие пикселя" 5 класс

Урок информатики в 5 классе "Понятие пикселя" по учебнику Н.В. Макаровой с презентацией...

Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах

Занимательным задачам на различных уроках   нужно уделять внимание  . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....

Использование графического редактора GIMP на уроках информатики в 7-8 классах

Графический редактор GIMP относится к  тем продуктам, которые в сети распространяется свободно, поэтому многие учителя используют его на уроках информатики. В настоящее время имеется большое...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах

СодержаниеВведение1. Занимательные задачи1.1 Формирование познавательного интереса на уроках информатики1.2 Занимательность и занимательные задания1.3 Приемы занимательности1.4 Виды занимательных...