Развитие критического мышления на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

                «Всё наше достоинство — в способности мыслить.  

Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. 

Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности» 

Б. Паскаль

«Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений»

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают «формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую».


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках информатики.

И.Г. Маляева.

ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

«Всё наше достоинство — в способности мыслить.                                                                 Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности» 

Б. Паскаль

«Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений»[1].

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают «формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую».

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Технология критического мышления позволяет:

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики

  • «Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.

Вот один из  примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:

  1. Что угрожает информации?
  2. От кого нужно защищать информацию?
  3. Как защитить информацию?

  •  Метод записной книжки Хефеле заключается в том, что за неделю до коллективного обсуждения  учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7.

Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»:

При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание:

    В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

При изучении темы  «Создание мультимедийных презентаций».

При подготовке к зачетной (проектной) работе учащимся за неделю дается задание:

В течение недели соберите материал про известного человека нашего поселка по плану:

  • - детство и юность;
  • - чем известен;
  • - его заслуги;
  • - какой вклад вносит в развитие нашего поселка.

Дети собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы (анализ анкеты) и т.д.

  • Метод фокальных объектов состоит в переносе на заданный объект новых, неожиданных свойств.

Пример задания:

Что общего между  линейкой Уатта, изготовленной в 1779 году и современным компьютером.

  • Метод синектики основан на превращении непривычного в привычное, а привычного в непривычное.

Например, при изучении темы «Работа в Photoshop» дети получают задание:

Как в наше время  могла бы выглядеть Баба Яга

(открывают  файл с Бабой Ягой и работают с ним)

  • Урок – суд над компьютером

Выбираются действующие лица: Судья, Прокурор, Адвокат, Подсудимые: Процессор, Память, Монитор, Клавиатура, Мышь, Принтер, Сканер и т.д.

Прокурор  обвиняет  Устройства компьютера в ненадобности, а Адвокат старается доказать обратное. Каждое устройство подробно рассказывает зачем оно необходимо. Присутствующие могут задавать вопросы с разрешения судьи.

Театрализованный урок, как показывает практика, дает учащимся возможность лучше понять функции каждого устройства.

  • Сократовский диалог - это умение задавать вопросы, доходить до сути явления.

функции каждого устройства. Сократовский диалог - это способ становиться разумно мыслящим существом.

Например, урок в форме «Круглого стола» по теме «Антивирусные программы».

Заранее дается нескольким детям задание:  «Подготовить информацию о каком-то определенном виде антивируса».

Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.

  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре:

1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме;

2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.)

3. З минуты для обмена информацией в группах, парах;

4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного

5. Учителем составляется список всех предложенных идей

6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.

 Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» в 6 классе можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

  • Разбивка на кластеры 

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

  • Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Например, в 11 классе (базовый уровень) теме «Моделирование»:

Таблица 1

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Что такое модель. Виды моделей.

Табличные модели.

Компьютерное моделирование.

Такой прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.

  • Схема Фишбоун

Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.

Рисунок 1

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. В информатике есть работа с учебником, когда мы выполняем практическую работу. Учащийся  не просто читает, а вчитывается в текст, отслеживает собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Например, на уроке по текущей теме каждому учащемуся раздается печатная информация.

Справа на информационном листке остается чистый прямоугольник. При работе с текстом, к чистой части листа прикладывается прямоугольник аналогичных размеров, на котором ученик классифицирует информацию с помощью специальных разметок (V, +, - , ?). После этого заполняется таблица «Инсерт» Таблица заполняется индивидуально.

  • Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейна можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  • Пчелиный улей.

Группами, парами и т.д. учащиеся разгадывают кроссворды и ребусы «на скорость».

  • Краткая информация.

 На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

Методическая ценность заданий:

Мотивационная составляющая. Эта технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Ученик может выступать в роли лидера группы.

Развивающая составляющая. Синквейн - тренинг по основным понятиям урока, учит анализировать, а точнее формулировать, иногда рассмотреть объект в неожиданном контексте. Дифференция. В процессе «мозгового штурма» индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, каждый ученик формирует свою строку в соответствии с уровнем понимания, фантазией, словарным запасом.

Возможные ошибки. Ученики могут путать термины русского языка (прилагательное, глагол и т.д.), но в целом сделать содержательные ошибки в синквейнах невозможно – ведь это творчество в чистом виде.

Формы контроля.   Синквейн можно рассматривать как форму контроля.

Целесообразность использования технологии критического мышления:

  • Организация коллективной работы - работа в группах;
  • Индивидуализация работы – каждый ученик осмысливает и даёт варианты;
  • Активизация мыслительной деятельности – анализ новых понятий урока и  выделение главных признаков, также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.)

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Список литературы:

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.
  2. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.
  3. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» *Электронный ресурс+.  Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.
  4. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., 1986.

5. Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656 с.

  1. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики и математики

В презентации представлены приемы развития критического мышления на уроке информатики...

Статья - "Развитие критического мышления на уроках информатики"

В данной статье представлены приемы развития критического мышления на уроках информатики и их использования на различных этапах урока....