План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

 

Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».

Тема:  «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».

Работу выполнил: учитель информатики Поздняков С.С.

Дидактическая направленность: План конспект урока

 Материал урока позволяет дать преставление детей о базах данных, информационной системе.

Работа предназначена  для учащихся 9 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_bazy_dannykh_i_informatsionnoy_sistemy.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Тема «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД»

  • Тип урока. Урок изучения нового материала
  • Цель урока: познакомиться с понятием база данных, научиться их обрабатывать, изучить типы и форматы полей баз данных, разработка структуры БД.
  • Формируемые компетенции

Ключевая компетенция: общекультурная

Общепредметная: умение проводить анализ и структурирование информации.

Предметная: владеть навыками разработки структуры таблицы.

Ключевая компетенция: информационная

Общепредметная: анализ информации с целью выделения общих черт, закономерностей; владение ИТ для работы с программным обеспечением СУБД

Предметная: анализ предметной области, разработка структуры таблицы, умение спроектировать поля, выделить их тип.

Ключевая компетенция: коммуникативная

Общепредметная: участие в общем обсуждении, умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника

Предметная: работанад созданием структуры таблицы, умение определить тип поля таблицы.

  • Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция: база данных, предметная область, таблица, поле, запись, тип поля
  • Для чего компетенция необходима ученику и социуму;

Необходимость для социума: значимость для окружающих человекаспособного разработать, создать и администрировать базу данных.

Личная значимость: возможность творчески выразить себя; возможность проектировать и разрабатывать базы данных, как составляющую информационной системы, возможность решать личные проблемы, использовать полученные знания в бытовых ситуациях (например, разработка БД «Записная книжка», проектирование таблиц ведения домашней бухгалтерии, оплаты коммунальных услуг и т.д.).

  • Перечень знаний, составляющих компетенцию;

Ключевая компетенция: общекультурная:

Предметная область, структура.

Ключевая компетенция: информационная:

Структура информации, структура таблицы, поля, типы полей, записи, ключи, поиск, система.

  • Умения и навыки, относящиеся к компетенции;

Ключевая компетенция: общекультурная:

Анализировать предметную область, структурировать данные.

Ключевая компетенция: информационная:

Проектировать структуру таблицы, выделять поля, определять их тип, определять ключевые поля.

Ключевая компетенция: коммуникативная:

Уметь овечать на вопросы, грамотно формулироать свои мысли.

  • Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов;

Ключевая компетенция: общекультурная:

Анализ, сопоставление, эвристическая беседа, диалог с преподавателем, оценка.

Ключевая компетенция: информационная:

Анализ, сравнение, выделение закономерностей, формулировка гипотезы, дискуссия.

Ключевая компетенция: коммуникативная:

Сбор, обработка информации (синтез), разбиение задачи на подзадачи (детализация), создание продукта.

  • Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке;

Иметь минимальные навыки работы в операционной системе Windows, иметь навыки работы с прикладным программным обеспечением, уметь работать с файлами (открытие, сохранение, создание). Плюс общеучебные навыки для этого возраста: уметь читать, навыки основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение); навыки ведения диалога.

Ход урока

1. Организационный момент:

         а) приветствие

        б) перекличка

        в) объявление темы, цели и задачи урока:

Оборудование: компьютер; проектор; презентация.

2. Объяснение нового материала:

- Сегодня мы познакомимся с базой данных и информационной системой.

  • База данных- это организованная совокупность данных, предназначенных для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Базы данных

  • ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ

Например, каталог книг в библиотеке

(год издания, автор, название)

  • ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

Обширная информация разного типа

(текстовая, графическая, звуковая, мультимедийная)

Информационная система - совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно- программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

Реляционные базы данных имеют табличную организацию. Строка таблицы называется записью, столбец - полем.

ПОЛЕ 1

ПОЛЕ2

……..

ЗАПИСЬ 1

ЗАПИСЬ 2

……

Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Ключом может быть одно поле- простой ключ, несколько полей- составной ключ.

В реляционных базах данных используются четыре основных типа поля:

  • Числовой (температура, давление)
  • Символьный (слова, тексты, коды)
  • «дата» (день/месяц/год)
  • Логический тип («истина», «ложь»; «да», «нет»)

3. Закрепление изложенного материала

Задачи

1. Определить тип полей:
Погода

День

Осадки

Температура

Давление

мм рт. ст.

Влажность

%

15.03.2007

Снег ***

-3.5

746

67

16.03.2007

Без осадков

0

750

62

17.03.2007

Снег ****

1,0

746

100

2. - Давайте посмотрим, что собой представляет БД. Откройте БД из вашего индивидуального задания. Добавьте 2-3 записи.

Посмотрите на определение и найдите поля, записи, столбцы, строки. Составьте таблицу, содержащую название полей и их тап.

3. Разработайте информационную систему для хранения данных об амбулаторных больных с выделением атрибутов и способов представления данных в будущей базе данных. Разработайте план проектирования базы данных.

4. Постановка домашнего задания.

        1. Ответьте на вопросы: зачем нужны базы данных? Что нового я узнал о способах хранения информации? Приведите примеры из повседневной жизни возможности использования баз данных для решения каких-либо проблем.

        2. Выберите любую предметную область (страны мира, столицы мира, одноклассники, животные, домашние расходы и т.д.), структурируйте данные (выделите поля), определите тип данных, разработайте структуру таблицы, определите ключевые поля, приведите пример в тетради нескольких записей таблицы. * Попытайтесь определить по каким критериям можно вести поиск в вашей базе данных.

5. Подведение итогов.

Послушайте свои оценки за сегодняшний опрос (выставление оценок с комментариями). Оценки за практическую работу вы узнаете на следующем уроке. Всем спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики в 9 классе "Базы данных и информационные системы"

9 класс информатика и ИКТ ____________________________Урок 17Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД.»Цель урока:·   сформировать ...

Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"

Цели урока:Образовательная·     обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;·     формировать общеучебные умения и навыки: ...

План-конспект по информатике в 11 классе "База данных – основа информационной системы"

По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление ...