Информационная карта комбинированного урока по информатике и ИКТ «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных» 1 курс СПО
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Голубева Надежда Ивановна

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bd_i_is._relyats._bd.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта комбинированного урока по информатике и ИКТ

 «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных»

СПО 1 курс

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

преподаватель:  Голубева Надежда Ивановна, ГИЭФПТ. Технологический факультет. Город Гатчина.

План занятия

Этапы занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Информатика и ИКТ

СПО 1 курс

Тема:  Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Ключевые понятия:  база данных, информационная система, таблицы, реляционная база данных, запись, поле, тип поля, первичный ключ. Цели:

Обучающие:

  • Формировать представление о понятии база данных и информационная система
  • Познакомиться с назначением и элементами управления реляционной БД

Развивающие:

  • умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
  • интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

Воспитательные:

  • бережное отношение к имуществу,  ВТ и учебным пособиям;

Планируемые результаты:

  1. Знать, что такое БД и ИС,  таблицы баз данных, реляционная база данных, запись, поле, тип поля, первичный ключ.
  2. Уметь различать БД по способу хранения (централизованная, распределенная) и по типу содержащейся в ней информации
  3. Приобретают навыки

умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать.

Интерактивные материалы  занятия

  • ЭОР собственного изготовления:
  1. Таблица в программе MS Word c набором ключевых понятий
  2. Видеофильм БД и ИС
  • ЭОР

Локальная версия ЭОР  из УМК  И.Г. Семакина

Сайт Методическая служба издательства БИНОМ  Лаборатория знаний

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2

  1. Организационный момент

(з мин)

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Показывают готовность к уроку

  1. Стадия вызов

(5 мин)

Объявляет тему урока. (Заранее написана на доске)

Предлагает обсудить следующие вопросы:

С какими способами хранения однотипной информации мы сталкиваемся  в повседневной жизни в библиотеке, поликлинике, в сетевом сообществе «В контакте»?  Еще где? Всегда ли бывает легко найти нужные данные? На каких носителях чаще всего хранятся большие объемы структурированной информации в наше время? Почему? …

Роль учителя – стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой  теме, способствует бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации.  Выполняет правило «Любое мнение ценно». Сохраняет интерес к изучаемой теме.

Выявляют затруднения и пробелы в знаниях учащихся.

Итог – постановка (корректировка) целей учебной деятельности на уроке.

Актуализируют имеющиеся знания. Отвечают на вопросы.

Учатся бесконфликтному обмену мнениями.

Учатся фиксировать и систематизировать информацию.

Выявляют затруднения и пробелы в своих знаниях.

  1. Стадия осмысления содержания

(12 мин)

3 Изучение новой темы.

Учитель проводит лекцию с использованием  слайдов:

a. Базы данных и информационные системы

b.Реляционные базы данных

g. Типы полей в реляционных БД

  1. Учащиеся слушают и воспринимают информацию.

Учащиеся записывают в тетради названия слайдов, анализируют и самостоятельно выписывают названия тех понятий, которые они считают ключевыми при изучении данной темы (читают на слайдах).

4 Стадия рефлексии

(20 мин)

4 Работа за компьютером.

4.1 Учитель предлагает учащимся (Раздает заранее распечатанную инструкцию):

  • открыть электронный учебник Информатика и ИКТ 9 класс И. Г. Семакина на странице с содержанием
  • найти главу 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»,  параграф 10, раздел «Коротко о главном», прочитать ее и оставить документ открытым на данной странице
  • В папке учащегося открыть  документ Word БД_ИС, содержащий двухчастную таблицу со столбцами: Ключевое понятие (названия ключевых понятий заполнены не в порядке следования в учебнике) и Содержание (пустой)
  • Заполнить таблицу путем копирования фрагментов текста
  • Закрасить  цветом строки таблицы, в которых имеются ключевые слова, не записанные в тетради во время лекции
  • Сохранить файл БД_ИС, добавив к названию свою фамилию.

Проводит индивидуальную работу с учащимися

Проводит рефлексивный анализ, направленный на построение дальнейшего маршрута обучения

4.2 Физкультминутка

4.3 Учитель предлагает задание из ЭОР № 100

Бланк-задание рабочей тетради с задачами по табличным структурам данных  На закрепление знаний, формирование умений  

4 Работают за компьютером.

Выполняют инструкции, фокусируют внимание, тщательно взвешивают, оценивают, выбирают.

  1. Заключительный этап

(5 мин)

5    Подводит итоги

Ставит оценки за выполнение практического задания и за работу на уроке

Задает домашнее задание :  и поясняет, как его выполнять. Отвечает на вопросы учеников.

5  Слушают учителя. Записывают домашнее задание. Задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики в 9 классе "Базы данных и информационные системы"

9 класс информатика и ИКТ ____________________________Урок 17Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД.»Цель урока:·   сформировать ...

План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"

Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Тема:  «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Работу выполнил: учитель инф...

Информационная карта комбинированного урока по информатике «Создание и заполнение баз данных» СПО 2 курс

Урок разработан с применением элементов технологии ТОГИС, с использованием ЭОР и облачных технологий....

Информационная карта комбинированного урока по информатике «Система управления базами данных» СПО 2 курс

Урок разработан с применением интерактивных методов обучения с использованием интерактивных ЭОР....

Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"

Цели урока:Образовательная·     обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;·     формировать общеучебные умения и навыки: ...

План-конспект по информатике в 11 классе "База данных – основа информационной системы"

По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление ...