Лекции АИС
план-конспект занятия по информатике и икт по теме

Лекционный материал составленный по основным источникам: 1. Голицына, О. Л. Программное обеспечение: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб.и доп. - М.: Форум, 2010. - 448 с. 2. Емельянова, Н. З. Основы построения автоматизированных информационных систем [Текст] : учеб. пособие / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. - М. : ФО-РУМ: ИНФРА-М, 2007. - 416 с. - (Профессиональное образование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_ais.rar943.58 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1.  Введение

2 часа

Тема 1. Введение

 Цель лекционного занятия: сформировать представление о содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами, истории создания и развития АИС.

План лекционного занятия:

  1. содержание учебой дисциплины;
  2. цели изучения дисциплины;
  3. связь с другими дисциплинами;
  4. перечень самостоятельных работ студента
  5. исторические сведения появления и развития АИС

  1. Содержание учебой дисциплины

Дисциплина: «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается в количестве: 40 часов из них 4 часа отводятся на лабораторные работы, а также 11 часов самостоятельной работы студентов по следующим разделам:

Раздел 1.Общая характеристика автоматизированных информационных систем

Раздел 2. Типовые средства автоматизированных информационных систем

Раздел 3. Особенности функционирования автоматизированных информационных систем

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения курса “Основы построения автоматизированных информационных систем” является формирование фундаментальных теоретических знаний по организации автоматизированной обработки информации, автоматизированным информационным системам,  а также ознакомление с возможностями применения новых информационных технологий.

  1. Связь с другими дисциплинами

Учебная дисциплина проводиться, основываясь на знаниях, полученных на общепрофессиональных и специальных дисциплинах: «Операционные системы и среды», «Технология разработки программных продуктов», «Технические средства информатизации», «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных», «Компьютерные сети», «Информационная безопасность».

  1. Перечень самостоятельных работ студента

В ходе выполнения самостоятельной работы студент должен выполнить реферат по предложенной теме.

Вид, название и краткое содержание задания

Форма отчетности и контроля

Самостоятельная работа № 1. Информация и информационные процессы

Защита реферата, зачет

Самостоятельная работа № 2. Базовые типы информационных систем.

Защита реферата, зачет

Самостоятельная работа № 3. Организационно-математическое обеспечение.

Защита реферата, зачет

Самостоятельная работа № 4. Пути повышения эффективности автоматизированных систем.

Защита реферата, зачет

Самостоятельная работа № 5. Перспективные направления автоматизированных систем

Защита реферата, зачет

Самостоятельная работа № 6. Назначение и общая структура АИС.

Защита реферата, зачет

  1. Исторические сведения появления и развития АИС

Вторая половина XX в. ознаменовалась крупным технологическим рывком научно-технического прогресса (НТП). Появление в середине XX в. электронно-вычислительных машин / компьютеров открыло новые возможности обработки информации и управления.

Исторически создание вычислительной техники, ЭВМ / компьютеров явилось выдающимся результатом развития электротехники и технических знаний в целом. Постепенно наращивалась память, повышался  уровень программного обеспечения, и компьютеры стали приобретать не только вычислительные, но и другие функции.

Социальное значение компьютеров первых поколений состояло в возможности автоматизации интеллектуальных функций человека. Это само по себе было чрезвычайным явлением   в 40-50х.гг. прошлого столетия, порождало бурные дискуссии типа «может ли машина мыслить» и ряд других.

До конца 70-х гг. влияние «техников» в социально-экономическом назначении компьютеров было приоритетным.

Потребитель и его интересы в использовании компьютеров разработчиками, хотя  и не отрицались, однако не были приоритетны на этом этапе.

Применение компьютеров для вычислительных задач и особенно для решения управленческих проблем резко изменило ситуацию. «Неожиданно» выяснилась сравнительно невысокая эффективность использования имеющихся в то время ЭВМ.

Создание на базе ЭВМ средств связи автоматизированных систем управления (АСУ):

  • Технологическими процессами (АСУ ТП);
  • Предприятиями (АСУП);
  • Отраслями (ОАСУ);
  • Общегосударственным уровнем управления (ОГАСУ)

вывело разработчиков и потребителей на новый, более высокий уровень понимания возможностей использования вычислительной техники в социально-экономическом развитии общества.

Создание вычислительных комплексов зеркально отражало жестко централизованную структуру управления в нашей стране.

Вычислительный комплекс был организован так, что потребитель «обслуживался, приспосабливался, подгонялся» к нему, а не наоборот. Это было неудобством принципиального характера, которое неизбежно складывалось на эффективности использования комплексов и ЭВМ этих поколений.

Сравнительно низкая эффективность АСУ объясняется не только слабой ориентацией на потребителя, но и тем, что психология последнего на этом этапе была настроена не неавтоматизированные, традиционные методы обработки информации. Необоснованной «страшилкой» было мнение, что автоматизация  приведет к значительному сокращению рабочих мест и др. зарубежная и отечественная практика показали, что значительное увеличение возможностей обработки информации при использовании ЭВМ в управлении не уменьшает, а наоборот увеличивает число рабочих мест, предъявляя при этом к работнику новые, специфические и более высокие профессиональные требования.

Программное обеспечение как основной инструмент использования ЭВМ за последние полвека превратилось в крупное и обособленное направление высокоинтеллектуальной деятельности, неотъемлемое от компьютера.

Образовалось четко выраженная компьютерная технология (технико-программное обеспечение), которая является исходной базой для всего процесса обработки информации.

Второй технологический рывок- это успехи в микроминиатюризации, нанотехнологиях – позволил создать персональные компьютеры. Значения создания персонального компьютера в том, что он стал обслуживать потребителя, т.е. вектор социального назначения ПК стал таким, каким он и должен быть.

Третий технологический рывок НТП (научно-технического прогресса) – создание новейших средств телекоммуникаций, сетей и сетевых методов передачи информации. Появление сетей передачи информации различной сложности и уровня, включая создание «Мировой паутины» - Интернета, создало принципиально новую среду – глобальное информационное пространство без географических границ.

Информационные системы связаны семантической (содержательной) обработкой информации, которые основаны на использовании закономерностей языкознания, лингвистики, теории классификации, терминологии и др.

Именно от тщательности и глубокого решения семантических проблем предметной области зависит непосредственно эффективность конкретных информационных систем, а следовательно, и процесса информатизации как такового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции о здоровом образе жизни и нравственности

Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...

Лекция по теме "НТР" 10 класс

Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"

Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...

Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"

Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и  МХ"...

Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...

Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"

Лекция для учащихся старших классов....