Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Аладышева Татьяна Петровна

Лекция для учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл PONYaTIE_SPEShANNOY_EKONOMIKI_.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире остается актуальной проблема выбора эффективной экономической системы. Это только кажется, что вопрос о рыночной системе, как преимущественной,  окончательно решен. «Чистая» экономика малоэффективна. Современным условиям хозяйствования более всего отвечает  модель организации хозяйства, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием, получившая название  «смешанной»  экономики.

Представим диалог сторонников двух разных подходов к оценке наиболее эффективной на их взгляд экономической системы:

А.: «Рыночная экономика -  лучший тип экономической системы. Рынок является автоматическим  регулятором   хозяйственной  жизни.    Это отработанный механизм  для координации  деятельности  товаропроизводителей   и   потребителей.  Рыночная экономика избавляет общество от товарного дефицита, стимулирует научно-технический прогресс. Современная рыночная  система - это не  хаос и анархия,  хотя она и не устраняет элементов рыночной стихии».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите рыночную систему. Из-за отсутствия централизованного контроля  чисто рыночная система имеет много недостатков. Она не может решить социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах. Это система национальной обороны, правопорядка, единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство».

Думается, данный воображаемый спор достаточно иллюстрирует недостатки рыночной экономики, избежать которые может позволить так называемая «смешанная» экономика.

Актуальность темы лекции определяется  следующими моментами:

- Глубочайшие финансовый и экономический кризисы,  охватившие мировую экономику в конце первого десятилетия 2000-х гг., вынуждают не только искать не свойственные рыночной экономике подходы к   их преодолению, но и задуматься о серьезной корректировке  рыночной экономики. И тут на помощь приходит модель «смешанной экономики».

- Тема актуальна с точки зрения оценки возможностей создания социального рыночного хозяйства, ведь основой для него может служить именно «смешанная» экономика со значительным государственным сектором.

        - Тема актуальна и в плане перспектив создания новой экономической системы в  современной России. Специфика России состоит в том, что переход к рыночной экономике осуществлялся не от традиционной экономики, а от командно-административной. Поэтому в нашей стране нельзя применять в чистом виде известные западные модели. Необходимо искать такие формы перехода, которые отвечали бы особенностям России. «Смешанная» экономика может явиться одной из таких форм.

Целью лекции является раскрытие понятия «смешанной» экономики. На реализацию цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

-  выделить основные характеристики «смешанной» экономической модели;

- раскрыть роль государственного регулирования  «смешанной» экономики;

- показать преимущества «смешанной» экономической системы в решении ряда задач экономического и социального характера.

Нужно отметить, что в последнее десятилетие в свет вышло достаточно большое число научных трудов, посвященных исследованию современных моделей  экономики, в том числе «смешанной». Это работа О.Ю. Мамедова [2], статьи А.Н. Асаул [3], М.А. Дерябиной [4], А.А.  Пороховского [5], А.Д. Радыгина [6] и др. В названных трудах раскрываются характерные черты «смешанной» экономики.  А.Н. Асаул особое внимание уделяет государственному регулированию «смешанной» экономики,  М.А. Дерябина  – роли крупного капитала в экономике.

Тип экономической системы, при котором управление процессами экономического развития осуществляется с помощью механизма рынка и государственного регулирования,  получил название «смешанной» экономики. Как считает А.А. Пороховский, появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 - ые годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция [5, с. 37].

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В условиях чистой формы рынка основным принципом организации производства является частная собственность. В структуре «смешанной» экономики большую роль играет государственная собственность, масштабы которой в разные периоды и в разных странах могут различаться. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором, сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны.

Главный сюжет развития «смешанной» экономики есть сложное переплетение рыночных взаимодействий всех субъектов и объектов рынка.  Государство обеспечивает правовую базу таких взаимодействий, поддерживает конкуренцию, обеспечивает экономическую свободу производителей, стимулирует создание новых форм бизнеса. Так, например, частью 1 статьи 8 Конституции России устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1, с.1].   

Государственное вмешательство в экономику необходимо  для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства. Но тут встает вопрос: какова же должна быть степень государственного вмешательства.

Заслуживает внимания мнение О.Ю. Мамедова, который отвечая на вопрос, какую роль играют государство и рынок в смешанной системе хозяйствования, предлагает графическую модель «смешанной» экономики, которая носит абстрактный характер, но дает понять ее суть (См. Приложение А) [2, с.11].  

Автор исходит из концепции двухсекторного строения смешанной экономики. Он  признает ее «рыночно-нерыночную» двойственность. Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую»). Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).

О.Ю. Мамедов находит, что логика «смешанной» экономики едина:

- насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;

- насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор [2, с.14].   

О необходимости государственного регулирования пишет в своей статье «Роль государства в смешанной системе хозяйствования», доктор экономических наук А.Н. Асаул [3, с.29].  Можно согласиться с его точкой зрения относительно того, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать отрицательные эффекты, которые ученый называет «внешними».

В качестве аргумента в поддержку мнения  А.Н. Асаула можно привести примеры отрицательных эффектов, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов, диспропорции в производстве. Только государство способно погасить  негативное воздействие отрицательных эффектов. Например, вводя правовые запреты на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на применение вредных технологий. Государственное регулирование должно быть направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения.

Государство при смешанной системе хозяйствования осуществляет регулирование предпринимательской деятельности, используя  как косвенные методы, главным из них является налоговая система, так  и прямое влияние на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.

Без активного вмешательства государства невозможно  обойтись и при решении многих проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли. Наука и инновационный процесс – зоны крупных рисков, в которых не может действовать только частный капитал. Известным способом снижения этих рисков является участие государства. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда. Только государство может бороться с неравномерностью регионального развития, с инфляцией и монополизмом.

В условиях современного экономического и финансового кризиса роль государства в экономике возросла. Кандидат экономических наук М.А. Дерябина в статье «Крупный капитал как фактор структурной трансформации экономики России» пишет: «Правительства развитых стран вынуждены предоставлять сотни миллиардов долларов на цели спасения национальных финансовых и производственных корпораций вплоть до практической национализации ведущих финансовых институтов и компаний реального сектора. Тем самым конкретные шаги современных правительств противоречат по существу столь популярной в течение длительного времени идее ограничения вмешательства государства в экономику [4, с. 99].   

А.Д. Радыгин отмечает резкий перелом в промышленной политике России первого десятилетия  2000-х гг., который кардинально усилил доминирующие позиции государства в основных, стратегически значимых отраслях экономики [6, с. 43].   

Подведем вывод: в современных условиях наиболее передовой моделью экономической системы является «смешанная» экономика. Она более социально-ориентирована, имеет много преимуществ по сравнению с «чисто» рыночной экономикой. Благодаря государственному  контролю «смешанная» модель экономики  может преодолеть такие недостатки «чисто» рыночной системы, как отсутствие в механизме распределения рынка каких-либо этических принципов, из-за чего блага способен получать только тот, кто может заплатить равновесную рыночную цену, огромное различие в уровнях дохода и богатства.

Именно построение «смешанной» экономики должно стать целью социально-экономического развития современных государств, в том числе России.

Список литературы

Нормативно-правовая литература

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – № 297. – 1993. – 25 декабря.

Учебно-методическая и научная литература

2 Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики /  О.Ю. Мамедов.  – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

3 Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования / А.Н. Асаул  // Регион: политика, экономика, социология.  –  2005.  – № 1-2.

4 Дерябина М.А. Крупный капитал как фактор структурной трансформации экономики России // Концептуальные проблемы рыночной трансформации в России. Сб. статей под ред. Р.Н. Евстигнеева / М.А. Дерябина. –  М.: ИЭ РАН, 2009.  

5 Пороховский А.А. Эпоха смешанной экономики / А.А.  Пороховский // Политэкономия. – 2001. –  № 11.

6 Радыгин А.Д. Россия в 2000-2004 гг.: на пути к государственному капитализму? /  А.Д. Радыгин // Вопросы  экономики. 2004. – №4. 

 

Приложение А

Модель смешанной экономики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции по экономике в 10 классе по теме "Деньги"

Разработанная презентация к уроку обществознания в 10 классе (Раздел "Экономика")...

Презентация к лекции по экономике в 10 классе по теме "Типы экономических систем"

Разработанная презентация к уроку экономики или обществознания (раздел "Экономика") в 10 классе....

Конспект урока по географии 9 класс "Особенности смешанной и рыночной экономики"

Цель:  ознакомление  с элементами  рыночной и смешанной экономики.Рыночная экономика основана не на государственной, а  на частной собственности, на свободе выбора, на конкуренции,...

Лекция "Устойчивость функционирования объектов экономики"

Повышение устойчивости функционирования ОЭ...

Смешанная экономика

Основная характеристика, признаки, плюсы и минусы...

Лекционный материал о Смешанной экономике для учащихся

Лекционный материал о Смешанной экономике...

Презентация к лекции по дисциплине "Экономика" на тему "Экономика как наука"

Лекция раскрывает предмет, методы и структуру экономической теории....