Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
рабочая программа (информатика и икт, 5 класс) по теме

Катасонова Татьяна Николаевна

 

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у учащихся познавательных интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ школы  № 456

___________________/Гришина Л.А./

 

                                                                                                    Рассмотрено и согласовано

на Педагогическом Совете

                                                                                              протокол № ____ от «___» _______ 201__ года

приказ № ____ от «____» __________ 201__ года

 

                                                       

Рабочая программа  внеурочной деятельности

Направление - общеинтеллектуальное

«Развитие логического мышления»

Возрастная группа -  11-12 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор программы:

                                                 учитель информатики

Катасонова Т.Н.

                     

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Актуальность

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у учащихся познавательных интересов.

Практическая значимость

 Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.  Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.

Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

• формирование логического мышления;

• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • раскрытие общих закономерностей информационных процессов.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению материала;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;
  • обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Отличительные особенности

  • Переход от индустриального общества к информационному характеризуется       увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.


Учебно – тематическое планирование.

Раздел

Тема

Часы

1

Задачи с отношениями

5

2

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

6

3

Задачи на переправу

6

4

Задачи, решаемые с помощью графов

5

5

Задачи на перебор возможных вариантов

4

6

Занимательные задачи

5

7

Задачи, решаемые по трафаретам

4

Содержание программы. 

Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.

Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;

Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;

 Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;

 Развитие умения сравнивать и классифицировать;

 Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;

 Формирование операционного стиля мышления;

 Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.

Ожидаемые  результаты

1 уровень.

На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.

2 уровень.

Умение решать задачи по следующим направлениям:

  • Задачи с транзитивными отношениями
  • Задачи с некорректными условиями
  • Задачи с отношением равенства
  • Задачи с не транзитивными отношениями
  • Задачи с несколькими отношениями
  • Задачи на сравнение элементов в отношениях
  • Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц
  • Задачи на переправу
  • Задачи, решаемые с помощью графов
  • Задачи на перебор возможных вариантов

Педагогические технологии используемые на занятии:

Традиционное обучение;

Развивающее обучение;

Личностно-ориентированное обучение;

Дифференцированное обучение;

Дидактические игры;

Проблемное обучение;

Педагогики сотрудничества.

Форма и режим занятий.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части:         1 – теоретическая часть (25мин), 2 – часть практическая  часть – работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.

Формы организации учебной деятельности на занятиях:

Комбинированное занятие;

Занятие - лекция;

Занятие - демонстрация;

Занятие - практикум;

Творческая лаборатория;

Занятие - демонстрация;

Занятие - игра;

• Занятие - консультация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Универсальные учебные действия учащихся на занятии:

  личностные

•  познавательные

•  исследовательские

•  творческие


занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

(решение логических задач в различных компьютерных программах и играх)

Вводное занятие. Инструктаж по охране  труда.

 Задачи с отношениями

Знакомство и игрой «Мудры крот»

Задачи найди лишнее

Игра  «Мудры крот»

Задачи с транзитивными отношениями

Игра  «Мудры крот»

Задачи с некорректными условиями

Знако6мство и игрой «Тетрис»

Задачи с отношением равенства

Игра «Тетрис»

Задачи с нетранзитивными отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи с несколькими отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи с несколькими отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи на сравнение элементов в отношениях

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Конкурс «Самый  находчивый»

Задачи на переправу

Решение задач в программе «Морской бой»

Задачи на переправу

Решение задач в программе «Морской бой»

Задачи на переправу

Решение задач в программе

«Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Конкурс  «Самый  внимательный»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе «Переливашки»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Переливашки»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Переливашки»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

Решение логических задач

Решение логических задач

Решение логических задач

Решение логических задач

Решение логических задач

Решение логических задач

Олимпиада «Логические задачи»

Обобщающее занятие.

Поведение итогов

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. Лаборотория
  2. Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.
  3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. – М.: Баласс, 2005. – С.35 - 58.
  4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл.  – М.: Баласс, 2005. – С.30.
  5. А.В. Горячев, Н.И. Суворова и др. Информатика в играх и задачах  6 кл. -  М.: Баласс, 2011. – С.160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью

Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»

   Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоен...

Рабочая программа элективного курса по математике "Развитие логического мышления"

Рабочая программа элективного курса по математике "Развитие логического мышления"...