Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

     Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

     Для того, чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  “Томмотская санаторная школа -  интернат”                                     МО “Алданский район”

678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,  тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru

Принято                                                                      Утверждаю

Методическим советом                                                      Директор МКОУ «ТСШИ»

МКОУ  «ТСШИ»                                                              А.Г. Савватеев

                                                                                     “___”_____________201__г.                                                           “___”_____________201__г.

 _______________________                                                   _______________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

                           

 «Развитие познавательных способностей»

на 2017 - 2018 учебный год

для 5 -8 классов  (272 часа)

Томмот

2017

Пояснительная записка

     Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

     Для того, чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направлена не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объема подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках т поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

     Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т.е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

     Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

     Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

     Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

     Цель данной программы -  сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

     Основными задачами курса являются:

     - развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

     - формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

     - формирование собственного стиля мышления;

     - формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;

     - освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.

     Программа рассчитана на учащихся 5 – 8 классов (272 ч), имеет практико-ориентированный характер, так  как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений (5 – 7 классы) – 204 ч;
  • учимся работать с информацией (8 класс) – 68 ч.

     В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

     Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

     В результате изучения курса учащиеся должны:

     знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения:
  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, преобразование свойств, морфологический ящик;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

     уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приемами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Содержание курса

1.Развитие  интеллектуальных умений

 5 - 7 классы (204ч)

1.1. Развиваем логическое мышление

     Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

      Диагностика интеллектуального развития.

     Понятие. Отношения между понятиями: род – вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

     Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические занятия и развивающие игры.

     Функциональные отношения между понятиями. Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

     Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным  признакам.  Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

     Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

     Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритм деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры.

     Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

     Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

     Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложения. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические задания и развивающие игры.

1.2.Развиваем творческое мышление.

     Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

     Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т.д. Развивающие игры.

     Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

     Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

     Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

     Методы решения изобретательских задач. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

2. Учимся работать с информацией

8 класс (68 ч)

     Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

     Приемы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, “мудрые совы”, чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры.

     Недостатки традиционного чтения.

     Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

     Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

     Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания,  развивающие игры. Компьютерный практикум.

     Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Компьютерный практикум.

     Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

     Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

     Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и значение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум

Учебно – тематический план курса

5 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактич.

1-2

Человек и его интеллект

Что такое интеллект, понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

 Практические задания, развивающие игры

2

02.09

3-4

Диагностическое тестирование

2

09.09

5-6

Обобщение и ограничение понятий. Род – вид

 (задачи 1, 2)

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род – вид. Обобщение понятий.

 Практические задания, развивающие игры

2

16.09

7-8

Обобщение и ограничение понятий. Обобщение

(задачи 3-7)

2

23.09

9-10

Тренинг внимания

(задачи 1-3)

Тренинг внимания. Ограничение понятий. 

Практические задания, развивающие игры

2

07.10

11-12

Ограничение понятий

(задачи 4-7)

2

14.10

13-14

Что такое признак

(зад. 1-4)

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. 

Практические задания, развивающие игры

2

21.10

15-16

Выделение существенных признаков (зад. 5-9)

2

28.10

17-18

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

2

11.11

19-20

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. 

Практические задания, развивающие игры

2

18.11

21-22

Сравнение понятий  

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношения между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности. Решение задач 1-10.

Практические задания, развивающие игры

2

25.11

23-24

Установление сходства и различия

2

02.12

25-26

Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Практические задания, развивающие игры

2

09.12

27-28

Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. 

Практические задания, развивающие игры

2

16.12

29-30

Установление причинно-следственных связей.

2

23.12

31-32

Логические задачи (зад. 1-4)

Логические задачи (1-8). Установление связей между понятиями. 

Практические задания, развивающие игры

2

20.01

33-34

Логические задачи (зад. 5-8)

2

27.01

35-36

Установление связей между понятиями

2

03.02

37-38

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации ( задачи 1-9) Практические задания, развивающие игры

2

10.02

39-40

Правила классификации

2

17.02

41-42

Классификация по двум-трем признакам

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум – трем признакам (задачи 1-8).

Практические задания, развивающие игры

2

24.02

43-44

Сравнение понятий

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний (1-5) Практические задания, развивающие игры

2

03.03

45-46

Аналогия

2

10.03

47-48

Закономерность. Закон

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.

2

17.03

49-50

Решение логических задач

2

24.03

51-52

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (задачи 1-12).

Практические задания, развивающие игры

2

07.04

53-54

Представление закономерностей в различных видах

2

14.04

55-56

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки.

Практические задания, развивающие игры

2

21.04

57-58

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

2

28.04

59-60

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.

Практические задания, развивающие игры

2

05.05

61-62

Составление предложений. Уяснение смысла предложений

2

12.05

63-64

Логические задачи (1-3), (4-6)

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

19.05

65-66

Логические задачи (7-9),

(10-12)

2

67-68

Итоговое тестирование

2

26.05

Учебно – тематический план курса

6 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактич.

1-2

Диагностическое тестирование

2

06.09

3-4

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам.

Практические задания, развивающие игры

2

13.09

5-6

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть – целое, последовательности, рядоположности.

Практические задания, развивающие игры

2

20.09

7-8

Существенные и несущественные признаки

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы.

Практические задания, развивающие игры

2

27.09

9-10

Выделение существенных признаков

2

04.10

11-12

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста.

Практические задания, развивающие игры

2

11.10

13-14

Дополнение текста

2

18.10

15-16

Смысловые словосочетания

Смысловые словосочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте.

Практические задания, развивающие игры

2

25.11

17-18

Роль смысловых сочетаний в тексте

2

01.11

19-20

Синонимы

Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Задания (1-6)

Практические задания, развивающие игры

2

15.11

21-22

Антонимы  

2

22.11

23-24

Творчество. Что такое творчество.

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач.

Практические задания, развивающие игры

2

29.11

25-26

Секреты и методы творчества

2

06.12

27-28

Методы решения творческих задач

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов.

Практические задания, развивающие игры

2

13.12

29-30

Метод контрольных вопросов

2

20.12

31-32

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений

Практические задания, развивающие игры

2

27.12

33-34

Умение задавать вопросы

2

17.01

35-36

Воображение. Виды воображения

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения.

Практические задания, развивающие игры

2

24.01

37-38

Приемы развития воображения

2

31.01

39-40

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам Практические задания, развивающие игры

2

07.02

41-42

Танграм

2

14.02

43-44

Головоломки на плоскости

2

21.02

45-46

Создание фигур по заданным рисункам

2

28.02

47-48

Диагностика пространственного воображения.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве

Практические задания, развивающие игры

2

07.03

49-50

Конструирование в пространстве

2

14.03

51-52

Постановка и разрешение проблем

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы.

Практические задания, развивающие игры

2

21.03

53-54

Методы разрешения проблемных ситуаций

2

11.04

55-56

Анализ проблемной ситуации

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций

Практические задания, развивающие игры

2

18.04

57-58

Разрешение проблемных ситуаций

2

25.04

59-60

Мозговой штурм

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. 

Практические задания, развивающие игры

2

02.05

61-62

Метод разрешения противоречий

2

16.05

63-64

Решение творческих задач

Творческие задачи.

Практические задания, развивающие игры

2

23.05

65-66

Решение логических задач

2

67-68

Итоговое тестирование

2

30.05

Учебно – тематический план курса

7 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактич.

1-2

Секреты и методы творчества

Как развивать творческие способности.

Практические задания, развивающие игры

2

07.09

3-4

Как развивать творческие способности

2

14.09

5-6

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах.

Практические задания, развивающие игры

2

21.09

7-8

Представление закономерностей в различных видах

2

28.09

9-10

Логические цепочки

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия.

Практические задания, развивающие игры

2

05.10

11-12

Сравнение. Аналогия

2

12.10

13-14

Причинно-следственные связи

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

2

19.10

15-16

Умозаключения. Логические рассуждения

Установление причинно - следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения

Практические задания, развивающие игры

2

26.10

17-18

Как рождаются изобретения  

Как рождаются изобретения. Постановка и разрешение проблем. Мозговой штурм. Практикум изобретателя.

Практические задания, развивающие игры

2

02.11

19-20

Как решать изобретательские задачи

2

16.11

21-22

Мы наблюдатели

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Практические задания, развивающие игры

2

23.11

23-24

Правила наблюдения

Тренинг внимания. Умение быть наблюдательным. Правила наблюдения

Практические задания, развивающие игры

2

30.11

25-26

Ребусы

Интеллектуальная разминка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг воображения. Творческие задачи

Практические задания, развивающие игры

2

07.12

27-28

Развитие воображения

2

14.12

29-30

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

Умение анализировать, выбирать и обосновывать свое решение, действие.

 Практические задания, развивающие игры

2

21.12

31-32

Что такое изобретение. Альфред Нобель

Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель.

 Практические задания, развивающие игры

2

28.12

33-34

Изобретательское творчество

2

18.01

35-36

Методы решения изобретательских задач

Методы решения изобретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвойство. Функции и противоположные функции предметов.

Практические задания, развивающие игры

2

25.01

37-38

Метод разрешения противоречий

2

01.02

39-40

Решение задач методом разрешения противоречий

Прием разрешения противоречий: изменения окраски, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки».

Практические задания, развивающие игры

2

08.02

41-42

Способы разрешения противоречий

Способы разрешения противоречий: во времени, в пространстве, в воздействии.

Практические задания, развивающие игры

2

15.02

43-44

Творчество и фантастика

Что такое фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Изобретательские приемы в литературных произведениях.

Практические задания, развивающие игры

2

22.02

45-46

Изобретательские приемы в литературных произведениях

2

01.03

47-48

Методы решения творческих задач

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод

Практические задания, развивающие игры

2

15.03

49-50

Задачи Шерлока Холмса

2

22.03

51-52

Метод преобразования свойств

Метод преобразования свойств: сущность метода. Прием «наоборот»

Практические задания, развивающие игры

2

05.04

53-54

Решение задач: прием «наоборот».

2

12.04

55-56

Метод фокальных объектов

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов (сущность метода).

Практические задания, развивающие игры

2

19.04

57-58

Решения творческих задач

Что такое идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач. 

Практические задания, развивающие игры

2

26.04

59-60

Идеальный конечный результат

2

03.05

61-62

Морфологический ящик

Метод морфологического ящика. Решение задач 1-8

Практические задания, развивающие игры

2

10.05

65-66

Принципы решения изобретательских задач

Методы решения творческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретательских задач. Творческие задачи (проводится по задачам, подобранным учащимися).

Практические задания, развивающие игры

2

17.05

67-68

Творческий практикум

2

24.05

Учебно – тематический план курса

8 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактич.

1-2

Что мы знаем о чтении

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения

2

07.09

3-4

Ознакомительное чтение

2

14.09

5-6

Чтение как способ получения информации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила и техника быстрого чтения. Тренинг.

2

21.09

7-8

Выявление навыков традиционного чтения

Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения

2

28.09

9-10

Компьютерный практикум

Организация поиска информации в компьютерном тексте

2

05.10

11-12

Интегральный алгоритм чтения

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием интегрального алгоритма чтения

2

12.10

13-14

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста  с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы

2

19.10

15-16

Изучающее чтение

Виды чтения. Приемы работы с текстом при изучающем чтении. Приемы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения.

2

26.10

17-18

Информативно важные слова  

2

02.11

19-20

Понимание смыслового содержания текста

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания.

2

16.11

21-22

Условия понимания и причины непонимания

2

23.11

23-24

Приемы работы с текстом

Приемы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ»

2

30.11

25-26

Учимся задавать и отвечать на вопросы

Приемы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания

2

07.12

27-28

Нахождение скрытого вопроса в тексте.

2

14.12

29-30

Поисково-просмотровое чтение

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»

2

21.12

31-32

Способность к ассоциациям

2

28.12

33-34

Способы обработки полученной информации

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема.

2

18.01

35-36

Формы конспектирования

Формы конспектирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста». «Подготовить конспект статьи».

2

25.01

37-38

Учимся готовить сообщения

Работа с текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний. Подготовка мини-сообщений по заданной теме.

2

01.02

39-40

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах.

2

08.02

41-42

Поиск диалогов в текстах

2

15.02

43-44

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов

Компьютерный практикум. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов

2

22.02

45-46

Создание нумерованного и маркированного списка

Компьютерный практикум. Создание нумерованного и маркированного списка

2

01.03

47-48

Составление диаграмм

Представление информации с помощью схематической (организационной диаграммы)

2

15.03

49-50

Представление информации в виде таблицы

Компьютерный практикум. Представление информации в виде таблицы

2

22.03

51-52

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу

2

05.04

53-54

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

2

12.04

55-56

Правила работы с каталогами

2

19.04

57-58

Справочник

Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания.

2

26.04

59-60

Работа со справочной литературой результат

2

03.05

61-62

Операции с файлами.

Операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, перемещение и сохранение информации)

2

10.05

65-66

Операции с каталогами

2

17.05

67-68

Роль информации в жизни человека. Итоговое занятие

Роль информации в жизни человека.

2

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая инновация. Мышление XXI века"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Живая инновация. Мышление XXI века»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи" рассчитана на 34 часа и используется в общеобразовательных классах....