Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"
рабочая программа (5 класс)

Вероника Владимировна Ч.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи" рассчитана на 34 часа и используется в общеобразовательных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_rechi_chikina_v.v.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Развитие речи» предназначена для проведения занятий в6 классе. В основу программы положены нормативные требования. Программа имеет познавательную и развивающую направленность.Специфика изучения курса «Развитие речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
  • своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
  • совершенствование навыков выразительного чтения.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Актуальность

Уровень развития речи значительного числа учащихся 6 классов явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня развития детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи учащихся является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения школьников.

Цели программы:

  1. создание условий для формирования языковой компетенции учащихся;
  2. совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: произношения,  письма и чтения;
  3. формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи программы:

  1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
  2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
  3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  4. Обогащать словарный запас учащихся коррекционного класса.
  5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи.

В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

         Организация деятельности школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • учитываются индивидуальные особенности развития каждого обучающегося;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Срок реализации программы.Данная программа рассчитана на 1 учебный год – 34 учебных часа.

Формы и режим организации занятий:

- Групповая

- Индивидуально-групповая

        Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • Для чего нужна речь.
  • Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
  • Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
  • Какие бывают тексты.
  • Как строится текст.
  • Что такое план.

Обучающиеся будут уметь:

  • Различать устную и письменную речь.
  • Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
  • Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
  • Произносить звуки и слова с максимальной реализацией индивидуальных возможностей.
  • Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
  • Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
  • Составлять рассказы по серии картинок.
  • Отгадывать загадки.

Способы определения результативности

Подведение итогов работы является необходимым методом в работе коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является итоговая проверка техники чтения по окончанию учебного года и написание сочинения на заданную тему. Такая форма работы позволяет сделать выводы об эффективности обучения за период учебного года, а также улучшился ли уровень развития устной и письменной речи учащихся.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие.

1

1

Речь.

Особенности монологической и диалогической речи?

1

1

Устная речь как основное средство коммуникации.

1

1

Письменная речь и ее специфика

1

1

Красноречие. Говорим правильно.

1

1

2

Речевые коммуникации.

Правила этикетного общения.

1

1

              Правила общения в социальных сетях.

2

2

              Язык публичных выступлений

1

2

3

Слова. Словосочетания. Предложения.

9.

Как пополняется словарный запас языка.

1

1

2

10.

Пополняем словарный запас.

1

1

11.

Правильность построения словосочетаний.

1

1

2

12.

Предложения. Какие они бывают.

1

1

2

Текст.

13.

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

1

2

3

14.

Типы текстов.

1

1

2

15.

Составление плана текста.

1

1

2

16.

Составление рассказа.

1

2

3

17.

Подготовка к написанию сочинения.

1

1

2

18.

Написание сочинения.

1

1

19.

Итоговая проверка выразительного пересказа составленного текста.

1

1

20.

Подведение результатов.

1

1

Итого

15

19

34

Методическое обеспечение программы

Для организации образовательного процесса по программе «Развитие речи» необходимо следующее методическое обеспечение:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Тематические презентации
  • Орфографический, толковый и фразеологические словари

Литературные источники

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  1. Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
  2. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
  5. Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
  6. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»

Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»

Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"

 Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­...

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»

Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» рассчитана в 10 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю). Рабочая программа имеет следующие цели:  обобщи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...