Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс) по теме

Сафонова Ольга Юрьевна

Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. 

В данной статье я проанализировала обычный урок, проводимый для 8 класса, с точки зрения формирования метапредметных результатов.

Рассмотрен урок по теме "Математические основы информатики", учебник Л. Босовой "Информатика и ИКТ. ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka_s_tochki_zreniya_metapredmetnogo_podkhoda.rar28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода.

Сафонова Ольга Юрьевна, учитель информатики, МБОУ Гимназия № 17 г. Королев

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

В процессе обучения ученик должен не заучивать готовые определения, а последовательно двигаться к «первооткрытию» известных знаний. Предполагается, что постепенно, набираясь опыта, ученик должен наработать универсальные способы, алгоритмы решения проблем в различных ситуациях.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Расширенная таблица метапредметных результатов

Образовательные результаты, заданные ФГОС ООО

Уточненные планируемые образовательные результаты

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

сформированность навыков целеполагания

умение формулирования целей собственной познавательной деятельности

умение самостоятельно ставить перед собой новые цели

сформированность положительной мотивации к своей познавательной деятельности

2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 развитие навыков алгоритмизации

развитие навыков поиска, отбора и систематизации информации

развитие навыков выделения главного и второстепенного при формулировании и решении задачи

выбор эффективных способов решения

Понимание этапов технологической цепочки в решении учебных задач

Умение обосновывать выбор

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

навыки соотнесения своих действий с планируемыми результатами

умение контролировать достигнутые результаты и каждого действия в задаче

навыки сравнения собственных достигнутых результатов и результатов других

умение решать задачи по образцу

умение решать задачи с изменившимися условиями

 навыки решения новых задач

4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

овладение навыками самоконтроля, самооценки

сформированность навыков осуществления осознанного выбора при любом виде деятельности

умение корректировать результаты с целью достижения нужного результата, умение выбора альтернативных решений

Способность адекватно оценивать собственные результаты

5. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

сформированность умений  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

сформированность навыков классификации

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить  логические цепочки  и делать выводы;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

сформированность умения создавать модели объектов в различных информационных средах

сформированность умений работать с различными видами информации

Освоить различные способы кодирования.декодироперирования знаково-символическими сигналами в учеб деятельности

7. смысловое чтение;

умение выделять главную мысль текста

умение задавать и отвечать на вопросы, связанные с прочитанным текстом

навык связанного пересказа прочитанного

8. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 навыки совместного решения общих задач участие в совместных проектах

умение находить общее решение, прислушиваться к мнению других

сформированность умения аргументировать и отстаивать своё мнение

Организовывать сотрудничество в процессе организации учебной деятельности

9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

умение осознанно использовать речь при работе на уроке

владение устной и письменной речью

умение использовать в речи научные термины, владение навыками использования различных стилей речи

10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

сформированность умений находить, обрабатывать и систематизировать информацию

овладение навыками работы с типовыми прикладными программами

знакомство со средствами ИКТ

навыки использования ИКТ в быту

Урок:

Высказывание. Логика высказываний. Логические значения, операции, выражения.

ПЛАН УРОКА

Класс: 8 класс (ФГОС)

Тема учебной программы: Математические основы информатики

Цели темы:

Аналитическая деятельность:

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в  n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы.

Практическая деятельность:

переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.

Тема  урока: Высказывание. Логика высказываний. Логические значения, операции, выражения.

Цели урока: знакомство с наукой «Логика», формирование представления о логической структуре высказывания, раскрытие связи логики и математики, получение навыков вычисления значения логического выражения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и учебные материалы, подготовленные к уроку: презентация на тему «Логические высказывания», индивидуальные карточки с кластерами и таблицей целеполагания. 

Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ.. Учебник для 8 класса, изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Форма проведения урока: беседа, самостоятельная работа учащихся.

Развиваемые УУД:

Познавательные:

  1. знакомство с новой наукой «Логика» и ее составляющими
  2. осознание связи наук
  3. поиск информации в учебнике (заполнение таблицы)
  4. представление информации в разных видах
  5. отработка навыков слушания и запоминания информации, представленной в разном виде (весь урок)

Коммуникативные:

  • работа в паре по заполнению таблицы (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов)
  • ответы на вопросы с места (умение выражать свои мысли).

Регулятивные:

  • оценка собственной деятельности на уроке
  • тестирование как контроль результатов.

Личностные:

  • осознание взаимосвязи наук
  • понимание законов мышления
  • формирование поведения на уроке.

Материально-техническое оснащение урока:

Компьютерный класс (12 компьютеров-рабочих мест), программное обеспечение: Windows XP, Microsoft Office, проектор, компьютерный тест.

План урока

  1. Целеполагание. 2 мин
  2. Представление нового материала 15 мин
  3. Закрепление нового материала 15 мин
  4. Тест 10 мин
  5. Заключение. Домашнее задание 3 мин

Этапы урока

Метапредметностный подход

1

Постановка целей урока

Здравствуйте ребята!

Не всегда нам требуется знать точный результат. Иногда бывает достаточно знать, правдив или ложен ответ. Этим занимается логика.

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2

Представление нового материала

Логика

Высказывание

Ответьте, какие из перечисленных предложений являются высказываниями?

  • Здравствуй!
  • Аксиома не требует доказательств.
  • Идет дождь.
  • Какая температура на улице?
  • Рубль - денежная единица России.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Число 2 не является делителем числа 9.
  • Число х не больше 2.
  • Все любят есть рыбу.

Высказывания бывают простыми и составными.

Основные логические операции:

  • отрицание,
  • логическое сложение,
  • логическое умножение.

Эти базовые операции определяются таблицами значений называемых таблицам истинности.

Правило построения отрицания к простому высказыванию.

Правило: При построении отрицания к простому высказыванию либо используется речевой оборот "неверно, что", либо отрицание строится к сказуемому, тогда к сказуемому добавляется частица "не", при этом слово "все" заменяется на "некоторые" и наоборот.

Задание 1. Построить инверсию (отрицание) к простому высказыванию:

  1. A = У меня дома есть компьютер.
  2. A = Все юноши 11-х классов - отличники.
  3. Будет ли, является отрицанием высказывание: "Все юноши 11-х классов - не отличники".

Задание 2.Логическое выражение может быть записано таким образом:

1&0+1

Подсчитайте результат!

4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

5. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3

Закрепление нового материала

1. Разбор заданий учебника § 3.1

2. Работа в парах.

Задание: заполнить распечатанную таблицу, используя учебник для получения недостающей информации (работа парой).

Основные положения алгебры логики (зеленым дописывают дети):

Критерии сравнения

Обычная алгебра

А

1. Константы

Бесконечное множество чисел

«Истина» - 1, «ложь» - 0

2. Переменные

Обозначаются обычно латинскими буквами или буквами с индексами

также

3. Основные операции

Сложение, вычитание, умножение, деление

Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия

4. Основные законы

Распределительный, переместительный, сочетательный

также

5 Пример выражения

5+Х

Петя пойдет в кино и не пойдет на дискотеку

Проверка: ответ с места одного ученика. Все остальные — комментируют.

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7. смысловое чтение;

8. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

4

Тест

Представлен в электронных таблицах.

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7. смысловое чтение;

8. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

5

Заключение. Домашнее задание

Оценивается работа класса в целом и отдельных учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание:

- Выучить основные определения, знать обозначения.

- Уровень (А Базовый): Придумать простые высказывания. (Всего должно быть 5 наборов по два высказывания). Из них составить всевозможные составные высказывания, определить их истинность.

Уровень (В Повышенный): Придумать простые высказывания. (Всего должно быть 5 наборов по два высказывания). Из них составить всевозможные составные высказывания, записать по правилам алгебры логики, определить  истинность высказываний.

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7. смысловое чтение;

Этап урока

Ожидаемые метапредметные результаты

Постановка целей урока

1

Представление нового материала (лекция с элементами беседы)

4

Закрепление нового материала (групповая и индивидуальная самостоятельная работа)

9

Тест (индивидуальная самостоятельная работа)

9

Заключение. Домашнее задание

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Обобщающий урок "Пища с точки зрения химии"

Обобщающий урок по химии для студентов по профессии "Повар, кондитер"....

Урок «Соли с точки зрения теории электролитической диссоциации»

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 г.КрасноярскУчитель химии: Левицкая Лариса Викторовна Урок «Соли с точки зрения теории электролитической  диссоциации» Цель урока: углубление,...

Подготовка к ОГЭ по теме измерение информации с точки зрения алфавитного подхода

Подготовка к ОГЭ по теме измерение информации с точки зрения алфавитного подхода...

Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития

Анализ конкретных ситуаций с точки зрения соответствия педагогических воздействий особенностям возрастного развития...