Работа по методу проектов
статья по информатике и икт на тему

Вышегородцева Анна Геннадьевна

«Проект», «проектная методика», телекоммуникационные проекты» — термины, ставшие модными в последнее время в среде преподавателей информатики.

Педагог должен создать условия для такой исследова­тельской деятельности, а не обучать по готовой программе. Такой путь естественен для детской психологии и более про­дуктивен, чем традиционный.

Преподаватель:

- подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же во­прос;

- предлагает рассмотреть явления с различных позиций.

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из си­туаций;

- ставит конкретные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_metodu_proektov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ средняя школа № 24

г.о.Тольятти Самарской области

Работа с продвинутыми учащимися  по методу проектов.

Учитель информатики и математики:

Вышегородцева А.Г.

«Проект», «проектная методика», телекоммуникационные проекты» — термины, ставшие модными в последнее время в среде преподавателей информатики.

В истории педагогики метод проектов тесно связан с проблемным обучением, опирающимся на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859—1952), основателя философии прагматизма — теории, утверждавшей истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат.

Дьюи считал, что обучаемый в индивидуальном развитии повторяет путь познания человечеством окружающего мира.

Учащийся усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным участником своего обучения. В ходе исследовательской деятельности, сопровождающейся постановкой опытов, приводящей к нахождению ответов на спорные вопросы, ребенок совершает восхождение от частного к общему, т.е. использует индуктивный метод познания.

Педагог должен создать условия для такой исследовательской деятельности, а не обучать по готовой программе. Такой путь естественен для детской психологии и более продуктивен, чем традиционный.

Условиями успешности обучения в рамках этой концепции являются:

-  Проблематизация учебного материала.

- Активность ученика.

- Связь обучения с жизнью учебного заведения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций.

Преподаватель:

- подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явления с различных позиций.

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций;

- ставит конкретные вопросы;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками).

Цель метода проектов — индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме. Сначала ученик выбирает тему работы своего проекта (презентации), затем работает индивидуально, подбирая на свой взгляд нужные знания. В целом каждый обучаемый работает по индивидуальному плану, составленному им совместно с педагогами. Через определенный промежуток времени автор отчитывается, «защищает» свой проект.

Метод проектов привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но главным образом в сфере социальной:

- Необходимость не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

- Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.

- Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

- Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Метод проектов предлагается в качестве одной из технологий личностно-ориентированного обучения. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом достаточно жесткой и хорошо структурированной системы образования. Но суть его остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. При этом очень важно, переходя от теории к практике, соединяя академические знания с прагматическими, соблюсти соответствующий баланс между ними на каждом этапе обучения.

Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один «типовой» учебный проект, а наиболее продвинутые работали над своими оригинальными проектами.

Стандартизация учебных проектов, казалось бы, выхолащивает саму идею личностно-ориентированного обучения. Перечислю стандартный набор дидактических задач, которые встают перед учащимися в процессе выполнения практически любого проекта с использованием компьютерных технологий, вне зависимости от сложности решаемой задачи и выбранных для реализации проекта программно-инструментальных сред:

- Работа над дизайном (подбор фона, шрифтовое оформление текстов).

- Подбор графических иллюстраций.

-  Фотографирование и сканирование необходимых материалов.

- Структурирование материала и применение технологии гипертекста.

- Подбор или запись звукового оформления.

-  Работа с видеоклипами.

Конечный результат работы даже над типовым учебным проектом может очень сильно отличаться у разных воспитанников. Очевидно, что проектная работа учащихся существенно увеличивает объем и напряженность работы преподавателя, требует от руководителя проекта высокого уровня знаний и технических умений, т.е. профессионализма не только в предметной области, но и в технических вопросах компьютерных технологий.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих подопечных. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая инструкция по организации работы по методу проектов

Перечислены и охарактеризованы основные моменты по организации инновационной работы по методу проектов...

Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»

Выступление  в районном семинаре учителей математики  и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ»  по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...

Опыт работы по методу проектов на уроках Мировой художественной культуры

Выступление учителя МХК МОУ «Калитинская СОШ» Мартьяновой О.В. на районном МО. Предмет «Мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художестве...

Исследовательская работа учащихся- метод проектов (методическое пособие для учителя)

       Современный урок-это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты...

Формирование ИКТ компетентности учащихся в учебной и внеурочной работе посредством метода проектов на уроках информатики

Решение проблемы формирования информационно - коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики, во внеурочной и внеклассной деятельности....

Работа по методу проекта

Проектная деятельность, как один из методов преподавания истории России ХХ века. Учащиеся при изучении тем создают проекты - образы эпохи!...