Методические рекомендации изучения темы "Системы счисления" в 9 классе
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Методические рекомендации изучения темы "Системы счисления" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_schisleniya.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по изучению темы « Системы счисления» в 9 классе

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Системы счисления» сегодня рассматривается в курсе информатики в 9 и 10 классах. В 9 классе она изучается в разделе «Кодирование числовой информации» и нужна  преимущественно для подготовки к успешной сдачи экзамена в форме государственной итоговой аттестации (ГИА); в 10 классе – является элементом повторения, закрепления и углубления, подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе.

Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Но в школьном курсе математики эта тема, как правило, не изучается. Необходимость изучения темы в курсе информатики связана с тем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы счисления. Данная тема является смежной темой с математикой и вносит вклад в фундаментальное математическое образование школьников.

Как правило, при изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:

  • позиционные и непозиционные системы счисления;
  • основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит;
  • формы представления чисел в позиционных системах;
  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • особенности арифметики в позиционных системах счисления.

Остановимся подробнее на последнем вопросе «Арифметические операции в Р-ичных системах счисления» и рассмотрим его как тему отдельного урока в 10 классе.

Цель урока – развитие логического (математического) мышления  учащихся в области информатики и расширение навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Задачи:

  • закрепление знаний, умений, навыков работы с позиционными  системами  счисления (перевода чисел из одной системы счисления в другую);
  • знакомство с правилами арифметических операций в Р-ичных системах счисления;
  • реализация теоретических знаний в практической деятельности;
  • развитие логического мышления посредством решения задач;
  • выполнение оперативных и рациональных действий, заданных условиями.

При изучении материала следует учитывать межпредметную связь с математикой (темы «Выполнение арифметических операций»; «Запись натуральных чисел»; «Степень с натуральным, отрицательным, нулевым показателем»), а также внутридисциплинарную связь с темами «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».

        

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Системы счисления: основные понятия

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Сегодня числа, цифры с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Однако уже тогда число изображалось с помощью одного или нескольких символов.

Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принять называть цифрами.

Но что же мы понимаем  под словом «число»?

Первоначально понятие отвлечённого числа отсутствовало, число было «привязано» к тем конкретным предметам, которые пересчитывали. Отвлечённое понятие натурального числа появляется вместе с развитием письменности. Дробные же числа изобрели тогда, когда возникла необходимость производить измерения. Измерение, как известно, это сравнение с другой величиной того же рода, выбираемой в качестве эталона. Эталон называется ещё единицей измерения. Понятно, что единица измерения не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Отсюда и возникла практическая потребность ввести более «мелкие» числа, чем натуральные. Дальнейшее развитие понятия числа было обусловлено уже развитием математики.

Понятие числа – фундаментальное понятие как математики, так и информатики.

Сегодня, в XXI веке, для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?

Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.

Алфавит - конечный набор (множество) символов.

Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и непозиционные.

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Например, наша привычная десятичная система является позиционной.

Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа, называются непозиционными.

Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

Позиционную систему счисления с основанием P принято называть P-ичной. Примерами позиционной системы счисления могут служить двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д.  (табл. 1).

Таблица 1. Примеры позиционных систем счисления

Позиционная

система счисления

Основание

Алфавит

Двоичная

2

0, 1

Троичная

3

0, 1, 2

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(12), D(13), E(14), F(15)

Позиция цифры в числе называется разрядом. Для целых чисел разряды нумеруются справа налево, началом отсчета является 0.

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

  1. Сложение

Для двоичной системы счисления действуют правила сложения:

0

+

0

=

0

0

+

1

=

1

1

+

0

=

1

1

+

1

=

1

При сложении чисел в произвольной позиционной системе счисления с основанием Р в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и цифры, переносимой из соседнего младшего разряда, если она имеется. При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют  в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b является количеством единиц в данном разряде, а число к — количеством единиц переноса в следующий разряд.

Для выполнения этой операции используют таблицы сложения. По вертикали и по горизонтали откладываются числа алфавита. На пересечении строки и столбца получается результат операции.

Примеры:

  1. Вычитание

Для двоичной системы счисления действуют правила вычитания:

0

0

=

0

0

1

=

11

1

0

=

1

1

1

=

0

При вычитании чисел в Р-ичной системе счисления цифры вычитаются поразрядно. Если в рассматриваемом разряде необходимо от меньшего числа отнять большее, то занимается единица следующего (большего) разряда. Занимаемая единица равна Р единицам этого разряда (аналогично, когда занимают единицу в десятичной системе счисления, то занимаемая единица равна 10).

Для вычитания также используется таблица сложения. Предположим, нужно вычесть цифру b из числа a. Алгоритм действий в таком случае:

  1. Найти  строку, именованную цифрой b.
  2. В этой строке найти  цифру a.
  3. Посмотреть, какой цифрой именован столбец, на пересечении которого с цифрой получается результат a.

Эта схема работает, если a≥b. В противном случае, следует занять единицу старшего разряда.

Примеры:

  1. Умножение

Для двоичной системы счисления действуют правила умножения:

0

0

=

0

0

1

=

0

1

0

=

0

1

1

=

1

При умножении чисел в Р-ичной системе счисления каждая цифра второго множителя умножается последовательно на цифру каждого из разрядов первого множителя (так же, как и в десятичной системе счисления).

При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют  в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b записывают в единицы данного разряда, а число k запоминают и добавляют его к результату произведения в следующем разряде.

Полученные результаты умножения складывают и отделяют количество знаков после запятой, равное сумме знаков после запятой у сомножителей.

По сути, это то же самое умножение столбиком, которое применяется в десятичной системе счисления. Единственное отличие – для проведения этой операции в P-ичной системе необходимо использовать  таблицы сложения для этой P-ичной системы счисления.

Примеры:

  1. Деление

Для двоичной системы счисления операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления.

Деление чисел в Р-ичной системе счисления производится так же, как и десятичных чисел, при этом используются правила умножения, сложения и вычитания чисел в Р-ичной системе счисления.  Делить следует также «столбиком», однако, как и в случае умножения, использовать  таблицы умножения и сложения для P-ичной системы счисления.

Примеры:

В качестве альтернативы можно выделить и другой подход. Перед началом выполнения операций можно перевести все слагаемые в десятичную систему счисления, выполнить в привычной форме необходимые расчеты, а результат перевести обратно в системы с основанием P.

Таблицы сложения и умножения

(для двоичной и восьмеричной систем счисления)

Таблица 2. Таблица сложения в двоичной системе счисления

+

0

1

0

0

1

1

1

10

Таблица 3. Таблица умножения в двоичной системе счисления

*

0

1

0

0

0

1

0

1

Таблица 4. Таблица сложения в восьмеричной системе счисления

+

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

10

2

2

3

4

5

6

7

10

11

3

3

4

5

6

7

10

11

12

4

4

5

6

7

10

11

12

13

5

5

6

7

10

11

12

13

14

6

6

7

10

11

12

13

14

15

7

7

10

11

12

13

14

15

16

Таблица 5. Таблица умножения в восьмеричной системе счисления

*

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

16

3

0

3

6

11

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

24

30

34

5

0

5

12

17

24

31

36

43

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

16

25

34

43

52

61

Составить таблицу умножения или сложения для любого основания можно самостоятельно. Для  этого  нужно:

  1. В крайних левом вертикальном столбце и верхней горизонтальной строке  записать алфавит  (цифры записываются по возрастанию). В ячейке, основанной на пересечении i-й строчки и j-го столбца, будет записан результат операции.
  2. Сосчитать  значения  i * j  или  i + j   как в обычной десятичной системе. Перевести  результат в систему счисления с исходным основанием.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

        Практическая часть по исследуемой теме, как  правило, представлена задачами на выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления с различными основаниями.  Такие задачи встречаются в вариантах ГИА, ЕГЭ. В них предлагается сложить 2 или 3 числа, заданных в родственных системах счисления.

        Задачи можно решать, используя перевод исходных чисел в десятичную систему счисления. Однако в некоторых случаях можно использовать перевод и сложение чисел в двоичной системе счисления.

        Наиболее простыми являются задания, в которых варианты ответов заданы в двоичной форме, так как решение в этом случае можно свести к сложению двоичных чисел и сразу получить нужный ответ. Некоторые задания требуют приведения и исходных данных, и вариантов ответа либо к двоичной, либо к десятичной системе счисления.

Рассмотрим решение некоторых из них.

Задача 1.

Вычислить сумму чисел X и Y, если  X=10101112,  Y=1528. Результат представить в двоичном виде.

Решение.

Поскольку результат нужно представить в двоичной системе счисления, наиболее удобно и быстро решить данную задачу путем перевода всех чисел в двоичную систему счисления.

Число X уже представлено в двоичной системе  счисления: X=10101112.  Переведем число Y из восьмеричной в двоичную систему счисления, разбив его на триады:

1

5

2

001

101

010

Получили  Y=1528=11010102.

Сложим  двоичные  числа  X и Y столбиком:

+

1

0

1

0

1

1

12

1

1

0

1

0

1

02

1

1

0

0

0

0

0

12

Результатом решения задачи является число  110000012.

Ответ: 110000012.

Задача 2.

Чему равна сумма чисел 528 и А916 в двоичной системе счисления?

Задачу можно решить двумя способами.

Способ 1.

Переведем исходные числа в десятичную систему счисления путем разложения по степеням:

528 = 5*81 + 2*80 = 40 + 2 = 4210,

А916 = 10*161 + 9*160 = 160 + 9 = 16910.

Находим сумму десятичных чисел: 4210 + 16910 = 21110.

Переводим полученное десятичное число в двоичную систему счисления путем деления  и выделения остатков:

211

2

210

105

2

1

104

52

2

1

52

26

2

0

26

13

2

0

12

6

2

1

6

3

2

0

2

1

1

21110 = 110100112.

Ответ:  110100112.

Способ 2.

Переведем исходные числа в двоичную систему счисления путем разбиения на триады и тетрады:

5

2

А

9

101

010

1010

1001

528 = 1010102,

А916 = 101010012.

Сложим  полученные двоичные числа столбиком:

+

1

0

1

0

1

02

1

0

1

0

1

0

0

12

1

1

0

1

0

0

1

12

В результате сложения получили двоичное число  110100112.

Ответ:  110100112.

Задача 3.

Из разности двух восьмеричных чисел 100100 и 61556 вычесть сумму двух шестнадцатеричных чисел FAD и CDC, а затем для числа, полученного в результате, выяснить, в какой системе счисления это число будет иметь вид 1001001?

Решение.

Найдем  разность восьмеричных чисел:

1001008 – 615568 = 163228

1

0

0

1

0

08

6

1

5

5

68

1

6

3

2

28

Найдем сумму  шестнадцатеричных чисел:

FAD16 + CDC16 = 1C8916

+

F

A

D16

C

D

C16

1

С

8

916

Для выполнения вычитания переведем полученное шестнадцатеричное число в восьмеричную систему счисления с помощью триадно-тетрадного метода:

1

С

8

9

(16)

0001

1100

1000

1001

(2)

1

110

010

001

001

(2)

1

6

2

1

1

(8)

Найдем разность восьмеричных чисел:

168 – 615568 = 163228

1

6

3

2

28

1

6

2

1

18

1

1

18

Определим основание системы счисления, в  которой восьмеричное число 111 будет иметь вид 1001001  методом перебора. По значению чисел примем гипотезу о двоичной системе счисления. Разобьем восьмеричное число 111 на триады:

1

1

1

001

001

001

Получаем, что 1118 = 10010012,  что и требовалось выяснить.

Ответ: 1118 = 10010012.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема, рассмотренная в данной работе, посвящена ключевому понятию математики, а вместе с тем и информатики, – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.

С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в 5 классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).

Учащиеся  вновь обращаются к этой теме и  встречаются с понятием «системы счисления» при изучении базового курса информатики. К сожалению, на ее изучение отводится мало часов, и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени практически не остается.

Однако, работая на компьютере, учащиеся видят «внешние» результаты этой  работы,  и вопрос, как и что происходит внутри компьютера, всегда их интересует.

Содержание темы рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие.

Задачи, разбираемые в теме, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.

По мере изучения темы  появляются следующие учебные эффекты:

  • расширяются знания учащихся о числе, способах его
    записи;
  • складывается представление о многообразии систем счисления, их
    классификации и истории возникновения;
  • формируются навыки перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;
  • создаются  условия для развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
  • раскрывается умение самостоятельно приобретать и применять знания;
  • развиваются логическое и алгоритмическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки.

После изучения материала учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

  • умеют представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления;
  • умеют устанавливать связь между системами счисления;
  • умеют осуществлять перевод  чисел из одной системы счисления в другую;
  • умеют находить оптимальный и рациональный способ решения поставленной задачи.

Важным  результатом изучения темы «Арифметические операции в Р-ичных системах счисления» становится углубление имеющихся знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.  


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Теоретическая часть        5

Системы счисления: основные понятия        5

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления        6

Таблицы сложения и умножения (для двоичной и восьмеричной систем счисления)        9

Практическая часть        11

Задача 1        11

Задача 2        11

Задача 3        13

Заключение        14

Список литературы        15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 387 с.: ил.
  2. Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2005, №1.
  3. С. Б. Гашков. Системы счисления и их применение. М.: МЦНМО, 2004. — 52 с.: ил.
  4. Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь, 2008, №2.
  5. Технология разработки элективных курсов / А.А. Зубрилин, И.С. Паркина // Информатика и образование. – 2006. – №1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учеников 11 класса "Профессиональное самоопределение"

Для выполнения профориентационного проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» програм­мой предусматривается шесть учебных часов. Занятия носят практический, творческий характер, тип заня...

Методические рекомендации по физике (7 класс) по теме:Презентация и конспект урока "Давление",А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"

Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:Презентация и конспект урока "Давление", А.В.Перышкин с использованием технологии "Мастерская"Урок предназначен для обучающихся 7 класса, обучающихс...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации для учащихся 9 классов «ГИА по истории в 2013 году»,

Методические рекомендации для учащихся 9 классов  «ГИА по истории в 2013 году»,...

"Методические рекомендации по обучению в классе баяна/аккордеона"

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр...

Методические рекомендации "Изучение интервалов на начальных классах"

Методические рекомендации «Изучение интервалов в начальных классах» посвящены важнейшему разделу сольфеджио – изучению интервалов. В его основе лежит образно-ассоциативный метод. Впр...

Методические рекомендации для учителей инклюзивного класса "Особенности урока в инклюзивном классе"

Успешность включения детей с отклонениями в развитии  в учебный процесс зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений. Но и от эффективности учитыва...