Методические рекомендации для учителей инклюзивного класса "Особенности урока в инклюзивном классе"
методическая разработка

Помыткина Нина Александровна

Успешность включения детей с отклонениями в развитии  в учебный процесс зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений. Но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezentatsii_pomytkinoy_in.a.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

для учителей инклюзивного класса

«Особенности урока в инклюзивном классе»

учитель – дефектолог

МАОУ «СОШ»№8

Помыткина Н.А.

2021г.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции.

Успешность включения детей с отклонениями в развитии  в учебный процесс зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений. Но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ЗПР.

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре:

  • учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным  программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее  изученного
  • для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.

Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как  с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в  зависимости от количества тех и других детей в классе.

 Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с ЗПР, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ЗПР, значит,  остальные  дети выполняют какие – то  задания по карточкам.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

Урок должен иметь чёткий алгоритм.

Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме  «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока,  и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику.  При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.

Второй вариант – пока нормативные учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ   с детьми с ЗПР.

Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – нормативные дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ЗПР. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное,  а краткое и чёткое.

Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ЗПР выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала.  Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

Каждое задание, которое предлагается детям с ЗПР, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют  вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

Контрольные работы по предметам, а так же творческие работы  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю

Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...

Методические рекомендации для учителей по использованию ТРКМЧП на уроках гуманитарного профиля.

В методическом пособии представлены разработки уроков с использованием методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)

Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

          Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...

Методические рекомендации для учителя при проектировании урока

Методические рекомендации для учителя при проектировании урока...