Рабочая программа по информатике-9 (Семакин), 2014 г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Завгородняя Оксана Александровна

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_informatike-9_semakin.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 92

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ГОРОД  ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНА                               СОГЛАСОВАНА                        УТВЕРЖДЕНА

На заседании ШМО                               Зам. директора по УВР                Директор МБОУ СОШ№ 92

Руководитель _____________                              ______________________                Литвинов С.И.        

Протокол № ___                                                                        Приказ по школе № ____

«___» ____________2014 г.                       «___» ____________2014 г.                «___» ____________2014 г.        

РАССМОТРЕНА                                

На заседании ШМС                                                                                

Протокол № ___

«___» ____________2014 г.                

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по информатике для 9 классов

Учитель: Завгородняя О.А.

г. Воронеж  2014

Раздел I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям; федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования; учебному плану МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов отводится 105 часов из расчета 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в 9 классе. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014–2015 учебный год рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год).

        Для реализации данной рабочей программы используется комплект учебников: Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 359 с. (соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

        По сравнению с распределением учебных тем, предложенным примерной программой по информатике и ИКТ для основной школы, в данной рабочей программе использовано следующее соотношение материала:

Название темы

Кол-во часов

в примерной

программе

Кол-во часов

в рабочей

программе

Обработка графической информации

4

0

Мультимедийные технологии

5

0

Обработка числовой информации

0

10

Представление информации

1

7

Алгоритмы и исполнители

35

29

Формализация и моделирование

7

5

Хранение информации (базы данных)

6

9

Коммуникационные технологии

6

4

Информационные технологии в обществе

2

2

Резерв на введение и повторение

4

2

ВСЕГО

70

68

        

В отличие от порядка изучения содержательных единиц, предложенного в примерной программе по предмету, в связи с использованием учебника автора Семакина И. изучение тем «Обработка графической информации» и «Мультимедийные технологии» происходит в 8 классе, а тем «Представление информации» и «Обработка числовой информации» - в 9 классе. Указанные отступления допустимы и регламентированы примерной программой.

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

        Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

        Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

        Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

        Специфика целевых задач обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям состоит в необходимости:

  • обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
  • сформировать  у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
  • развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач;
  • достигнуть  базовой информационно-коммуникационной компетентности  обучаемых;
  • выявлять и развивать информационные  и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
  • подготовить учащихся к учебе в последующих классах и вузах, а также к дальнейшей исследовательской деятельности;
  • ориентировать  обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.

Раздел II. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторно-практические

работы

Контрольные работы (зачеты)

1

Введение в предмет

1

1

0

0

2

Обработка числовой информации

10

5

4

1

3

Представление информации

7

5

2

0

4

Алгоритмы и исполнители

29

22

6

1

5

Формализация и моделирование

5

3

2

0

6

Хранение информации

9

6

2

1

7

Коммуникационные технологии

4

2,5

1,5

0

8

Информационные технологии в обществе

2

1

1

0

9

Повторение

1

1

0

0

ИТОГО

68

46,5

18,5

3

        Далее представлены темы отдельных уроков:

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Примечание

1

Техника безопасности в компьютерном классе.

Повторение изученного ранее.

1

I четверть

Обработка числовой информации  (10 часов)

2

Электронные таблицы Ms Excel (столбцы, строки, ячейки).

1

3

Типы данных: числа, формулы, текст. Форматирование ячеек.

1

4

Практическая работа №1 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».

1

5

Практическая работа №2 «Создание и обработка таблиц».

1

6

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

1

7

Практическая работа №3 «Ввод математических формул и вычисление по ним».

1

8

Построение диаграмм и графиков.

1

9

Практическая работа №4 «Построение диаграмм и графиков».

1

10

Работа в Ms Excel.

1

11

Зачет № 1 «Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов».

1

Представление информации  (7 часов)

12

Анализ зачета № 1.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой  информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодировка звуковой информации.

1

13

Компьютерное представление текстовой  информации.

Практическая работа №5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе».

0,5

0,5

14

Кодирование графической и звуковой информации.

Практическая работа №6 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе».

0,5

0,5

15

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

1

16

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления.

1

17

Практическая работа №7 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления».

1

18

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления.

1

Алгоритмы и исполнители  (29 часов)

19

Техника безопасности в компьютерном классе.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

1

II четверть

20

Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.

Алгоритмы работы с числовыми данными. Арифметические выражения.

1

21

Практическая работа №8 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения».

Алгоритмическая конструкция «Ветвление».

0,5

0,5

22

Алгоритмическая конструкция «Ветвление».

1

23

Практическая работа №9 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Ветвление».

Алгоритмическая конструкция «Повторение».

0,5

0,5

24

Алгоритмическая конструкция «Повторение».

1

25

Практическая работа №10 «Разработка алгоритма, содержащего конструкцию «Повторение».

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Подпрограммы.

0,5

0,5

26

Подпрограммы.

Практическая работа №11 «Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму».

0,5

0,5

27

Одномерный массив.

1

28

Одномерный массив.

1

29

Практическая работа №12 «Разработка алгоритма по обработке одномерного массива».

Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (И, ИЛИ, НЕ). Логические выражения.

0,5

0,5

30

Практическая работа №13 «Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операций».

1

31

Алгебра высказываний. Основные законы алгебры логики. Построение таблиц истинности.

1

Дом. контр. раб.

32

Решение задач с использованием различных алгоритмических конструкций и логических операций.

1

33

Техника безопасности в компьютерном классе.

Языки программирования, их классификация. Язык программирования Паскаль. Правила записи программы на языке программирования Паскаль.

1

III четверть

34

Составление простейших программ на языке программирования Паскаль.

1

35

Оператор ветвления.

1

36

Оператор ветвления.

Практическая работа №14 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления». 

0,5

0,5

37

Операторы цикла.

1

38

Операторы цикла.

1

39

Практическая работа №15 «Разработка программы, содержащей операторы цикла».

Подпрограммы.

0,5

0,5

40

Подпрограммы.

Практическая работа №16 «Разработка программы, содержащей подпрограмму».

0,5

0,5

Домашняя пр. раб.

41

Одномерный массив.

1

42

Одномерный массив.

Практическая работа №17 «Разработка программы по обработке одномерного массива». 

0,5

0,5

43

Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций

1

44

Практическая работа №18 «Разработка программы, требующей для решения поставленной задачи использования логических операций».

Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач.

0,5

0,5

Домашняя пр. раб.

45

Написание программ на языке программирования Паскаль по решению поставленных задач.

1

46

Подготовка к зачетной работе.

1

47

Зачет №2 «Создание алгоритма и программы, решающих поставленную задачу».

1

Формализация и моделирование  (5 часов)

48

Анализ зачета № 2.

Моделирование. Классификация моделей. Формализация.

Практическая работа №19«Построение генеалогического дерева семьи».

0,5

0,5

Домашняя пр. раб.

49

Информационное моделирование. Виды информационных моделей.  Этапы построения информационных моделей. Графические и табличные модели.

Практическая работа №20 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования».

0,5

0,5

50

Информационное моделирование на компьютере. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

1

51

Практическая работа №21 «Построение и использование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием таблиц».

1

52

Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления.

1

Хранение информации  (9 часов)

53

Техника безопасности в компьютерном классе.

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

1

54

Ввод и редактирование записей в табличной базе данных.

1

55

Условия поиска информации, логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

1

56

Поиск, удаление и сортировка данных.

1

57

Практическая работа №22 «Поиск записей в готовой базе данных».

1

58

Сортировка записей в готовой базе данных.

1

59

Практическая работа №23 «Сортировка записей в готовой базе данных».

1

60

Подготовка к зачетной работе.

1

61

Зачет № 3 «Работа с учебной базой данных».

1

Коммуникационные технологии  (4 часа)

62

Анализ зачета № 3.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование, декодирование. Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

63

Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники.

Практическая работа №24 «Путешествие во Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат, телеконференция. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них». 

0,5

0,5

64

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Практическая работа №25 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения».

0,5

0,5

65

Архивирование и разархивирование.

Практическая работа №26 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы архиватора. Загрузка файла их файлового архива».

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Практическая работа №27 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов».

0,25

0,25

0,25

0,25

Информационные  технологии в обществе (2 часа)

66

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

1

67

Практическая работа №28 «Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной программы».

1

Повторение (1 час)

68

Итоговое повторение.

1

        


Раздел III. Содержание учебного предмета

        Рассмотрим стержневые линии учебной дисциплины и их наполнение: 

п/п

Стержневые

линии

Кол-во

часов

Обязательный минимум

КИМы

Знать

Уметь

1

Введение в предмет

Предмет информатики.

Содержание базового курса информатики  и ИКТ.

Повторение курса 8 класса.

Правила ТБ при работе в компьютерном классе.

1

Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ.

Применять правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

2

Обработка числовой информации

Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.

Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.

Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.

Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.

Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.

10

Назначение табличного процессора, его команд и режимов. Объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы. Правила записи, использования и копирования формул и функций. Технология создания, редактирования и форматирования табличного документа. Понятия относительной и абсолютной ссылки. Технология создания и редактирования диаграмм, графиков.

Создавать структуру ЭТ и заполнять её данными. Редактировать электронную таблицу. Использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования. Записывать формулы и использовать в них встроенные функции. Создать и редактировать диаграммы, графики.

Практические работы № 1, 2, 3, 4

Зачет № 1

3

Представление информации

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.

Представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Определение объёма текстовых сообщений, представленных с помощью различных алфавитов.

Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Определение объема графической информации.

Представление звуковой информации. Кодирование звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Определение объема звуковой информации.

7

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации. Представление графической и звуковой информации. Цветовые модели. Частота дискретизации, глубина кодирования.

Осуществлять перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнять арифметические операции в различных системах счисления. Определять объем графической и звуковой информации.

Практические работы № 5, 6, 7

4

Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.

Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операций над данными.

Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.

Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы.

Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код.

Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры.

Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.

Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.

Операторы цикла (с пред-, пост- условием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла.

Работа с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде.

Подпрограммы. Процедуры и функции.

Этапы разработки программы: анализ – алгоритмизация – кодирование – отладка – тестировании.

29

Назначение алгоритма и его определение. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Структура основных алгоритмических конструкций. Основные стадии разработки алгоритма. Назначение языков программирования. Алфавит языка программирования Pascal. Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.). Основные типы данных и операторы языка Паскаль.

Строить блок-схемы алгоритмов поставленных задач. Использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов. Работать в среде учебного исполнителя. Разрабатывать и записывать на языке программирования Pascal типовые алгоритмы.

Практические работы № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18

Зачет № 2

5

Формализация и моделирование

Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы квалификации моделей.

Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования – выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) – формализация – проверка адекватности  модели.

Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.

Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.

Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

5

Основные виды классификации моделей. Основные типы информационных моделей. Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Разрабатывать схему моделирования для любой задачи. Строить и исследовать информационные модели, в том числе на компьютере.

Практические работы № 19, 20, 21

6

Хранение информации (базы данных)

Табличные базы данных, системы управления базами данных. Таблицы, записи, поля записей.

Поиск и сортировка данных в готовой БД. Создание запросов на поиск данных

9

Понятие базы данных и ее основных элементов. Технология создание и редактирования баз данных. Технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации.

Назначение и технология создания форм, отчетов, запросов.

Создавать и редактировать базы данных. Заполнять  данными созданную структуру и проводить редактирование данных. Создавать и редактировать формы. Осуществлять выборку, сортировку и просмотр данных в режиме списка и формы. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов. Реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

Практические работы № 22, 23

Зачет № 3

7

Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола.

Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет

Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение.

4

Понятие компьютерной сети. Назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей. Назначение и принципы работы электронной почты. Основные протоколы передачи данных. Назначение программы-браузера и её управляющих элементов. Технология поиска информации в сети Интернет

Работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ. Работать в браузере.

Осуществлять поиск информации в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой и файловыми архивами.

Практические работы № 24, 25, 26, 27

8

Информационные технологии и общество

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

2

Характерные черты информационного общества и информационной культуры человека. Проблемы информационной безопасности. Правовые аспекты охраны программ и данных.

Различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Определять основные компоненты информационной культуры человека.

Практическая работа № 28

9

Повторение

1

Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи. Умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности. Анализ, обобщение и систематизация информации.


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • программный принцип работы компьютера:
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  • понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
  • назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
  • области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;  проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и  использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

        Основная литература

  1. Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, - 359 с.
  2. Семакин И.Г. Методическое пособие для учителя. 8 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 174 с.
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2005, - 288 с.
  4. Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей. 5 – 11 классы. – СПб.: Питер, 2006, - 254 с.
  5. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 320 с.
  6. Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе «Информатика и ИКТ» – Воронеж: ВОИПКРО, 2006, - 84 с.
  7. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal. Книга для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005, - 352 с.

           Дополнительная литература

  1. Авторский коллектив под руководством д.п.н., проф. Могилёва А.В. Программно-методический комплекс «Мир информатики». Компания «Кирилл и Мефодий»
  2. Коробкова Е.М. Мультимедиа-курс «Устройство персонального компьютера»
  3. Чернов А.Ф. Информатика. 9 – 11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. – Волгоград: Учитель, 2007, - 207 с.
  4. Фальков А.И., Молодцова М.Г. Элективный мультимедиа-курс «Вычислительная математика и программирование, 10 – 11 кл.». –  Министерство образования РФ, 2004. ГУ РЦ ЭМТО, 2004. ЗАО «1С», 2004
  5. Свободно распространяемый сборник электронных пособий по графике, Интернету, мультимедиа, операционным системам, офисным приложениям, программированию, проектированию.

        

                Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер
  7. Локальная вычислительная сеть

Программные средства (всё программное обеспечение, используемое в учебном процессе, подлежит лицензированию)

  1. Операционная система Windows ХР
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007
  5. Программа-переводчик
  6. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint
  7. Мультимедиа проигрыватель
  8. Система программирования Pascal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике-8 (Семакин), 2014 г.

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312). Про­грамма со...

Рабочая программа по информатике на 2014 – 2015 учебный год 5-9 классы

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая программа по информатике. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. 11 класс

Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральны...