Алгоритм проектной деятельности
план-конспект урока по информатике и икт

Камышникова Ольга Васильевна

Алгоритм выполнения проекта на уроке информатики в 4-м классе по теме: Первичные и вторичные признаки объектов (авторская программа Горячева А.В.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Стратегические игры» по курсу Информатика 4 класс. А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко, УМК «Перспектива»

(для проведения в параллели 4-х классов)

Цели урока

• Обучающие цели. :

- дать представление о методе и форме проведения круговых соревнований;

- обобщить и систематизировать знания об изученных ранее стратегических играх ;

- познакомить учащихся с правилом, фактами, законами достижения победы в стратегических играх;

- выработать навыки  определения выигрышной стратегии.

• Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство гуманности, трудолюбия, уважения к старшим и своим одноклассникамэтические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие:  развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Так как в турнире предусмотрены групповые виды работы, то главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Планируемые задачи

Провести круговые турниры по 4-м видам стратегических игр с выявлением победителей в лмичностном турнире и команд-победителей по сумме баллов участников.

Вид и форма урока

  • Урок закрепления изученного.
  • Урок применения новых знаний и умений на практике.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.

План турнира

  1. Общее обсуждение.
  2. Проведение реальных турниров и соревнований.

Общее обсуждение

Весь мир постоянно соревнуется. Различным соревнованиям (спортивным и не только) отводится большое место в жизни людей. Спортивные соревнования проводятся по разным правилам, но мы не будем заниматься правилами конкретных видов спорта и игр (хоккей, бег или камешки), а обсудим, как выявляется победитель.

Существует много вариантов определения победителя в состязаниях. Попросить детей вспомнить или придумать правила выявления лучшего в различных состязаниях: бег, спортивные игры, прыжки в высоту, прыжки в длину.
В паре всегда будут выигравший и проигравший. Но людей у нас не двое, а целый класс. Как определить лучшего?

Круговой турнир, в котором все соперники встречается между собой, изображается в виде таблицы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab3166ba-bd2b-ee0c-50c4-0cd89e545c1a/lesson_62-63_files/picture_105.png

Кубковый турнир удобно наглядно представить в виде дерева:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab3166ba-bd2b-ee0c-50c4-0cd89e545c1a/lesson_62-63_files/picture_106.png

Увлекающиеся спортивными зрелищами ребята могут сказать, что часто в соревнованиях сначала проводятся круговые турниры в группах, а затем победители или призеры групп играют кубковые матчи на выбывание. Такой вариант соревнования можно изобразить в виде дерева, листья которого содержат таблицы круговых турниров.

Выслушав все, что известно детям, обсудите, какие схемы они считают справедливыми, а какие нет. В этом обсуждении стоит отдельно рассмотреть два случая. 

1. Более реальный – победитель игры в паре заранее неизвестен. Именно так обстоит дело в огромном большинстве игр и состязаний, поскольку все они имеют элемент случайности.
2. Менее реальный – силы соревнующихся очень разные, и мы заранее знаем, кто в какой паре победит. 
Дети, скорее всего, скажут, что круговой турнир более справедливый, чем кубковый. Можно не выяснять сейчас, в чем справедливее и почему они так считают, а оставить это до подведения итогов классных соревнований.

В круговом турнире места команд например распределятся следующим образом:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab3166ba-bd2b-ee0c-50c4-0cd89e545c1a/lesson_62-63_files/picture_107.png

Проведение реальных турниров и соревнований

Заранее полезно провести в каждом классе игровой турнир и занести его результаты в таблицу Например, каждый урок можно начинать с короткой игры в парах. Круговой турнир потребует значительно большего времени.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab3166ba-bd2b-ee0c-50c4-0cd89e545c1a/lesson_62-63_files/picture_108.png

Если в каждом классе 30 человек, то по круговой системе надо будет проводить очень большое число игр – более 400. Можно подсчитать, сколько времени займут все игры при продолжительности каждой игры всего 4 минуты. После этого обсудите, сколько времени понадобится на турнир с учетом того, что некоторое количество игр может происходить одновременно. Если будет очевидно, что времени на круговой турнир в каждой игре с участием всего класса не хватает, лучше разбиться на группы по стратегическим играм «Камешки», «Крестики-нолики», «Сим», «Ползунок»и устроить круговые турниры в группах, поэтому заранее провести кубковый турнир для определения сильнейших в классе по каждому виду игры. 
Довольно интересно строить турнирные деревья по таблице. В таблице имеются результаты игр каждого с каждым. Можно выявить победителя, списывая результаты игр из турнирной таблицыЕсли победитель кругового турнира не выиграл у всех своих конкурентов, то всегда можно так расставить учеников, что победитель кругового турнира вылетит из кубкового турнира уже на первом этапе. При проведении реального турнира результат, скорее всего, будет другим. Почему?

Обсудите с детьми, в чем состоит сходство выявления первого (победителя) в кубковом турнире с определением первого элемента в круговом турнире Принцип определения первого в обоих случаях одинаков, а вот в футбол сборная России выигрывает у сборной Франции не всегда. В играх, как правило, результат заранее не известен. Иначе зачем проводить соревнования?

Дополнение 

Игра в камешки. Правила игры такие. Перед двумя играющими кладется кучка камешков. Из этой кучки за один ход игрок берет не меньше одного, но не больше некоторого, заранее оговоренного числа камешков. Игроки делают ходы по очереди. Пропускать ход нельзя. Тот, кто сделает последний ход, выиграл. Игрок, которому при очередном ходе брать нечего, проиграл. Обычно разрешается брать 1, 2 или 3 камешка.

Вот еще три варианта игры.

1. Из кучи можно брать 1, 2 или 3 камешка. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры на руках оказывается четное число камешков.
2. Камешки лежат в двух кучках. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одной кучки. Выигрывает тот, кто делает последний ход.
3. Камешки лежат рядами. В первом ряду 3 камешка, во втором ряду 5, а в третьем ряду 7 камешков. За один ход можно брать любое число камешков, но только из одного ряда. Выигрывает тот, кто делает последний ход.

Заключение

Умение правильно организовывать деятельность группы людей для решения общей задачи и точно выполнять отведенную тебе роль – важный для общества результат обучения. Развитие этих умений – еще одна педагогическая цель проектов. 

 В процессе выполнения проектов учащиеся выступают и как организаторы – в момент выработки стратегии сортировки или стратегий победы в игре, и как исполнители – занимаясь сортировкой по заранее придуманному алгоритму. Попеременное исполнение учеником этих ролей – организатора и исполнителя – очень полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Алгоритм проектной деятельности

Необходим для оформления любого проекта....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Развивающая среда организуется таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, к исследованию, к саморазвитию.Дети должны иметь возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности....

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...