Конспект урока для 5 класса по теме: "Вычисление на компьютере с помощью калькулятора. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций"
план-конспект урока (информатика и икт, 5 класс) по теме

Трусова Зинаида Анатольевна

Тема урока: Вычисление на компьютере с помощью калькулятора. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций.

конспект урока

презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_5_klassa.zip2.71 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Вычисление на компьютере с помощью калькулятора. Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций.

Цели урока:

Сформировать у учащихся навыки работы с «Калькулятором»

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с приспособлениями для вычислений древних времен;
  2. познакомить учащихся с программой Калькулятор;
  3. формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора

Ход урока

Мотивационный этап

Учащимся предлагается следующая ситуация. (Слайд 1)

«Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:

  • принтер по цене 5360 р. – 5 штук,
  • сканер по цене 4600 р. – 8 штук,
  • клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,
  • колонки по цене 800 р. – 3 штуки,
  • ноутбук по цене 21600 р. – 15 штук»

Вопрос к учащимся: «Сколько времени Вам понадобится, чтобы назвать покупателю итоговую сумму, при условии, что вычисления нужно производить без использования специальных устройств?»

Скорей всего понадобится достаточно много времени, так как вычисления громоздкие.

— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?

Возможные ответы: кассовый аппарат, калькулятор, телефон, компьютер.

Сегодня речь пойдет об одном из таких «помощников» - компьютерном калькуляторе.

Тема урока: «Калькулятор – помощник математиков» (Слайд 2)

Этап постановки целей урока

(Слайд 3) Сегодня на уроке мы с вами:

  • узнаем, какие приспособления для вычислений использовались с древних времен;
  • познакомимся с программой Калькулятор;
  • выполним простые и сложные вычисления.

Этап ознакомления с новым материалом

Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времен изобретали различные приспособления.

(Слайд 4) В Древней Греции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.

(Слайд 5) В Древнем Китае — приспособление суан-пан,которое очень похоже на обыкновенные счеты.

(Слайд 6) До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.

(Слайд 7) Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммирующая машина, выполняющая сложение и вычитание.

(Слайд 8) В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера. К арифмометрам Однера относится знаменитый «Феликс».

(Слайд 9) В 1967 году Джек Килби вместе с двумя другими инженерами, работающими на компанию «Тексас Инструменте», создали самый первый ручной электронный калькулятор.

(Слайд 10) А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали. Сопоставьте слова из столбцов.

На смену всем рассмотренным приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» — калькулятор.

При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор.

(Слайд 11) Посмотрите, как похожи окно этой программы и настоящий калькулятор. Если вам знаком настоящий калькулятор, то освоение виртуального не составит труда.

(Слайд 12) Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск"Программы"Стандартные"Калькулятор

(Слайд 13) У Калькулятора есть два вида: обычный и инженерный. Пока что нам достаточно функций режима Обычный.

Учитель выдает каждому учащемуся вид Калькулятора, с обратной стороны – клейкая лента. Учащиеся вклеивают раздаточный материал в тетради.

http://festival.1september.ru/articles/615904/f_clip_image002.jpg

(Слайд 14) Учащиеся подписывают элементы интерфейса программы

http://festival.1september.ru/articles/615904/f_clip_image004.jpg

Числовые кнопки выводят в поле ввода цифры. Набирать числа можно с помощью числовой панели или дополнительного поля на клавиатуре, а также с помощью мыши в программе Калькулятор.

(Слайд 15) Обратите внимание, что некоторые знаки арифметических действий отличаются от тех, которые мы используем в математике. Попробуйте назвать их.

(Слайд 16) Проверка

(Слайд 17) Рассмотрим значения еще трех, необходимых для вычислений, кнопок.

Backspace – удаление последней введенной цифры

Пример: 467 → Backspace

результат: 46

CE – удаление последнего введенного числа

Пример: 15+2 → CE →5

результат: 20

C – полностью очищает калькулятор (кроме памяти)

Пример: 15+5 → C

результат: 0

(Слайд 18) Часто при решении сложных задач требуется запомнить промежуточный результат. Для этого в программе Калькулятор предусмотрены кнопки:

MC (Memory Clear) – очистка ячейки памяти

MR (Memory Read) – чтение из памяти

MS (Memory Set) – запись числа в память

M+ – прибавление числа из поля ввода к числу из памяти

Этап применения знаний на практике

Теперь можно приступить к практике. Начнем с простой задачи.

(Слайд 19) Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?

Задача сводится к нахождению суммы чисел 154 и 292. По предложенному алгоритму выполните вычисление

(Слайд 20) А сейчас немного магии.

Задумайте любое трехзначное число.

Запишите его в поле ввода

Умножьте задуманное число на 3

К ответу прибавьте 9

К ответу прибавьте 15

Из ответа вычтите 3

Разделите ответ на 3

Вычтите из ответа задуманное число.

У вас получилось число 7

(Слайд 21) Попробуйте самостоятельно решить предложенные задания.

  • Введите число, состоящее из девяти единиц, и разделите его на 9. Каких цифр нет в получившемся числе?
  • В сутках 24 часа. Сколько часов в неделе?
  • 35*5+89=
  • 589+235-694=
  • 45*8/4=

Физкультминутка

Работа с вычислениями, выполняемыми на компьютере, требует особой внимательности и напряжения глаз. Поэтому прежде чем перейти к сложным примерам давайте проведем гимнастику для глаз (Слайд 22 - Слайд 26)

Немного отдохнули! Теперь вернемся к задаче, которую рассматривали в начале урока, но немного упростим ее. (Слайд 27). Решение задачи сводится к выражению 5360*5+4600*8=

(Слайд 28) Для начала определим порядок действий. На уроках математики вам говорили, что действия выполняются в следующем порядке: действия в скобках, умножение и деление, сложение и вычитание.

(Слайд 29) Чтобы не запутаться, будем поэтапно выполнять каждый шаг для решения этого выражения в программе.

(Слайд 30) Следующий пример также разберем вместе, чтобы запомнить алгоритм выполнения.

(122-6)*(3+5)=

(Слайд 31) Теперь попробуйте самостоятельно решить пример (124*5)+(66/2)=

Этап подведения итогов урока

(Слайд 32) Учащимся предлагается продолжить фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

У меня получилось …

Этап постановки домашнего задания

(Слайд 33)

1.11 стр. 28

(При создании данного конспекта использовались материалы из сети Интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (теория вероятностей и статистика + информатика) по теме «Вычисление простейших статистических характеристик с помощью формул ЭТ Excel»

Изучение "Элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей" начинается уже с 5 класса (в учебнике Виленкина Н.Я. и др. встречаются комбинаторные задачи), но изучение теоретического ма...

Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"

Тема:"Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла Тип урока:   комбинированныйВид урока:   урок-практикум,  урок систематизации и обобщения знанийЦели урока...

Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"

Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения....

Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".

Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживат...