Рабочая программа по информатике 10 класс Поляков профильный курс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Урьяш Надежда Михайловна

Рабочая программа и планирование 10 класс Поляков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_10_klass.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа углублённого курса по предмету «Информатика» основана на учебно-методическом комплекте

К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина(далее УМК),обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС),

который включает в себя учебники:

• «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»

• «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»

завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебникиявляются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников,входят:

• данная авторская программа по информатике;

• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

• материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

• методическое пособие для учителя;

• комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

• сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учебники «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 и 11 классах в состав учебного плана в объеме 276 часов (полный углублённый курс).

Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что еёосновная целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computerscience.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей.Она включает в себя три крупные содержательные линии:

• Основы информатики

• Алгоритмы и программирование

• Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Программы углубленного уровня рассчитанына 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 140 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами;владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Содержание учебного предмета

В содержании предмета «Информатика» в учебникахдля 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:

I. Основы информатики

• Техника безопасности. Организация рабочего места

• Информация и информационные процессы

• Кодирование информации

• Логические основы компьютеров

• Компьютерная арифметика

• Устройство компьютера

• Программное обеспечение

• Компьютерные сети

• Информационная безопасность

II. Алгоритмы и программирование

• Алгоритмизация и программирование

• Решение вычислительных задач

• Элементы теории алгоритмов

• Объектно-ориентированное программирование

III. Информационно-коммуникационные технологии

• Моделирование

• Базы данных

• Создание веб-сайтов

• Графика и анимация

• 3D-моделирование и анимация

Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.

В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.

В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.

Тематическое планирование к учебнику информатики

К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

полный углублённый курс, по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 276 часов)

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Раздел учебника

Дата проведения занятия

лаборат. и практ. работы

контр. работы

самост. работы

план

факт

урока

п/п

Компьютер для начинающих

1

Техника

безопасности.

Организация

рабочего места.

1

1-6.09

2

Информатика и

информация.

Информационные

процессы.

1

1-6.09

3

Измерение

Информации

1

1-6.09

4

Структура

информации

(простые

структуры).

1

1-6.09

5

Иерархия.

Деревья.

1

6

Графы.

1

7

Язык и алфавит.

Кодирование

1

8

Декодирование.

1

9

Дискретность.

1

10

подход к оценке

количества

информации.

1

11

Системы счисления.

Позиционные

системы счисления

1

12

Двоичная система

счисления.

1

13

Восьмеричная

система счисления

1

14

Шестнадцатеричная

система счисления

1

15

Другие системы

Счисления

1

16

Контрольная работа

по теме «Системы

счисления».

1

17

Кодирование

символов.

1

18

Кодирование

графической

информации.

1

19

Кодирование

звуковой

информации.

Кодирование

видеоинформации.

1

20

Контрольная работа

по теме

«Кодирование

информации».

1

Логические основы компьютеров

21

Логика и

компьютер.

Логические

операции.

1

22

Логические

операции.

1

23

Практикум: задачи

на использование

логических

операций и

таблицы

истинности.

1

24

Диаграммы Эйлера-

Венна.

1

25

Упрощение

логических

выражений.

1

26

Синтез логических

выражений.

1

27

Предикаты и

кванторы.

1

28

Логические

элементы

компьютера.

1

29

Логические задачи

1

30

Контрольная работа

по теме

«Логические

основы

компьютеров».

1

Компьютерная арифметика

31

Кодирование

символов.

1

32

Хранение в памяти

целых чисел.

1

33

Арифметические и

логические

(битовые)

операции. Маски

1

34

Арифметические и

логические

(битовые)

операции. Маски

1

35

Хранение в памяти

вещественных

чисел.

1

36

Выполнение

арифметических

операций с

нормализованными

числами.

1

Устройство компьютера

37

История развития

вычислительной

техники.

1

38

История и

перспективы

развития

вычислительной

техники.

1

39

Принципы устройства

компьютеров.

1

40

Магистрально- устройства.

модульная

организация

компьютера.

1

41

Процессор.

1

42

Моделирование

работы процессора

1

43

Память.

1

44

Устройства ввода

1

45

Устройства вывода

1

Программное обеспечение

46

Что такое

программное

обеспечение?

Прикладные

программы.

1

47

Практикум:

использование

возможностей

текстовых

процессорах

(резюме).

1

48

Практикум:

использование

возможностей

текстовых

процессоров

(проверка

орфографии,

тезаурус, ссылки,

сноски).

1

49

Практикум: коллективная

работа над текстом;

правила

оформления

рефератов; правила

цитирования

источников.

1

50

Практикум: набор и

оформление

математических

текстов.

1

51

Практикум:

знакомство с

настольно-

издательскими

системами.

1

52

Практикум:

знакомство с

аудиоредакторами.

1

53

Практикум:

знакомство с

видеоредакторами.

1

54

Системное

программное

обеспечение.

1

55

Практикум:

сканирование и

распознавание

текста.

1

56

Системы

программирования.

1

57

Инсталляция

программ.

1

58

Правовая охрана

программ и данных.

1

Компьютерные сети

59

Компьютерные сети. Основные

Понятия

1

60

Локальные сети

1

61

Сеть Интернет

1

62

Адреса в

Интернете.

1

63

Практикум:

тестирование сети

1

64

Всемирная паутина.

Поиск информации

в Интернете.

1

65

Электронная почта.

Другие службы

Интернета.

1

66

Электронная

коммерция.

1

67

Интернет и право.

Нетикет.

1

Алгоритмизация и программирование

68

Простейшие

программы.

1

69

Вычисления.

Стандартные

функции.

1

70

Условный

оператор.

1

71

Сложные условия

1

72

Множественный

выбор.

1

73

Практикум:

использование

ветвлений

1

74

Контрольная работа

«Ветвления».

1

75

Цикл с условием

1

76

Цикл с условием.

1

77

Цикл с переменной

1

78

Вложенные циклы

1

79

Контрольная работа

«Циклы».

1

80

Процедуры.

1

81

Изменяемые

параметры в

процедурах.

1

82

Функции.

1

83

Логические

функции.

1

84

Рекурсия.

1

85

Стек.

1

86

Контрольная работа

«Процедуры и

функции».

1

87

Массивы. Перебор

элементов массива.

1

89

Линейный поиск в

массиве.

1

90

Поиск

максимального

элемента в массиве.

1

91

Алгоритмы

обработки массивов

(реверс, сдвиг).

1

92

Отбор элементов

массива по

условию.

1

93

Сортировка

массивов. Метод

пузырька.

1

94

Сортировка

массивов. Метод

выбора.

1

95

Сортировка

массивов. Быстрая

сортировка.

1

96

Сортировка

массивов. Быстрая

сортировка.

1

97

Контрольная работа

«Массивы».

1

98

Символьные

строки.

1

99

Функции для

работы с

символьными

строками.

1

100

Преобразования

«строка-число».

1

101

Строки в

процедурах и

функциях.

1

102

Рекурсивный

перебор.

1

103

Рекурсивный

Перебор

1

104

Сравнение и

сортировка строк.

1

105

Практикум:

обработка

символьных строк

1

106

Контрольная работа

«Символьные

строки».

1

107

Матрицы.

1

108

Матрицы.

1

109

Файловый ввод и

вывод.

1

110

Обработка

массивов,

записанных в

файле.

1

111

Обработка строк,

записанных в

файле.

1

112

Обработка

смешанных

данных,

записанных в

файле.

1

113

Контрольная работа

«Файлы».

1

Решение вычислительных задач

114

Точность

Вычислений

1

115

Решение

уравнений. Метод

перебора.

1

116

Решение

уравнений. Метод

деления отрезка

пополам.

1

117

Решение уравнений

в табличных

процессорах.

1

118

Дискретизация.

Вычисление длины

кривой.

1

119

Дискретизация.

Вычисление длины

кривой.

1

120

Оптимизация.

Метод дихотомии.

1

121

Оптимизация с

помощью

табличных

процессоров.

1

122

Статистические

расчеты.

1

123

Условные

вычисления.

1

124

Обработка

результатов

эксперимента.

Метод наименьших

квадратов.

1

125

Восстановление

зависимостей в

табличных

процессорах

1

Информационная безопасность

126

Вредоносные

программы.

1

127

Защита от

вредоносных

программ.

1

128

Что такое

шифрование?

Хэширование и

пароли.

1

129

Современные

алгоритмы

шифрования.

1

130

Стеганография.

1

131

Безопасность в

Интернете.

1

Резерв

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) для 10-11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов с углубленным изучением информатики  (учебник Н. Угринович )....

Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 ч в неделю)

Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 часа в неделю) является модификацией программы Н.Д. Угриновича для профильных классов...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) 11 класс

программа по информатике 11 класс (профильный уровень)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (Профильный уровень авт. Н.Д. Угринович)

Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.  Задачи:  • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллекту...

Рабочая программа по информатике для 10 (профильного) класса по УМК Поляков К. Ю, Еремин У. А.

Рабочая программа составлена на основе Авторской программы курса «Информатика   и  ИКТ» (углубленный уровень) для старшей школы.  Авторы: К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. (4 часа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов «В мире компьютерных технологий: Компьютерное делопроизводство»

Рабочая программапо информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов«В мире компьютерных технологий: Компьютерное делопроизводство»учителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов «Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishen в проектной деятельности учащихся»

Рабочая программапо информатике и ИКТ (элективного курса) для 9 классов«Использование Microsoft Power Point и Microsoft Publishenв проектной деятельности учащихся»учителя информатики и ИКТВоробьё...