Внеклассное мероприятие "Информационный калейдоскоп"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Ильясов Рафет Иззетович

Внеклассное мероприятие для 8-9классов. Проводится для повышения кругозора и проверки уровня знания учащихся.Состоит из 7-ми туров и игры со зрителями. Проводится по мотивам игры "Счастливый случай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

Внеклассное мероприятие

«Информационный калейдоскоп»

для 8-9-х классов

Разработал:  учитель информатики 

            Ильясов Р.И.

г.Новошахтинск

2011год.


Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике  предназначена для учащихся 8-9  классов.

Задачи:

  • Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • Развитие логических способностей

Цели мероприятия: 

  • Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
  • Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

Оборудование и материалы: 

  • листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
  • бланк для жюри
  • листы ответов для жюри
  • оформление доски: название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
  • призы

Организация мероприятия 

  • 3 команды по 3 человек в каждой
  • Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие соперникам и 2 вопроса

Ход соревнования

Учитель: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

1  тур.  Он  называется  "Вопрос-ответ." 

Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше". (1 балл правильный ответ) (3 мин) 

Вопросы для команды 1. 

  1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.                                                                /информатика/
  2. Последовательность действий.                                         /алгоритм/
  3. Устройство ввода информации                                        /клавиатура/
  4. Набор символов алфавита русского языка.                        /кириллица/
  5. Сколько байт в одном килобайте.                                 /1024/
  6. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа.                                                                                                /сканер/

Вопросы для команды 2. 

  1. Минимальная единица измерения кол-ва информации.                /бит/
  2. Перечень файлов                                                                 /каталог/
  3. Пересылка данных с носителя данных в основную память         /загрузка/
  4. Универсальное электронное устройство обработки информации         /ЭВМ/
  5. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране         /курсор/
  6. Алгоритм, записанный на языке программирования                         /программа/

Вопросы для команды 3. 

  1. Центральное устройство компьютера                /процессор, системный блок/
  2. Сколько бит в одном байте                                         /8/
  3. Поименованная область внешней памяти                         /файл/
  4. Программы для подключения внешней памяти                 /драйверы/
  5. Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим программам                                                                 /вирус/
  6. Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер.                                                                 /магнитный диск/

Жюри подводит итоги этого тура

Второй тур называется "Заморочки" 

2 гейм. “Заморочки” (5 мин)

Сейчас вы по очереди будете доставать бочонки с номерами вопросов и получите задания (по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстроту)

1 .Волк, коза и капуста. 

Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взятьс собой или одно животное или капусту.

Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой, т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?

Составьте алгоритм переправы на другой берег.

2. Переливашка 

Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л. воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )

3. Золотой ключик 

Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста"; а на зелёной - "Здесь сидит змея ".  Все надписи неверны. Где золотой ключик ?                                                ( ответ - в зелёной ) 

Игра со зрителями.

Встреча подруг 

Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет?

(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном) 

 Третий тур. Ты мне - я тебе. 

Команды обмениваются заранее подготовленными вопросами (по 2  вопроса)

Четвертый тур. Склейка слов. 

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.  Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар         -         кон

диск         -         анда

тур         -         оса

тет         -         ма

ком         -         ета

зво         -         радь

пол         -         нир

бал         -         нок

фор         -         ник

Пятый тур  «Конкурс капитанов»

Настало время показать себя капитанам. 

Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 

  1. Зиздема.
  2. Индафордамадатидакада.
  3. Мтирогла.

 Ответы: 

  1. Система. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
  2. Информатика.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог да)
  3. Алгоритм. (способ кодирования: слово пишется наоборот)

Жюри объявляет счет 

Шестой  тур  «Конкурс – прочти слова» (5 мин.)

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Задание 
Конкурс – прочти слова

Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.

Седьмой тур «Опознай пословицу»

Этот конкурс можно провести, используя заранее подготовленную презентацию или с помощью шкатулки. В шкатулку поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.  

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят

Утопающий за F1 хватается

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

 

Всяк кулик свое болото хвалит.

Жюри проводит итоги этого гейма, подсчитываю балы всего конкурса и объявляют победителя, а пока

Игра со зрителями -  «Закончи стихотворение»

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ... М Ы Ш К А.

А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это ... Д Ж О Й С Т И К

Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей

Размещается ... Д И С П Л Е Й.

Около дисплея - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ... С И С Т Е М Н Ы М

По клавишам прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот - ... К Л А В И А Т У Р А.

В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится ... Д И С К Е Т А.

И компьютеры порой

Говорят между собой,

Но для этого одна

Им штуковина нужна.

К телефону подключил -

Сообщение получил!

Вещь, известная не всем!

Называется ... М О Д Е М.

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые - строчка к строчке -

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ... П Р И Н Т Е Р.

А сейчас у нас игра со зрителями.

Игра со зрителями

  1. Какое из 2-х сообщений содержит меньше информации с точки зрения информатики?

А. Backspase

B. Computer  

  1. Иван нажимает клавиши клавиатуры со скоростью 2 клавиши в сек. За сколько сек. Иван передает информацию с листочка на экран  компьютера «Крокодил Гена»  (7)
  2. Память компьютера состоит из ячеек, которые называют байтами. В одном байте может хранится один символ. Сколько байт нужно для хранения сообщения «Что за шум?»  (13)
  3. Какой информационный процесс имеет место при печати текста на принтере?

А.Обработка

Б. Передача 

В. Обработка и хранение

5.        Какое устройство относится к устройствам ввода текстовой информации?
А. Текстовый редактор
Б. Экран дисплея
В.
Клавиатура 
Г. Магнитный диск
Д. Процессор


Конкурс

Максимальный бал

1 команда 

2 команда 

3 команда 

Представление команд 

2

1.Вопрос-ответ

1б.правильн.ответ

2. Заморочки

5 б+1б за быстр.

3.Ты мне – я тебе

1б.правильн.ответ

4.Склейка слов

5

5.Конкурс капитанов 

5

6.Прочти слова 

3+1 за скорость

7.Опознай  пословицу

5

Всего:

Конкурс

Максимальный бал

1 команда 

2 команда 

3 команда 

Представление команд 

2

1.Вопрос-ответ

1б.правильн.ответ

2. Заморочки

5 б+1б за быстр.

3.Ты мне – я тебе

1б.правильн.ответ

4.Склейка слов

5

5.Конкурс капитанов 

5

6.Прочти слова 

3+1 за скорость

7.Опознай  пословицу

5

Всего:

Конкурс

Максимальный бал

1 команда 

2 команда 

3 команда 

Представление команд 

2

1.Вопрос-ответ

1б.правильн.ответ

2. Заморочки

5 б+1б за быстр.

3.Ты мне – я тебе

1б.правильн.ответ

4.Склейка слов

5

5.Конкурс капитанов 

5

6.Прочти слова 

3+1 за скорость

7.Опознай  пословицу

5

Всего:

Листок ответов 

1тур. «Вопрос-ответ» 

1 команда 

  1. Информатика
  2. Алгоритм
  3. Клавиатура
  4. Кириллица
  5. 1024
  6. Сканер

2 команда 

  1. Бит
  2. Каталог
  3. Загрузка
  4. ЭВМ
  5. Курсор
  6. Программа

3 команда 

  1. Процессор, системный блок
  2. 8
  3. Файл
  4. Драйверы
  5. Вирус
  6. Магнитный диск

Заморочки

Переливашка

наполнить 8-литровый кувшин водой из реки

наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового

вылить воду из 3-литров. Кувшина

наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового

вылить воду из 3-литров. Кувшина

оставшиеся в 8-литров.кувшине 2 литра перелить в 3-литров.кувшин(теперь в него можно долить только 1 литр)

наполнить 8-литровый кувшин водой из реки

долить 3-литров.кувшин из 8-литров.(теперь в 8 литов.=7 литров воды)

Золотой ключик 

В зеленой

Встреча подруг 

(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном) 

Склейка слов

Парник

Дискета

Турнир

Тетрадь

Комета

Звонок

Полоса

Балкон

Форма

Конкурс капитанов 

  1. Система (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
  2. Информатика  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог да)
  3. Алгоритм (способ кодирования: слово пишется наоборот)

Конкурс – прочти слова

  1. Бейсик
  2. Память
  3. Пароль
  4. Курсор
  5. Сервер
  6. Кнопка
  7. Массив
  8. Истина
  9. Версия

«Опознай пословицу»

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.  

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят

Утопающий за F1 хватается

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

 

Всяк кулик свое болото хвалит.

Игра со зрителями 

  1. Computer
  2. 7
  3. 13
  4. Б
  5. В

1 .Волк, коза и капуста. 

Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взятьс собой или одно животное или капусту.

Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой, т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?

Составьте алгоритм переправы на другой берег.

2. Переливашка 

Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л. воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )

3. Золотой ключик 

Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста"; а на зелёной - "Здесь сидит змея ".  Все надписи неверны. Где золотой ключик ?                

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.  Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар         -         кон

диск         -         анда

тур         -         оса

тет         -         ма

ком         -         ета

зво         -         радь

пол         -         нир

бал         -         нок

фор         -         ник

__________________________________________________________

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.  Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар         -         кон

диск         -         анда

тур         -         оса

тет         -         ма

ком         -         ета

зво         -         радь

пол         -         нир

бал         -         нок

фор         -         ник

__________________________________________________

С помощью ЭВМ можно решать различные задачи, в том числе и обработка текстов.  Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

пар         -         кон

диск         -         анда

тур         -         оса

тет         -         ма

ком         -         ета

зво         -         радь

пол         -         нир

бал         -         нок

фор         -         ник

Конкурс – прочти слова

Конкурс – прочти слова

Конкурс – прочти слова

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 

  1. Зиздема.
  2. Индафордамадатидакада.
  3. Мтирогла

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 

  1. Зиздема.
  2. Индафордамадатидакада.
  3. Мтирогла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

Внеклассное занятие : «Калейдоскоп профессий».

Внеклассное занятие "Калейдоскоп профессий".Цель: через выполнение различных заданий закрепить и проверить знания воспитанников о различных профессиях. Развивать интерес к профессиям. Формировать умен...

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп здоровья»

Для мероприятия я постаралась отобрать такой материал, чтобы достичь результата- заинтересовать детей. Чтобы игра получилась более интересной, я придумала задания разного характера....

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....

Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп профессий"

Формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях....

Разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп" по русскому языку и литературе

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе "Калейдоскоп наук"...

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова

Поэтический час             Открытое внеклассное мероприятие «Калейдоскоп воспоминай», посвящённое 100-летию со Дня рождения К.М. Симонова,...