Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС
статья по информатике и икт на тему

Лопаткина Татьяна Александровна

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по информатике

в начальной школе  

Учитель информатики  МАОУ «СОШ №45»

Лопаткина Татьяна Александровна

Информатика в начальную школу пришла. Но любого думающего педагога одолевает вопрос: "А хорошо ли это все для малыша, не отнимаем ли мы информатикой у него то время, когда можно понаблюдать за головастиками в луже, просто посидеть у окна и посмотреть, кто приехал во двор, кто пришел?" Другими словами, не лишаем ли мы малышей детства в нашем понимании (а скорее воспоминании), втягивая их во "взрослый" сверх уплотненный мир?

        Без сомнения, вопросы эти очень важны. Ответом на них, с моей точки зрения, будет та жизнь, которую построят сегодняшние малыши, те школьники, которых мы пытаемся обучать азам информатики. Мы же должны по-прежнему задавать себе вопросы:
     Чему учить малышей на уроках информатики, кружках информатики? должен ли предмет "информатика" быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику — учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос — как учить малышей? 

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Я остановлюсь на познавательных учебных действиях, которые включают в себя: логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Какими логическими учебными действиями должен обладать ученик начальной школы?

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Следует отметить, что в новом Государственном стандарте начальной школы, как раз информатике, отводится важная роль в развитии логического мышления: Основная задача  обучения информатике в начальных классах звучит так: «Младшими школьниками необходимо овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов».

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в начальной школе его использование необязательно.

В нашей школе  учебно-методический материал по курсу начальной школы состоит из четырех комплектов: учебников-тетрадей Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах». В состав каждого комплекта входят 2 (или 4) учебные тетради для учащихся (по одной на полугодие), 4 методических пособия для учителя (по одному на комплект) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и должен изучаться в 1 классе по программе 1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7—8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—4. В материалах комплектов № 1 и № 2 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. В нашей школе информатика ведется с 3 класса. При проведении   занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 3 и далее обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается    контрольной работой по теме:

Методы и формы обучения информатике, которые целесообразно использовать в младших классах

       В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.

Игровые методики

         В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

         Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.

         Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

         Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

       Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

       Игра дает понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

           Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик. Современному учителю чрезвычайно важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Игры, использующиеся в обучении, делятся на:

  • ролевые,
  • организационные,
  • деловые.

Эвристический метод обучения информатике в младших классах.

       Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Ученики являются "пассивными игроками".

      Цель эвристического метода — создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.).

Цель курса, изучаемого в нашей школе: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий, используя возможности ИКТ технологий.

Основные задачи обучения:

  • развитие логического и алгоритмического мышления;
  • развитие воображения;
  • обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов

Занятие рассчитано на 45 минут.

Модель занятия такова:

  • Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—5 мин);
  • Выполнение заданий на тренировку и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
  • Весёлая переменка (3-5 минут)
  • Работа за компьютером (15-20 мин)

Разминка

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Следующий этап  состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Как показывает  опыт,  в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов  развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой

Веселая переменка

Динамическая пауза, весёлые физкультминутки, гимнастика для глаз.

Работа на компьютере

С тем, что информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека уже никто не спорит. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности;
  •  достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
  •  развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  •  повышение  активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • развитие информационного мышления школьников,  формирование информационно- коммуникационной компетенции;
  •  приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Компьютерная поддержка курса

Возрастные особенности младших школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют её характер, место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение.

При использовании ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Внедрение нами информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими  позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • у младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия.
  • Когда большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Исходя из этого были выбраны следующие обучающие программы.

Tux Paint  

В пропедевтическом курсе информатики уделяется большое внимание компьютерной графике и, в частности, графическому редактору Tux  Paint.

Знания, полученные при изучении данного графического редактора учащиеся могут использовать на уроках чтения, ИЗО, технологии. Умения создавать изображения можно использовать в докладе, статье, мультимедиа-презентации.

Tux Paint  – свободно распространяемая программа для рисования, ориентированная на детей. Графический редактор Tux Paint позволяет создавать изображения, сохранять их в собственном формате, печатать.

                                         Gcompris

Название переводится с французского языка j'ai compris «я понял!».Официальный сайт - http://gcompris.net/ Пакет состоит из 80 различных игр , сгруппированных в 8 категорий.

Игры адресованы прежде всего детям дошкольного и младшего школьного возраста, персонажи игр яркие и привлекательные, имеется звуковое сопровождение.

Это красочный набор задачек, понятных детям от 3 до 8 лет решение которых научит обращаться с клавиатурой и мышью, читать, рисовать, в увлекательной форме посвятит в основы естественных наук (математика, физика, география) и некоторых популярных игр.

GCompris бесплатно распространяется под Linux.

«Страна Фантазия»

Прикладной программный пакет содержит игры и задачи на формирование алгоритмического мышления, нестандартные  математические задачи и упражнения на формирование навыков работы на компьютере.

Заключение.

       Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что игровые и эвристические методы обучения младших школьников наиболее приемлемы при изучении информатики, так как использование этих методов развивает интерес учащихся к изучению информатики как науки.

        В классах, где преподавание информатики началось на первой ступени обучения гораздо больший интерес к предмету и значительно выше качество.  

    Тем самым можно сделать вывод, что преподавание информатики необходимо начинать с младшего школьного возраста, путем использования наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения.

       Воспитать социально-адаптированную личность невозможно без обучения информатике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе Лопаткина Татьяна Александровна, учитель информатики МАОУ «СОШ № 45» , Октябрьский район, г.Саратов

Слайд 2

Какими логическими учебными действиями должен обладать ученик начальной школы? анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения , классификации объектов; установление причинно-следственных связей , представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений , анализ истинности утверждений; доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование .

Слайд 3

Курс «Информатика в играх и задачах» Горячева А.В. Образовательная программа к курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа представляет преподавание информатики в виде развивающего курса информатики для начальной школы. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, используя возможности ИКТ технологий.

Слайд 4

Основные задачи обучения: развитие логического и алгоритмического мышления; развитие воображения; обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов.

Слайд 5

Модель занятия такова: Разминка : короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3— 5 мин); Выполнение заданий на тренировку и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут) Весёлая переменка (3-5 минут) Работа за компьютером (15 мин) Рефлексия (5 мин)

Слайд 6

Теоретическая часть занятия

Слайд 10

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой

Слайд 11

Робот делает зарядку И считает по порядку… Веселая переменка

Слайд 12

Плюсы использования современных информационных технологий активизация познавательной деятельности; достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения; повышение активности и инициативности младших школьников на уроке; развитие информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Слайд 13

Компьютерная поддержка курса Графический редактор Tux Paint Образовательный пакет программ GCompris «Страна Фантазия»

Слайд 14

Графический редактор Tux Paint В пропедевтическом курсе информатики уделяется большое внимание компьютерной графике и, в частности, графическому редактору Tux Paint . Знания, полученные при изучении данного графического редактора учащиеся могут использовать на уроках чтения, ИЗО, технологии. Умения создавать изображения можно использовать в докладе, статье, мультимедиа-презентации. Tux Paint – свободно распространяемая программа для рисования, ориентированная на детей. Графический редактор Tux Paint позволяет создавать изображения, сохранять их в собственном формате, печатать.

Слайд 15

Название переводится с французского языка j'ai compris «я понял!». Официальный сайт - http :// gcompris .net/ Пакет состоит из 80 различных игр , сгруппированных в 8 категорий. Игры адресованы прежде всего детям дошкольного и младшего школьного возраста, персонажи игр яркие и привлекательные, имеется звуковое сопровождение. Это красочный набор задачек, понятных детям от 3 до 8 лет решение которых научит обращаться с клавиатурой и мышью, читать, рисовать, в увлекательной форме посвятит в основы естественных наук (математика, физика, география) и некоторых популярных игр. GCompris бесплатно распространяется под Linux. Образовательный пакет программ GCompris

Слайд 16

Результаты изучения курса Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать правильный выбор как поступить. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; Использовать простейшие модели (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;-выявлять закономерности и проводить аналогии

Слайд 17

Вывод В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Слайд 18

Детей всех учат «под одну гребенку», Стремятся информацией снабдить, Перегружают бедного ребенка. А ему лишь надо научиться ЖИТЬ! Его должны мы подготовить к пониманью Всей жизни смысла наперед, Что все едино в этом мирозданье, И по одним Законам все живет. Наполнить жизнь его добром и красотой, Раскрыть и углубить его сознанье, Он в жизнь приходит не пустой – С потенциалом скрытых знаний. Из прошлых жизней он несет с собой Способности, возможности, таланты. И мы должны с любовью, добротой Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты. (отрывок) Н. Комисаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по информатике в начальной школе

Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"  в начальной школе. ФГОС....

ПРОГРАММА "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА"для начальной школы в рамках ФГОС

программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей в рамках ФГОС рассчитана на обучающихся начальной школы...

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ №2» в рамках введения ФГОС нового поколения.

Представлен опыт МБОУ "Седельниковская СШ №2" по организации внеурочной деятельности для младших школьников...

Формирования УУД через Игровые Технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат....

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной школе в рамках ФГОС.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 47 с УИОП»                                    В данной статье рассказы...