Мотивация как стимул изучения предмета информатика
статья по информатике и икт (7 класс) по теме

Пинчук Надежда Анатолиевна

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной,  социальной, экономической и производственной деятельности. К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования.

Если раньше считалось, что ученик на выходе  из учебного заведения должен обладать определенной суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника,  умеющего  ориентироваться в меняющихся  жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.

Чаще всего учителю приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Учащиеся по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников [13, c. 120]».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мотивация как стимул30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация как стимул изучения предмета информатика

Пинчук Надежда Анатолиевна, учитель информатики

МБОУ СОШ №32, Сургут

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной,  социальной, экономической и производственной деятельности. К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования.

Если раньше считалось, что ученик на выходе  из учебного заведения должен обладать определенной суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника,  умеющего  ориентироваться в меняющихся  жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. 

Чаще всего учителю приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Учащиеся по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников [13, c. 120]».

Не вызывает сомнения тот факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету, в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка однообразным учебным материалом;
  • несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
  • ограниченные возможности для творческого самоуправления. 

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

  1. Содержание учебного материала.
  1. Игра «Назови признаки объекта». 7 класс
  1. Концентрация мыслительных возможностей на одном предмете, помещая его в разные ситуации и, создавая таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами.
  2. Задание «Назовите как можно больше признаков объекта». Называется какой-либо объект. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, автомобиль и др. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого объекта. Например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.
  1. Узнай объект по описанию.
  1. Перечисляются признаки объекта (тема "Объект и его признаки"):

            1.2.1.1.сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

   1.2.2. Тема "Органы чувств" (урок первый)). Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного,  находящегося среди  представленного на   листе ряда:

5 глаз, и все на руках (морская звезда);

животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

животное, которое "видит" носом (дельфин);

животное,  у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);

животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);

животное, которому нос может заменить глаза (собака);

этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);

животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);

животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);

у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);

глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);

животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

  1. Организация учебной деятельности.

3. Коллективные формы учебной деятельности. Работа в группах. Создание проекта на заданную тему.

4. Оценка учебной деятельности

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности.  Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению знаниями по предмету информатика учитель решает  следующие задачи:

1. Настроить учащихся на рабочий лад.

2. Формировать у учащихся определенные навыки.

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Умение грамотно говорить.

4. Развивать необходимые способности и психологические функции.

5.Расширить познания учащихся в сфере информатики. Для этого используются викторины, конкурсы, олимпиады.

7. Расширить словарный запас школьников.

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть физминутки.

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации.

 Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение,   видеоуроки, уроки - игры, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”.

Подведя итог вышесказанному, мы имеем, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.

Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. 

Литература

  1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 120.  
  2. Кларин М.В. Обучение на основе полного усвоения
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  4. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. - 2000. - № 2 - с. 67-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Проектное обучение – фактор эффективности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики

     В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается необходимость «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использов...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....

Результаты изучения предмета информатика и ИКТ

Очень удобно воспользоваться данным материалом. При формуловке к конкретному уроку, можно выбрать конкретные цели для данного урока.Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме,...

«Результаты исследования мотивации школьников к изучению предмета»

исследование результативности усвоения материала на основе внедрения новых стандартов...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Ученик равноправный партнер в творчестве. Как повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.

Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность....