Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.
рабочая программа (5 класс) по теме

Любовь Николаевна Жак

 

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_masterskie.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Жак Любовь Николаевна, учитель математики,

МБОУ СОШ №1 г.Оханск Пермский край.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

(Из опыта работы 2013 год)

      Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и разработать программу развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся.

      Важнейшей задачей современной системы основного общего образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

     В более узком смысле «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли.

    В  подготовительный период к переходу на новые образовательные стандарты в основной школе, в МБОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Оханска Пермского края в 2012 – 2013 учебном году организована экспериментальная площадка по организации внеурочной деятельности в 5 классах. «Система проектных мастерских для учащихся 5 классов, как механизм формирования и развития регулятивных УУД»
(Планирование и оценка, формирование у младших подростков образовательного интереса.)

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

   В своем выступлении я сделаю акцент на то, как на протяжении всего периода работы проектной  мастерской шло формирование таких УУД, как:
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Внеурочная деятельность была организована в рамках шести проектных мастерских. Работа мастерских была построена по принципу «карусель». В течение учебного года учащиеся  посетили занятия 4 мастерских. Продолжительность работы мастерской 8 часов. Наполняемость групп 12-14 человек. Один час занятий в неделю, в классе. Допускается самостоятельная работа. Всего из учебного плана (из часов участников образовательного процесса) выделено на проведение проектной мастерской 35 часов в год. В эти часы входит время на рефлексивные паузы между учебными сессиями. (Учебная сессия – время работы  проектной  мастерской).

Работали проектные мастерские «Архитектор», «Волшебники», «Слова», «Зоопарк на ладошке», «Музыкальная открытка», «Игры».

Как учитель, я хочу видеть детей заинтересованных в качественных результатах своей учебы, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому, считаю, проектные мастерские дают отличную мотивацию для изучения на более качественном уровне учебный, предметный материал в урочное время.

Одной из главных задач деятельности проектной мастерской вижу создание обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) школьников через проектную деятельность.
     Проектное обучение, не подменяет собой содержательное предметное обучение, а построено на принципах сосуществования и взаимного  дополнения.
    Под проектной деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой задачи,  предполагающей наличие основных этапов.

     Наиболее подробно расскажу о работе проектной мастерской «Архитектор». 

Ожидаемые результаты реализации программы:
- научатся планировать – определять последовательность   действий, необходимых для достижения результата;

- научатся оценивать результат – корреляция плана и продукта:

- научатся изготавливать продукт  из многогранников;

Объекты оценивания:     План.   50 баллов   (Критерии оценки)

  1. Избыточность действий        5 баллов.

отсутствие избыточных действий -5 б.

одно избыточное действие -3б.

два избыточных действия – 1б.

более двух избыточных действий – 0б.

  1. Последовательность (5-10 шагов) 15 баллов.

соблюдена логика действий – 15 б.

нарушена один раз – 10б.

нарушена два раза – 5б.

нарушена  логика шагов более двух раз – 0б.

  1. Реалистичность 15 баллов.

(время, доступность материала, возможности, масштаб)

все учтено, нарушений нет 15б.

нарушено одно из оснований – 10б.

нарушены два основания – 5б.

нарушены более двух оснований – 0б.

      4.Корреляция плана и продукта  15баллов.

            соответствие плана и продукта – 15 б.

             нет соответствия плана и продукта – 0б

Результат  (продукт)   5о баллов

(по техническим характеристикам,  которые задают сами учащиеся)

Критерии оценки

Количество многогранников  10баллов.

- выдержано количество многогранников 10б.

 - не выдержано (больше или меньше) 5б.

Виды многогранников 10 баллов.

- выдержано количество видов многогранников 10б.

- не соответствует 5б.

Занимаемая площадь 15 баллов.

- занимаемая площадь, соответствует техническим характеристикам 15б.

- больше или меньше 5б.

Транспортабельность 15 баллов.

- переносится 15б.

- невозможно перенести 5б.

     Организация деятельности проектных мастерских:

В каждую сессию меняется  модель организации деятельности:

Первый  вариант (1 сессия) – «Коллективно - детско -взрослая».

 Как результат один общий продукт. «Плюсы» - очень быстро проявляются лидеры, легче учителю выполнять  роль консультанта и т.д. «Минусы» - сложно оценить деятельность каждого, чаще появляются «уклонисты» и др.

 Результат деятельности первой сессии старинный замок.

Второй вариант (2 сессия) – «Коллективная детская»

Продукт деятельности ротонда.

Третий вариант (3 сессия) – «Индивидуальная детская»

Результатом являются индивидуальные продукты.

Четвертый вариант (4 сессия) – на выбор учащихся: индивидуальная или мини группы 2-3 человека (2 или 3 вариант организации деятельности)

Завершением работы за учебный год была организована работа «Города  мастеров» (в течение трех дней в мае 2013 года) – это другая, не менее интересная, тема для выступления.

Содержание программы.

Мастерская «Архитектора» - будем создавать  замок, в качестве «строительного» материала  используем – многогранники.

1, 2 занятие  

а) Знакомство  учащихся и мастерской «Архитектора» выстраивается , ответив на вопросы: Кто такой архитектор?  (Создаются группы или индивидуально) Чем занимается? Что будем строить? (Выбирают эскиз, макет) Из чего? (Материал и сколько его нужно) Сколько по времени? (Временные рамки строительства) Когда презентация объекта и как она пройдет? (Оценка продукта) и др. Ученики знакомятся с требованиями к результату (с общими техническими характеристиками продукта - замка), с критериями оценивания плана.

б) Учащиеся выбирают формат реализации проекта – коллективный или индивидуальный.

в) Учащиеся определяют особые технические характеристики своего продукта- замка.

    На этом этапе ученики  выбирают  наиболее интересный эскиз замка,  определяют, какие многогранники  необходимы для реализации задуманного макета, выбирают материала для изготовления многогранников.

Ученики составляют  план работы по подготовке продукта – замка (5-10 шагов).

3,4,5 занятие      Оценивание плана.  Изготовление деталей замка   

 6 занятие            Сбор конструкции замка.

 7,8 занятие                Подведение итогов деятельности – оценивание результата деятельности (готового продукта)   в соответствии с  замыслом (общими и особенными техническими характеристиками продукта- замка)

    При организации работы проектной мастерской «Архитектор»  я опиралась на психолого  –педагогические принципы:
--Интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
--сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание: помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
--необходимо помнить о том, что возможности школьников имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ.
     Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты  второго поколения организация работы проектных мастерских  для учащихся младших школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий , воспитание ответственности  за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе в проектных мастерских. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Организация деятельности учащихся по различным моделям повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.

Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

Программа индивидуального развития ("дорожная карта") для обучающегося с повышенной мотивацией к предметам естественно-научного цикла

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественно-научного цикла

В статье описываются особенности интегрированных уроков в процессе математической подготовки, а также особенности проектно-исследовательской деятельности, интегрирующей математические и естественнонау...