ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по теме

Михальченко Юлия Анатольевна

Описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

        Описание опыта работы

        учителя информатики и физики

        муниципального

        общеобразовательного учреждения

        «Кингисеппская гимназия»

        Михальченко Юлии Анатольевны

Если можешь, иди вперед века,

если не можешь, иди с веком,

но никода не будь позади века.

В.Я.Брюсов


ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит:

«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».

Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на использовании методик активного обучения с акцентом на интерактивные формы.

Термин “интерактивные методы” связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие и вторая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера. Поскольку я учитель информатики, очевидно использование на моих уроках второго варианта.

Также разнообразить и во многом изменить уже существующие формы организации учебного процесса мне помогает использование в работе новых средств обучения. В частности применение в учебном процессе интерактивной доски. В свое время появление компьютеров в учебном процессе привело к завышенным ожиданиям результатов от индивидуальной работы учащихся с компьютером. Индивидуальная работа учеников с компьютером проявила свои минусы: кому-то легко дается общение с компьютером, у других этот процесс затруднен, в результате разница в уровнях полученных знаний значительно увеличивается. Внедрение интерактивной доски в учебный процесс позволило мне сочетать работу на компьютере и расширять возможности взаимодействия учителя и учащихся.

Интерактивная доска (далее ИД) - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают учитель, ученик и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. ИД выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность диалога, контроль за состоянием процесса.

Моделинг – процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы соучеников, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

При работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, за счет одновременной работы со всем коллективом в целом, рассматривая наиболее важные для всех учащихся моменты. ИД, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. По заданным программам интерактивная доска переключается на уроки, скажем, математики (с ее символами и набором линеек, транспортиров и так далее), географии (с географическими картами), правописания (показ правильной графики букв и цифр), биологии, химии и другие школьные предметы.

К ИД в комплекте можно установить еще и интерактивную систему для проведения опросов на уроках, которая позволяет проводить тренинги, тесты и опросы. Интерактивная систему опросов может применяться для оценки успеваемости, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для проведения итогов по окончании лекций, для проведения опросов в классах и для голосований.

Во-первых, интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Во-вторых, экономится много времени, а следовательно, увеличивается темп урока.

В-третьих, самое главное, я заметила, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

Поэтому цель моего опыта: формирование информационной культуры учащихся на уроках информатики.

В соответствии с этой целью, ставлю следующие задачи: во-первых, повысить познавательную мотивацию учащихся; во-вторых, активизировать деятельность учащихся через использование интерактивных методов обучения.

Основываясь на классификации Ю.К. Бабанского, стандартный урок можно разделить на следующие этапы:

1. Подготовка к уроку.

ИД побуждают учителей самостоятельно изучать и включать в разрабатываемые уроки разнообразные цифровые материалы, что дополнительно стимулирует рост информационной и ИКТ-компетентности учителя..

Учителя сохраняют сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию цифровых образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными. Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИД на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая  совместно учителями своего методического объединения и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

2. Организационный этап

Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе.

3. Этап проверки домашнего задания

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися; формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами обучения; использование различных форм контроля в зависимости от вида и целей домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы.

На данном этапе возможно использовать проверку электронного домашнего задания. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («интересно», «неинтересно») и т.п. своей работы каждым учеником.

На уроках геометрии, к примеру, на ИД выводится готовый чертеж к задаче или вопросу, учащиеся, при необходимости, выполняют дополнительные построения и по данному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения чертежей. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается. На ИД можно показать правильно выполненное (по математике, физике, географии) или интересное (по литературе, русскому языку, истории) электронное домашнее задание.

В компьютерном классе также возможно использование тестов в любой известной тестовой оболочке. Учителю достаточно перевести готовые тесты в электронный вид или использовать тематические сайты (например для одиннадцатиклассников сайт http://www.rustest.ru/projects/test4u.php Федерального центра тестирования, http://fipi.ru/view/sections/142/docs/ Федерального института педагогических измерений и др.)

4. Этап всесторонней проверки знаний

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися.

При использовании ИД можно организовать совместное коллективное оценивание любого объекта, составление общего взгляда на проблему, выработку групповых точек зрения. Система интерактивного опроса позволит сделать это в нестандартной обстановке. Например, для уроков русского языка возможна организация индивидуальной или групповой проверки правописания на ИД; для уроков географии и истории  - работа с картами, для физики и химии – работа с формулами и пр.

5. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Школьную медиатеку », а в методических объединениях накапливать и разработки уроков с ЦОР, и рекомендации по их фрагментарному использованию, и самостоятельно созданные цифровые материалы к урокам.

При введении новых понятий с использованием презентации и чертежей на ИД задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности), что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

6. Этап усвоения новых знаний

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: качество ответов учащихся на следующих этапах урока; активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

ИД на этом этапе урока позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов, презентаций, виртуальных химических опытов, физических явлений, электронных экскурсий, энциклопедий и пр. Более обосновано применение ИД в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного ЦОР (например «Виртуальная химическая лаборатория» и тому подобное) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.

По результатам анкетирования своих учеников советую, что обучающие компьютерные программы полезно использовать при изучении нового материала (87%), при решении задач (60%), при проведении лабораторных работ (75%), при подготовке и проведении уроков – семинаров (80%), при тестировании и контроле знаний (80%), на уроках – исследованиях (72%).

7. Этап закрепления новых знаний

Этот этап урока важен прежде всего тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. Система интерактивного опроса на данном этапе позволяет рационально подойти к фактору временных затрат. Виртуальные лаборатории, практикумы электронных учебников позволяют применять новые идеи повторения и закрепления новых знаний.

В качестве преимуществ работы на данном этапе урока с ИД коллеги отмечают то, что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения, всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.

Задания на нахождение ошибки в решении (математика, физика, химия, биология, информатика) оптимально встраиваются в уроки с использованием ИД. При подведении итогов урока ИД важно, что вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, обоснованно ставить вопрос о разгрузке школьников. Как вариант - интегрированное домашнее задание: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.

Примеры интегрированных домашних заданий:

Предметы

Домашнее задание

1

литература + МХК

подберите к стихам поэтов Серебряного века, иллюстрации художников-импрессионистов.

2

география + МХК + музыка

«Музыка разных стран» - проект, исследующий географические особенности стран через призму культуры.

3

литература + история

«издание» электронных книг «История в поэзии» или «Литературные портреты» с иллюстрациями писателей и историческими комментариями.

4

физика, химия

«Дневник одного открытия», «Моя физика», «Моя химия».

5

информатика + русский язык + биология

информатика + литература + биология

«В течение двух недель вы должны найти в Интернете 5 сайтов по биологическим наукам и составить на каждый рецензию» (слова учителя по биологии)

«Вспомним, что рецензией называется… и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе» (слова учителя-литератора)

«На эту работу вам выделяется компьютерный класс строго по вторникам с 16-00 до 17-00» (это слова учителя по информатике)

В результате такого четко поставленного задания учитель биологии получает коллекцию работ по своему предмету, а ребята – интересную работу и две отметки.

6

информатика + экономика

Найдите показатели разброса цен на пиццу в кафе вашего микрорайона. Постройте диаграмму.

Обоснуйте выгодность вклада со сложными процеснтами среди банков вашего микрорайона. Постройте диграмму накопления средств за год.

Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока на ИД сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.

По опыту коллег (материалы сети Интернет) использование ИД имеет свои положительные и частично отрицательные стороны.

Положительные стороны

Частично отрицательные стороны

использования ИД в образовательном процессе

для учителя

1. Существенно повышается уровень информационной компетенции учителей.

2. ИД помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

3. У учителя появляется возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске.

4. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.

5. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

6. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

1. Не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, которое бы обеспечило минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране.

2. Учителю нужно время на освоение новых технологий работы, т.к. только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета.

3. Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения для ИД.

4. Каждый педагог имеет свою годами отработанную и отлаженную систему преподавания своего предмета и ИД, с ее новыми возможностями, а следовательно и новыми требованиями к деятельности педагога, не вписывается в данную систему, что тормозит внедрение ИД в образовательный процесс.

для ученика

1. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

2. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.

3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

4. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным; постоянно развитвать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

5. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

1. При длительной работе у доски (10 мин. и более) устают глаза.

В результате, внедряя в практику своей работы использование интерактивных методов, в том числе интерактивной доски, я добилась повышения качества образовательного процесса. Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные мною задания. Также стало легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения XXI века: развитие личности ребенка.

Таким образом, рассмотренные аспекты применения интерактивной доски в учебном процессе подводят к выводу, что положительный эффект такого применения возникает при объединении индивидуальной и коллективной работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Применение интерактивной доски в учебном процессе

Рассмотрены вопросы:1.    Принципы работы с интерактивной доской.2. Некоторые способы использования возможностей интерактивной доски на уроках информатики.3. Преимущества и возмож...

Методические рекомендации "Применение интерактивной доски в образовательном процессе"

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента ис...

Применение интерактивной доски в образовательном процессе

С внедрением ФГОС второго поколения, все больше делается упор на применение новых способов обучения с использованием новых информационных технологий и современного интерактивного оборудования.Наиболее...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...