Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.
статья по информатике и икт на тему

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_obucheniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.

Одной из актуальных и наиболее значимых задач современной школы по повышению качества обучения является развитие у учащихся стремления к самостоятельной познавательной деятельности, творческой активности, умения ставить и решать проблемы. Эта сложная и многоплановая проблема решается в настоящее время в различных направлениях. Большое внимание уделяется изменению самого содержания обучения, внедрению в учебный процесс новых методов обучения, а также использованию в обучении специальных принципов и приемов: развитие познавательной активности; развитие мышления; организация работы малыми группами.

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т.д.

Все это обуславливает повышение интереса педагогов и методистов к проблеме дифференциации обучения.

Дифференцированное приближение содержания процесса обучения к различным категориям учащихся является сейчас одним из важнейших путей повышения эффективности обучения. В понятие «эффективность» вкладывается соответствие обучения различным возможностям учащихся и постепенное выравнивание знаний и умений слабых учащихся. Существенным в дифференцированном подходе является возможность:

  • опираться на актуальный уровень развития и знаний учащихся;
  • обнаруживая «зону ближайшего развития» учащихся, постепенно переводить каждого к более совершенному методу овладения знаниями и способами их приобретения;
  • пробуждать у школьников устойчивую потребность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных заданий.

Несмотря на большое количество публикаций по проблеме индивидуальных различий личности учащихся многие аспекты освещены недостаточно глубоко и полно. Поэтому необходимо разрабатывать новые пути осуществления подхода к процессу дифференцированного обучения.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще всего выделяются три группы учащихся. Приведем краткие характеристики каждой из трех групп.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание правил в применении их к написанию программ, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, решение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами.

Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей учащихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокие уровни развития.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.

В соответствии с группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываю варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика.

Необходимость организации групповой и индивидуальной форм деятельности учащихся на уроке информатики следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в следующем:

  • деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивание деятельности учащихся.

Виды дифференцированных заданий.

Индивидуальная форма работы.

  • задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, сточки зрения информатики, решения;
  • разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче;
  • уровневые взаимосвязанные задачи;
  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • задачи, допускающие несколько способов решения.

Групповая форма работы.

  • задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения;
  • взаимодополняющие задачи с различными условиями;
  • уровневые взаимодополняющие задания.

При выборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Обучение информатике учащихся наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения. Когда каждый ученик постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.

Дифференциация обучения позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом.

Существенные различия в знаниях и, особенно, в умениях работы на компьютере, неодинаковый уровень компьютерной грамотности учащихся вынуждает учителя информатики искать новые формы организации урока и всего процесса обучения в целом. Повышению эффективности обучения информатике способствует уровневая дифференциация.

Основными целевыми ориентациями уровневой дифференциации обучения информатике являются:

  • обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
  • адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний и умений работы на ЭВМ; различные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных технологий.

Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующие особенности:

  1. Основными формами организации обучения информатике являются лекции (выдача теоретического материала) и лабораторный практикум. Варианты заданий, учебников, дидактических материалов должны позволять на едином базовом содержании знаний варьировать процесс обучения.
  2. Средствами обучения информатике в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются:
  • система разноуровневых заданий;
  • каталог наименований дополнительных теоретических материалов;
  • специальные электронные учебные пособия и дидактический материал.
  1. Выбор способов учебной работы школьника, побуждающий его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность.
  2. Особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы (разработка программ для каждого уровня, дидактического материала, лабораторного практикума, системы оценивания для каждого уровня).

Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать дополнительные знания, используя:

  • дополнительную научную и популярную литературу;
  • электронные учебные пособия;
  • образовательные сайты в Internet;
  • профессиональные форумы и чаты, консультации специалистов.

Самостоятельная работа учащихся делится на две части:

1-я часть. Разбор решения поставленных задач в группах (групповая форма работы).

2-я часть. Самостоятельное решение задач. Задания для самостоятельной работы учащихся готовят в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программным материалом.

На основе полученных теоретических знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:

Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.

Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.

Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы. Для их выполнения необходимо:

  1. Добывание дополнительной теоретической информации из научной и популярной литературы, электронных учебных курсов и индивидуальных консультаций преподавателя.
  2. Большая самостоятельность выполнения заданий по сравнению с другими уровнями, так как ученики сами выполняют данный проект.

По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий

Таблица 1

Виды дифференцированных заданий

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

1

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче

Взаимодополняющие задачи с различными условиями

3

Уровневые взаимосвязанные задачи

Уровневые взаимодополняющие задания

4

Индивидуальная самостоятельная работа

5

Задачи, допускающие несколько способов решения

Творческие задания

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Для отбора учеников в группу определенного уровня, можно использовать анкетирование. С помощью анкетирования учитель может выявить интерес учеников к предмету (информатике), уровень знаний по предмету. Применение данного вида анкетирования можно проводить в начале урока, при изучении новой темы. Нужно это для того, чтобы выяснить, в группу какого уровня следует отнести ученика. При этом учитель должен объяснить цель данного анкетирования: в зависимости от способностей и интереса к информатике, ученик имеет возможность решать на уроках посильные для него задания 1-го (базового), 2-го (среднего), или 3-го (высокого) уровня. В этом случае оценка будет зависеть от выбранного уровня, и для получения более высокого балла ученик может попытаться решить задания других уровней. Если ученик почувствует в себе силы решать задачи высокого уровня, или наоборот, не будет справляться с заданиями, он может перейти на другой уровень, и решать посильные задания.

В современных условиях важно то, что каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. При этом школьник несет ответственность за выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по информатике. В то же время учащийся получает право самостоятельно решать, достаточно ли ему базового уровня образовательных требований или он будет двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения информатике: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Таким образом, можно сказать, что в условиях уровневой дифференциации процесс обучения информатике является наиболее продуктивным. Уровневая дифференциация способствуют закреплению знаний, умений и навыков учащихся, активизируют их работу на уроке, повышают работоспособность. Правильно подобранные задания помогают учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои возможности, повышают интерес к предмету.

Следовательно, уровневая дифференциация обучения на уроках информатики способствует повышению уровня знаний, умений и навыков, улучшению успеваемости учеников, учету особенностей и интересов учащихся, снижению нагрузки на них.

Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся....

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...