КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ
статья по химии на тему

Котова Татьяна Юрьевна

В данной статье раскрыта суть применения коллективного способа обучения на уроках химии для развития личностностных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kso.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

Т.Ю. Маслова, Г.А. Пичугина

Современная школа переживает период реформ, обусловленных переходом к ФГОС второго поколения. Согласно требованиям Стандарта в основе системы обучения лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход предполагает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и направлен на совместную проблемно-поисковую деятельность учителя и ученика, на полноценное развитие личности школьника, его способностей, творческого потенциала, коммуникабельности на основе применения современных педагогических технологий, в том числе и коллективных. Поэтому исследования по заявленной теме являются актуальными.

Ещё К.Д. Ушинским (К.Д. Ушинский, 1869) было отмечено, что коллектив является могучим средством воспитания. По утверждению А. С. Макаренко (1986) «воспитание должно быть в коллективе и через коллектив». В.А. Сухомлинский в своих работах (1987)обратил внимание на то, что «коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей». Через работу в коллективе происходит формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Поэтому в школьном учебном процессе необходимо применение коллективных форм обучения.

Урок, в том числе и урок химии, организованный с применением парной и групповой работы направлен не только на освоение изучаемого материала, но и на развитие личностных качеств и коммуникативных навыков общения. Но для того, чтобы такая форма работы была эффективной учителю необходимо научить учащихся работать в команде. Прежде всего, это быть активными; уважать мнение участников; быть доброжелательными; пунктуальными, ответственными; не перебивать;  быть открытыми для взаимодействия; быть заинтересованными и стремиться найти истину; придерживаться регламента; быть креативным; уважать правила работы в группе. Таким образом, между обучающимися выстраивается траектория общения. Но учителю при этом следует контролировать психологический климат в группе.

Нами разработана авторская методика ведения урока по изучению темы «Металлы» в школьном курсе химии на основе применения групповой формы обучения.

На первом этапе урока применяется приём «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал новое), где обучающиеся, работая вначале в парах, а затем в группах заполняют первые две графы таблицы. 1

Таблица 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал нового

Основные высказывания, предположения учащихся фиксируются учителем на доске и сохраняются до конца урока для сравнения уровня знаний обучающихся до урока и в конце его.

На втором этапе урока происходит изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы с помощью информационного текста, который предварительно подготовлен учителем и роздан на каждую парту. По окончании работы с информационным текстом учитель организует дискуссию, учащиеся аргументировано отвечают на вопросы «Почему металлы обладают сходными свойствами?» и «Какую роль они играют в жизни человека?», обмениваются мнениями. При этом применяется приём «Карусель».

На заключительной стадии урока учащиеся вновь работают с таблицей 1 и на основе высказанных мнений в группе, самостоятельной работы заполняют последнюю графу таблицы «Что узнали нового». На стадии рефлексии обучающиеся имеют возможность исправить допущенные ими ошибки в начале урока и самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

Изучение материала с применением группой формы обучения способствует саморазвитию учащихся, повышению мотивации к обучению, формированию целенаправленной познавательной деятельности, овладению социальными компетенциями в процессе обучения.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // [Электронный ресурс] : (сайт). URL http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 2. 03. 2014). Загл. с экрана Яз. рус.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.

Сухомлинский В. А.: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.

Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания» —  М.: ФАИР-ПРЕСС;239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

"Внеурочная деятельность - средство развития личности обучающихся в свете ФГОС"

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою вол...

Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.

Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познав...

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ХИМИИ

В данной статье раскрывается суть применения коллективного способа обучения на уроках химии, как средство развития личностных качеств обучающихся....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"

Мастер-класс  "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"...