РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание программы, список литературы, ключевые слова. Изучение информатики в 5-7 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующей цели: сформировать у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Развить алгоритмическое мышление, творческих и познавательных способностей учащихся. Воспитать культуру проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувствовать ответственность за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией. Приобрести опыт планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-7informatika_piskunova.odt89.36 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых занятий

«Информатика и ИКТ»  

для  обучающихся  5-7  классов

Обсуждено на заседании                            Составитель: Пискунова Е.С.                                                                                            

методического объединения                       учитель информатики МБОУ «СОШ № 65»

протокол № _______

от _______________

руководитель м/о

____________Дремина Е.И.

                                                                                                     

Утверждено Педагогическим советом:

Протокол № _______

от _______________        

Директор МБОУ «СОШ № 65»

_______  Л.А. Пятибратова

Кемерово,  2014 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………..………………….....3
  2. Учебно  – тематический план…………………………………………...11
  3. Содержание программ……………………………………………….…..19
  4. Список литературы ………………………………......................….........31
  5. Ключевые слова………………………………………………………….32

Пояснительная записка

   Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы курса  по информатике и ИКТ технологий  для 5-7 классов средней общеобразовательной школы  Босовой JI. JI. / М.: БИНОМ,  Лаборатория знаний, 2008

Рабочая программа 5-7 класса ориентированы на использование учебно-методического комплекса:

Учебник по информатике  для 5 класса, автора Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ,  Лаборатория знаний, 2009

Рабочая тетрадь  для 5 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2009

Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса

         «Информатика и ИКТ для 5-7 классов». / Л.Л. Босова - М.: БИНОМ:

        Лаборатория знаний, 2009.        

 

Учебник по информатике для 6 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Рабочая тетрадь для 6 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

 Учебник по информатике  для 7 класса, автора JI.JI. Босова «Информатика и ИКТ»

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Рабочая тетрадь для 7 класса, автора Л.Л. Босова « Информатика и ИКТ» М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Дополнительная литература для учителя:

Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7 класс. - М.:ВАКО,2009. – 304 с. (В помощь школьному учителю)

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Изучение информатики в 5-7 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующей цели: сформировать у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Развить алгоритмическое мышление, творческих и познавательных способностей учащихся. Воспитать культуру проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувствовать ответственность за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией. Приобрести опыт планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

                  В основу курса информатики и ИКТ для 5-7 классах положены следующие идеи          и задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том,  что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме  контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

На тему «Компьютер для начинающих» запланировано 6 часов вместо 8 часов, а на тему «Информационные технологии» запланировано 13 часов вместо 10 часов. Считаю, это необходимым, т.к. у большинства детей нет компьютера дома и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов.

5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам       представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые

             окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и                 форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и   редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,                                                        соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами                   ИКТ.

 Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

На тему «Компьютер и информация» запланировано 7 часов вместо 11 часов, т.к. практические работы данной темы обучающиеся могут выполнять на уроке после изучения теоретической части темы «Человек и информация», на которую запланировано 18 часов вместо 13 часов. Это необходимо, т.к. у большинства детей нет компьютера дома, и поэтому на выполнение практических работ запланировано больше часов.

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Настоящая программа предназначена для обучения 7 «А» класса (общеобразовательная форма обучения) и 7 «Б» класса (класс компенсирующего обучения). Обучение проходит по одному календарно-тематическому планированию, но различие заключается в том, что в 7 «Б» классе на практическую работу отводится больше времени на уроке, чем в классе 7 «А».

На тему «Объекты и их имена» запланировано 11 часов вместо 6 часов. Считаю, это необходимым, т.к. данная тема наиболее сложная для изучения и её осмысления учениками 7 «А» и 7 «Б» классов, а без знания данной темы затруднено изучение темы «Информационное моделирование». Поэтому на изучение темы «Алгоритмика» запланировано 3 часа вместо 7 часов, но на этих уроках дети изучат обязательный минимум для 7 класса по данной теме.

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов:  таблицы,  схемы,  графики,  диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Программа рассчитана всего  на 102 часа (из расчета - 34 часа в 5, 6, 7 классах).

Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Программой для 5 класса предусмотрено проведение:

Контрольных и проверочных работ — 4 часа, практических работ — 16 часов.

Программой для  6 класса предусмотрено проведение:

       Контрольных  и проверочных работ - 5 часов, практических работ - 18 часов.

       Программой для  7 класса предусмотрено проведение:

       Контрольных и проверочных  работ - 4 часа, практических работ - 13 часов.

Учебно-тематический план ( 5 - 7 классы)

5 класс

Номер

Содержание учебного материала

Количество

часов

        Теория              Практика

Компьютер для начинающих (6 ч)

.

1

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Зачёт по ТБ.

0,5

0,5

2

Информация. Компьютер. Информатика.

1

3

Практикум. Знакомимся с клавиатурой

1

4

Практикум. Осваиваем мышь

1

5

Практикум. Запускаем программы

1

6

Практикум. Знакомимся с компьютерными меню Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих»

1

Информация вокруг нас (15 ч).

7

Действия с информацией. Хранение информации.

1

8

Носители информации. Передача информации.

1

9

В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

1

10

Текстовая информация.

1

11

Таблицы.

 Проверочная работа по теме «Информационные процессы»

1

12

 Наглядные формы представления информации.

1

13

Обработка информации.

1

14

Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

1

15

Обработка текстовой информации

1

16

Практикум. Вводим текст

1

17

Редактирование текста. Поиск информации

1

18

Практикум. Редактируем текст

1

19

Практикум. Работаем с фрагментами текста.

1

20

Изменение формы представления информации.

1

21

Практикум. Форматируем текст

1

Информационные технологии (13 ч).

22

Практикум. Знакомимся с инструментами графического редактора

1

23

Практикум. Начинаем рисовать

1

24

Получение новой информации.

 Проверочная работа по теме «Графический редактор»

1

25

Практикум. Создаем комбинированные документы

1

26

Преобразование информации по заданным правилам

1

27

Практикум. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

1

28

Преобразование информации путем рассуждений

1

29

Практикум. Работаем с графическими объектами

1

30

Разработка плана действий и его запись

1

31

Логическая игра «Переливашки»

1

32

Контрольная работа по теме «Информационные технологии».

Практикум. Создаем анимацию на заданную тему

1

33

Практикум. Создаем анимацию на свободную тему

1

34

Итоговое занятие

1

Всего:

34

6 класс

Номер

урока

Содержание учебного материала

Количество

часов

                       Теория                Практика

Компьютер и информация (7 ч).

1

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Зачёт по ТБ.

1

2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

1

3

Практикум. Работаем с файлами и папками. Часть 1

1

4

Информация в памяти компьютера. Системы счисления

1

5

Двоичное кодирование числовой информации

0,5

0,5

6

Тексты и изображения в памяти компьютера.

1

7

Единицы измерения информации

1

Человек и информация (18 ч).

8

Контрольная работа. Информация и знания

0,5

0,5

9

Чувственное познание окружающего мира.

 Практикум. Знакомимся с текстовым процессором Word

0,5

0,5

10

Понятие как форма мышления.

Практикум. Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи

0,5

0,5

11

Как образуются понятия. Содержание и объём понятия.

1

12

Отношения тождества, пересечения и подчинения

1

13

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности

1



14

Определение понятия. Классификация

1

15

Суждение как форма мышления

1

16

Умозаключение как форма мышления

1

17

Контрольная работа. \

Практикум. Нумерованные списки

1

18

Практикум. Маркированные списки

1

19

Практикум. Создаем таблицы

1

20

Практикум. Размещаем текст и графику в таблице

1

21

Практикум. Строим диаграммы

1

22

Практикум. Изучаем графический редактор Paint

1

23

Практикум. Планируем работу в графическом редакторе

1

24

Практикум. Рисуем в редакторе Word

1

25

Практикум и Проверочная работа. Рисунок на свободную тему

1

Элементы алгоритмизации (9 ч).

26

Что такое алгоритм

1

27

Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов.

Контрольная работа

0,5

0,5

28

Типы алгоритмов. Логическая игра «Переливашки»

0,5

0,5

29

Практикум. PowerPoint. «Часы»

1



30

Практикум. PowerPoint. «Времена года»

1

31

Практикум. PowerPoint. «Скакалочка»

1

32

Контрольная работа.

Практикум. Работаем с файлами и папками. Часть 2

1

33

Практикум. Создаем слайд-шоу

1

34

Практикум. Знакомимся с QBasic(среда программирования).

Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE.

Исполнитель CIRCLE.

1

Всего:

34

7 класс

Номер

урока

Содержание учебного материала

Количество

часов

    Теория              Практика

Объекты и их имена (11ч).

1

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Зачёт по ТБ.

0,5

0,5

2

Объекты и их имена. Признаки объектов

1

3

Практикум. Основные объекты ОС Windows

1

4

Отношения объектов

1

5

Разновидности объектов и их классификация

0,5

0,5

6

Практикум. Работа с объектами файловой системы

1

7

Состав объектов

1

8

Практикум. Создание текстовых объектов

0,5

0,5

9

Системы объектов

0,5

0,5

10

Система и окружающая среда

0,5

0,5

11

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа «Объекты и их имена»

1

Информационное моделирование ( 19ч).

12

Модели объектов и их назначение

1

13

Практикум. Создание словесных моделей

1

14

Информационные модели

1

15

Практикум. Графические модели

1

16

Словесные информационные модели

1

17

Практикум. Многоуровневые списки

1

18

Математические модели.

 Контрольная работа «Модели объектов»

0,5

0,5

19

Табличные информационные модели

1

20

Практикум. Создание табличных моделей

1

21

Практикум. Создание табличных моделей

1

22

Табличное решение логических задач

1

23

Вычислительные таблицы

0,5

0,5

24

Практикум. Создание вычислительных таблиц в Word

1

25

Электронные таблицы

0,5

0,5

26

Практикум. Знакомство с электронными таблицами Excel

0,5

0,5

27

Графики и диаграммы

0,5

0,5

28

Практикум. Создание диаграмм и графиков

0,5

0,5

29

 Практикум. Схемы, графы и деревья.

Контрольная работа «Информационное моделирование»

0,5

0,5

30

Практикум. Итоговый проект.

1

Алгоритмика (4 ч)

31

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов

1

32

Управление исполнителем Чертежник

1

33

Управление исполнителем Робот.

1

34

Управление исполнителем Робот.

 Контрольная работа « Алгоритмизация»

1

Всего:

34



Содержание программ (5 - 7 класс)

5 класс

                            Компьютер для начинающих (6 часов)

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция о работе в сети Интернет. Изучение структуры учебника «Информатика 5 класс». Понятие «Информация» на бытовом уровне. Виды информации. Формы представления информации. Информатика как наука. Компьютер - универсальное средство для работы с информацией.

Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Практические работы

  • Знакомство учеников с учебником.
  • Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности, правила поведения и организация рабочего места в компьютерном классе.
  • Зачет по ТБ.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомство с клавиатурой.

Практическая работа №2. Освоение мыши.

Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управление компьютером с помощью меню.

Контроль ЗУН: тест по теме «Компьютер для начинающих»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • какой смысл  вкладывается в понятие информации;
  • правила поведения, ТБ и организации рабочего места в компьютерном классе;
  • основные устройства компьютера
  • основные типы устройств компьютера: устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации
  • понятие программного обеспечения, операционной системы, прикладных программ
  • понятия графического интерфейса: рабочий стол, значок, ярлык
  • группы клавиш
  • принципы десятипальцевого набора текста.

Уметь:

  • работать с учебником.
  • взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;
  • освоить основные действия с мышью
  • запускать и закрывать программы через главное меню
  • перемещать объекты, оперировать с окнами
  • выполнять основные управляющие операции
  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
  • определять тип файлов по пиктограмме и расширению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект».
  • выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе
  • уметь организовать рабочее место в компьютерном классе
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Информация вокруг нас (15 часов)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Практическая работа №6 Ввод текста

Практическая работа №7 Редактирование текста

Практическая работа №8 Работа с фрагментами текста

Практическая работа №9 Форматирование текста

Контроль ЗУН:  тест по теме «Информационные процессы»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знатъ/пониматъ:

  • основные действия оперирования с информацией
  • основные виды носителей информации;
  • схему передачи информации;
  • формы представления информации;
  • основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).

Уметь:

  • сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации
  • набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
  • определять элементы текста
  • выделять информационный носитель и форму представления информации;
  • кодировать или декодировать информацию, используя таблицу кодов
  • читать информацию, представленную на координатной плоскости
  • представлять информацию в табличном виде
  • представлять информацию в виде графиков, диаграммы, схемы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать информацию;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить различные жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, обществе и технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • представлять информацию в различных видах.

Информационные технологии (13 ч)

Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 10. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практическая работа №11 Раскраска.

Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

Практическая работа №13.  Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Практическая работа №14. Работа с фрагментами.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на заданную тему Практическая работа №16 . Создаем анимацию на свободную тему

Контроль ЗУН: тест по теме «Информационные технологии»

 Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • способы обработки текстовой, числовой информации
  • основные операции с текстом
  • формы представления информации; способы систематизации информации
  • виды инструментов рисования
  • способы записи алгоритмов

Уметь:

  • выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора
  • осуществлять ввод тестовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе
  • редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)
  • систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы
  • форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта
  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
  • выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
  • создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру
  • создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию
  • структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов
  • выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
  • пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем
  • определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
  • в презентации задать анимацию объектов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».

 6 класс

Компьютер и информация (7 ч.).

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Контроль ЗУН:  КР по теме «Компьютер и информация»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
  • требования к организации компьютерного рабочего места
  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.
  • виды систем счисления
  • виды объектов текстовой информации
  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
  • связь между единицами измерения информации.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;
  • приводить примеры обработки информации на компьютере;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
  • сохранять документы
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора
  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  •  определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию.

Человек и информация (18 ч.).

Содержание учебного материала

Информация и знания.

    Чувственное познание окружающего мира.

     Мышление и его формы Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

Компьютерный практикум

Практическая работа    №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Практическая работа №6. Создание таблицы.

Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.

Практическая работа №8. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисование в редакторе Word.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая контрольная работа

 Контроль ЗУН: тест по теме «Преобразование информации»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста
  • способы познания человеком мира через органы чувств
  • логические приемы оперирования с понятием
  • отличия текстового редактора и процессора
  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего              графические объекты;
  • правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
  • возможности графического редактора Paint
  • виды определений, требования к построению родовидового определения.
  • требования к классификации, признаки классификации
  • виды суждений
  • правила получения умозаключений

Уметь:

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст;
  •  создавать надписи
  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
  • создавать нумерованные списки
  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
  •    создавать диаграммы разных типов, используя табличное      представление информации
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
  • устанавливать логические отношения
  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
  • классифицировать понятия по определенному признаку
  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
  • встраивать в текст, графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
  • различать необходимые и достаточные условия,
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Элементы алгоритмизации(9 ч.).

        Содержание учебного материала. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13.Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №14.Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №15. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 16. Работаем с папками и файлами.

Практическая работа №17. Создание слайд-шоу

  Практическая контрольная работа

Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования QBasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Контроль ЗУН: тест по теме «Формы записи алгоритмов»

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • пошаговое исполнение алгоритма
  • способы описания алгоритмов,
  • понятие блок-схемы, обозначения блоков
  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
  • правила записи разветвленного алгоритма
  • понятие цикла, его разновидности

 Уметь:

  • записывать алгоритм известными способами
  • составлять линейные алгоритмы
  • записывать алгоритмы различными способами
  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

 Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

7 класс

Объекты и их имена (11 ч)

   Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов.  Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

 Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества;
  • объектов на классы по заданному признаку;
  • объектов на классы по заданному признаку;
  • основные приёмы создания текстовых документов;
  • название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

  • формулировать определения понятия объекта, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
  • классифицировать объекты по заданному признаку;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.

Контроль ЗУН:

тест по теме «объекты и их имена»

Информационное моделирование (19 ч).

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №8 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №9 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №10 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №11 «Схемы, графы и деревья».

       Практическая работа №12 «Графические модели»

 Практическая работа №13 «Итоговая работа».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • различные стили выполнения словесных информационных моделей;
  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  • знать разные виды списков;
  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  • определение знаковой информационной модели;
  • правила оформления простых таблиц;
  • правила оформления сложных таблиц;
  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  • назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
  • создавать аннотацию и конспект известного материала;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • строить блок-схему к любому алгоритму;
  • строить графы к различным задачам;
  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  • применять табличный способ при решении логических задач;

Вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

Строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН:

тест по теме «Модели объектов», «Информационное моделирование»

Алгоритмика(4ч).

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить N раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум Работа в среде Алгоритмик

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  • СКИ Робот, среду действия Робот.

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  • создавать программу для линейного алгоритма;
  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

 Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»

Список литературы :

  • Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 192 с.
  • Учебник для  6 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 208 с.
  •  Учебник для  7 класса. Информатика и ИКТ/ Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 - [текстъ]/ Л.Л.Босова.-М.: БИНОМ. 229 с.
  •  Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./.Босова Л.Л, - Лаборатория знаний, 2009 – [текст]/ Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. 394 с.
  • Поурочные разработки по информатике: 7 класс./ Сухих Н.А. - Поурочные разработки по информатике / Н.А. Сухих, 2009-[текст] / Н.А. Сухих.- М.:ВАКО.  304 с. (В помощь школьному учителю)

Ключевые слова:

  1. Графические модели - это информационные модели, которые в наглядной форме представляют числовые и статистические данные.
  2. Графический редактор – это программа, позволяющая создавать, редактировать и просматривать изображения на экране компьютера.
  3. Диаграмма – это графический способ представления числовых данных, находящихся на листе, удобных для анализа и сравнения.
  4. Знаковые системы - совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.
  5. Информационные модели — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.
  6. Классификация – многоступенчатое, разветвленное деление логического объема.
  7. Математическая модель — приближенное описание объекта моделирования, выраженное с помощью математической символики.
  8. Объект– это некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.
  9. Программа - это последовательность команд, предназначенная для исполнения компьютером.
  10. Системы объектов -  сложный объект называют системой, а его части — компонентами (элементами)системы.
  11. Форматирование документа – это изменение его внешнего вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

Рабочая программа групповых занятий по математике

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5 -7 классов по ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАгрупповых занятий«Информатика и ИКТ»  для  обучающихся  5 -7 классов по ФГОС  Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы...