Династия Романовых. Фёдор Алексеевич (1676-1682)
материал по истории (7 класс) по теме

Вашарина Юлия

Материал представлен в форме историческо - литературной энциклопедии. Материал презентации можно использовать на уроках истории (основная школа, углубленное изучение), на факультативе и классном часе.

Презентация из "архивов":) Материал был на ИнтерГУру.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к презентации «Фёдор Алексеевич
(1676-1682)» ч1.

слайд№2

Романов Фёдор Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь из династии Романовых (1676—1682), сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской, старший брат Петра I.

http://elib.ispu.ru/library/history/index.html, http://www.kreml.ru/ru/main/exhibition/Archive/2002/?ID=26, http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/FEDOR_ALEKSEEVICH_ROMANOV.html

Слайд № 3

Конюший, придворный чин в Русском государстве 15 - начало 17 вв., ведёт своё происхождение от княжеского тиуна - конюшего 11-12 вв. С конца 15 в. Конюший - начальник Конюшенного приказа, в ведении которого находились табуны лошадей, придворные конюхи, имения, отведённые на содержание царских табунов. В 16 в. должность Конюший была связана с организацией конных дворцовых войск. Конюший фактически возглавляли Боярскую думу и активно участвовали в дипломатической и военной деятельности и временами возглавляли правительство (И. Ф. Овчина-Телепнёв, Б. Ф. Годунов). http://bse.sci-lib.com/article064351.html

окольничий-придворный чин и должность в Русском государстве XIII — начала XVIII вв. Возглавлял приказы, полки. С середины XVI в. 2-й думный чин Боярской думы. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/40538/окольничий

Постельничий, в России в конце XV—XVII вв. должностное лицо великокняжеского, а затем царского двора, ведавшее «государевой постелью», постельной казной, мастерской палатой, в которой шили платье и бельё государей, управлением слобод, изготовлявших холсты и полотна на государев обиход. П. хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. П. входили обычно в число особо приближённых советников и оказывали влияние на деятельность великого князя, государя. http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/091/887.htm

Стольник - дворцовая должность в XIII—XVII вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. В XVI—XVII вв. по росписи чинов Государева двора занимали пятое место (после думных чинов). http://slovari.yandex.ru/dict/io/Ст/2?q=

Старинные русские чины и звания http://old-rus.narod.ru/zvan.html

Слайд № 3-5

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал "черную книгу" и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его.

11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: "Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны". Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск.

В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

Костомаров Н. И. Господство дома Св. Владимира \ Господство дома Романовых Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Выпуск пятый: XVII столетие. Глава 12. ЦАРЬ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ  http://www.apologetika.com/modules/Static_Docs/data/book_175/ID_44_48_39.htm

Слайд №6

Милославский Иван Михайлович (ск. 27.07.1685), окольничий. Сыграл неблаговидную роль при устранении и ссылке А. С. Матвеева. Старался поддержать влияние Софьи как правительницы, разжигал страсти стрельцов, погубил возвращенного из ссылки Матвеева во время бунта 15 мая 1682 года. Позже вступил в борьбу с И. А. Хованским, которого также погубил. Участники последовавшего после его смерти заговора против Петра I (1697) в своих показаниях обвиняли Ивана Михайловича в стремлении устранить и царя.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Слайд №7

 РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ

Под именем Разбойной Избы, он встречается в актах 1571 года; в 1586 году он именуется уже Разбойным Приказом. В 1682 г. ноября 15, велено именовать его Разбойным сыскным Приказом; в 1683 г. Ноября 6, Сыскным Приказом; в 1687 г. говорится о Приказе сыскных дел; в 1689 г. о Разбойном Приказе; впоследствии времени он опять назывался Сыскным, или же Сыскных Дел Приказом, наконец в 1701 г. он уничтожен, а дела его велено ведать в тех Приказах, в которых подсудные ему лица были ведомы по другим делам. В нем заседали боярин или окольничий, стольник или кто-либо из думных дворян и два дьяка. Ведению этого Приказа подлежали все разбойные, татинные и придворные дела Московского уезда и во всех других городах, посадах и уездах. Как мы выше видели, некоторые разбойные дела, могли быть ведомы и в Судном Приказе, именно: воровство и разбой, но без поличного; но когда эти преступления были таковы, что не могли быть решены без допроса чрез пытку, тогда они отсылались уже в Разбойный Приказ; от него зависели также губные старосты, целовальники и губные дьяки всего государства, которые в нем же и судились в гражданских и уголовных делах. Указом 1681 г. Октября 26, власть судит уголовных преступников на Москве, принадлежавшая до сего Земскому Приказу, перешла в разбойный Приказ; впрочем в 1687 году ведомство Разбойного Приказа опять возвращено в то состояние, в коем оно находилось до указа 1681 года Октября 26.


 ХОЛОПИЙ СУД ИЛИ ПРИКАЗ

Он существовал еще до 1550 года, как видно из боярской книги. В 1679 г. ноября 8 дела его и подьячие отосланы в Приказ Большого Дворца; впрочем, это кажется не было действительно приведено в исполнение, потому что указом 1681 г. Ноября 15 он был упразднен, а дела его перенесены в Судный Приказ, где и установлен для того особый стол; однако ж по записным книгам Холопий Суд значится даже до 1704 г. Сентября 30, когда он присоединен к Московскому Судному Приказу, причем и лишился своей самостоятельности. В нем заседали стольник и дьяк. В этом Приказе ведались дворовые, кабальные, данные и записные служилые люди боярских и всяких чинов людей, бобыли, беглые, даже бедные дворяне и дети боярские верстанные и неверстанные для службы окладами, но не имевшие за собою поместных дач; также разбирались различные тяжбы, возникавшие из холопства, так, например, в Уложении постановлено: «буде кто прикажет детям своим или братии, или прикащикам по смерти своей кабальных людей отпустить на волю, и те дети его или братия, или прикащик тех его людей на волю не отпустят и похотят их у себя удержать», то эти люди могли подавать на них челобитные в Холопий Приказ; тут же производился суд по кабалам, если кто за долги поступал в услужение другому, на известное или бессрочное время

История государства и праваИстория судебных учреждений в России. Сочинение Константина Троцины. Санкт-Петербург, Типография Эдуарда Веймара. 1851 г. // Allpravo.Ru. – 2004. http://www.allpravo.ru/library/doc313p0/instrum3134/item3179.html

 

Слайд №8

Во второй половине XVII в. местничество выглядело вредным анахронизмом, и самодержавная власть по собственной инициативе решила пресечь этот давний обычай. Побудительным толчком послужила война с Турцией, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским миром, условия которого не могли удовлетворить Россию. Как уже отмечалось, местнические споры особенно пагубно сказывались на ведении боевых действий, и поэтому по окончанию войны царь Федор Алексеевич повелел созвать совещание служилых людей. Поскольку, как говорилось в царском указе, "неприятели показали новые в ратных делах вымыслы", выборные должны были помыслить о том, как "прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее".   Совещание служилых людей возглавил князь Василий Васильевич Голицын. Его предки, как мы видели, готовы были пойти в ссылку и в тюрьму за местнические привилегии, однако князь В. В. Голицын, один из самых просвещенных людей своего времени, видел необходимость преобразований. К тому же разочарование в неудачных для России результатах войны было настолько сильным, что выборные люди, посовещавшись, объявили то, о чем раньше никто не осмеливался заявлять вслух. Служилые люди предложили отказаться от местничества. Сначала речь шла только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682. http://stepanov01.narod.ru/history/lect06_5.htm

Слайд №10-13

Первая публикация Бархатной Книги в интернете   http://www.genealogia.ru/projects/barhat/ 

Бархатная книга -  родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России (название происходит от бархатного переплёта). Составлена в 1687 в связи с отменой местничества (1682) и после прекращения составления разрядных книг. В Б. к. включены: «Государев родословец» 1555—56, состоявший преимущественно из родословных записей потомков Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды), а также материалы за 2-ю половину 16—17 вв. из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682—87. Как исторический источник Б. к. требует к себе критического отношения, т.к. в ней имеются фактические ошибки и фальсификации.

         Лит.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих (Бархатная книга), М., 1787; Савёлов Л. И., Лекции по русской генеалогии, М., 1908. Большая советская энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/67581/Бархатная

В книгу вошли только самые знатные роды, преимущественно Рюриковичи и Гедиминовичи, разделенные на 5 степеней: 1) княжеские и "иные честные роды, бывшие в боярах, в окольничих и думных дворянах"; 2) бывшие при Иоанне III "в послах и на воеводствах"; 3) бывшие в таких же должностях при Михаиле Феодоровиче; 4) бывшие "в средних чинах" и 5) произведенные из нижних чинов в московские "за службы отцов их". Указами 1686 и 1687 гг. велено было Р. книгу обновить и пополнить новыми фамилиями. С течением времени старые фамилии угасали, возникали новые, вследствие чего Елизавета Петровна повелела, в 1761 г., Приклонскому составить Р. о дворянах книгу, с разделением на части. Число последних дворянской жалованной грамотой 1785 г. установлено 6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  http://www.bibliotekar.ru/ber/186.htm

«Въ лето 7190, (1682) Генваря въ 12 день, блаженные и вечнодостойные памяти Великий Государь, Царь и Великий Князь Феодоръ Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержецъ, ревнуя по Господе Бозе Вседержителе, и желая во благочестивомъ своемъ царствии сугубаго добра, и въ своихъ Государскихъ ратныхъ, и въ посольскихъ, и во всякихъ делех лучшаго и пристойнаго устроения и совершенной прибыли, и мирному въ своей Царской Державе всему Христианскому множеству пребывания и жительства, а бывшей между Христианскихъ родовъ вражде разрушения, советовавъ въ Дусе Святе съ отцемъ своимъ Государевымъ и богомильцемъ, съ Великимъ Господиномъ Святейшимъ Киръ Иоакимомъ, Патриархомъ Московскимъ и всеа России, и со всеми Архиереи, и говоря съ своими Государевыми Бояры и Думными людьми; и по доношению себе Великому Государю своего Государскаго Ближняго Боярина Князя Василья (2) Васильевича Голицына съ товарищи,челобитья Выборныхъ Стольниковъ и Генераловъ, и Стольниковъ же, и Полковниковъ, и Стряпчихъ, и Дворянъ, и Жильцовъ, которые по его Великаго Государя указу сидели съ нимъ Ближнимъ Бояриномъ, со Княземъ Васильемъ Василь евичемъ съ товарищи за ратными делами, указалъ розрядные случаи и местничества, которые были междо Христианскими роды въ отечествахъ и въ случаяхъ счеты и местничества разрушить и вечно искоренить; поне же въ мимошедшие лета во многихъ ихъ Государскихъ ратныхъ и въ посоль скихъ и во всякихъ делехъ чинились отъ техъ случаевъ и местъ великое нестроение и разрушение, и ратнымъ людемъ отъ неприятелей великое умаление и неприятелемъ радование; а междо ихъ Государскими людьми богопротивное дело, нелюбовь и великия продолжительныя вражды.

И того ради при Державе и деда его Государева, блаженные памяти Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всеа Великия России Самодержца, по его Государскому изволению во многихъ розрядехъ для лучшаго устроения и согласия Бояре и Окольничие, и Думные, и иныхъ чиновъ ратные люди, были безъ местъ; такожъ и при Державежъ отца его Государева, блаженные памяти Великаго Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, въ его Государскихъ въ Литовскихъ и въ Немецкихъ походехъ, въ розрядехъ и въ пол(3)кехъ, и у всякихъ делъ все чины были безъ местъ же: и тогда при помощи Божии славно надъ неприятели победы учинились; только хотя и было то безместие, а совершенно те случаи и месты были не искоренены.

А отъ того вышепомянутаго 190 году, Генваря 12 числа, указалъ блаженные памяти Великий Государь, Царь и Великий Князь Феодор Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержецъ, Бояромъ и Окольничимъ и Думнымъ и всякихъ чиновъ людемъ, на Москве въ Приказехъ у расправныхъ, и въ полкехъ у ратныхъ и у посольскихъ, и везде у всякихъ делъ быть всемъ межъ себя безъ местъ, и впредъ никому ни съ кемъ никакими случаи и местничествы не щитаться, и никому ни на кого мимошедшими находки не возноситься; также и въ потеркахъ никого не укорять и не попрекать, и въ укоризну пренихъ, где кто былъ и въ нижнехъ чинехъ за скудостью, не ставить; также буде и впредь кто отъ скудости, или какимъ ни есть случаемъ объявится где въ нижнихъ какихъ чинехъ, и того тому въ укоризну не ставить же, и темъ никому никово не безчестить.

И для совершеннаго техъ случаевъ и местъ искоренения и вечнаго забвения те все прошедшия о случаехъ и о местехъ записки указалъ онъ Великий Государь предать огню. А впредъ имъ и будущимъ ихъ родомъ на память указалъ онъ Великий Государь быти в розряде родословной книге родомъ ихъ, и тое родословную книгу пополнить, и (4) которых именъ въ той книге въ родехъ ихъ не написано, и техъ имяна въ родословную книгу написать вновь къ сродникомъ ихъ, и для того взять у нихъ росписи за руками….Родословная книга» http://www.familytree.ru/ru/lib/barhat/ 

Слайд № 14-16

В церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор, один из важных в русской истории. На этом соборе (как на Стоглавом и других) от имени царя делались предложения или вопросы, на которые следовали соборные приговоры. Возникла потребность основания новых епархий, особенно в виду того, что везде умножались "церковные противники". Правительство предлагало завести у митрополитов подначальных им епископов, но собор нашел такой порядок неуместным, опасаясь, что от этого между архиереями будут происходить распри о сравнительной их "высости". Собор предпочел другую меру: учредить в некоторых городах особые независимые епархии. Таким образом были основаны архиепископства в Севске, в Холмогорах, в Устюге, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию; назначены были епископы: в Галиче, Арзамасе, Уфе, Танбове (Тамбове), Воронеже, Волхове и в Курске. На содержание новых архиерейств отводились разные монастыри с их вотчинными крестьянами и со всеми угодьями. Со стороны царя было сделано указание на отдаленные страны Сибири, где пространства так велики, что от епархиального города надобно ехать целый год и даже полтора, и эти страны легко делаются убежищем противников церкви; но собор не решился там учреждать епархий "малолюдства ради христианского народа", а ограничился постановлением посылать туда архимандритов и священников для научения в вере.

На этом же церковном соборе было обращено внимание на давние бесчинства, против которых напрасно вооружались прежние соборы: запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры. Замечено было, что черницы во множестве по домам сидели, по перекресткам и просили милостыню; большая часть их даже никогда не жила в монастырях, их постригали в домах, и они оставались в миру, нося черное платье. Таких черниц велено было собрать и устроить для них монастыри из некоторых, бывших прежде мужескими. Монахиням запрещалось самим управлять монастырскими вотчинами, а это дело поручалось назначенным от правительства старикам, дворянам. Запрещалось в домовых церквах держать вдов и священников, потому что, как замечено было, они вели себя бесчинно. Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось повсюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с криками просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, "со всяким довольством", а ленивых и здоровых принудить к работе. Дозволено было посвящать священников в православные приходы, находившиеся во владениях Польши и Швеции, но только с тем, если последует об этом просьба от прихожан с надлежащими документами и с грамотами от своего правительства. Это правило было важно в том отношении, что подавало повод русской церкви вмешиваться в духовные дела соседей  Костомаров Н. И. Господство дома Св. Владимира \ Господство дома Романовых

Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Выпуск пятый: XVII столетие. Глава 12.  ЦАРЬ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ   http://www.apologetika.com/modules/Static_Docs/data/book_175/ID_44_48_39.htm

Слайд № 22

В 1878 году И.Е. Репин был среди гостей известного богача и мецената Саввы Морозова в его подмосковном имении Абрамцево. Здесь кто-то из присутствовавших прочитал письмо запорожцев, написанное в ответ на ультиматум турецкого владыки. Это письмо является наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи. В Государственной Публичной Библиотеке Санкт-Петербурга хранится подлинный текст предложения турецкого султана Магомета IV, царствовавшего в конце 17 столетия, запорожцам и атаману Сирко, а также ответ запорожцев султану.   http://www.russian-club.net/article_1354.html

В 1675 году турецкий султан Мухамед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума и, величая себя «братом солнца и луны, наместником божиим, владетелем всех царств, царем над царями, непобедимым рыцарем, надеждой мусульман, защитником христиан», предлагал казакам покориться и перейти в турецкое подданство. На это предложение запорожцы ответили ему по-своему — без дипломатических околичностей, убедительно и колоритно, не стесняясь в выборе выражений.

«Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой», — ответили султану запорожцы, присовокупив к своему ответу изощренные оскорбительные прозвища, пародирующие высокопарный титул султана.   http://www.sttp.ru/master36.html

 ПРЕДЛОЖЕHИЕ МАГОМЕТА IV-го

«Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан - повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться". Султан турецкий Мухаммед IV.

Илья Ефимович Репин - художник-реалист, портретист, жанрист, писатель
(1844, 24 июля, Чугуев, Харьковская губерния - 29 сентября, 1930, "Пенаты", поселок Куоккала, Карельский перешеек)

  "Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело". (Репин И.Е.) http://peredvizhniki.ru/repin.html,

http://www.russianculture.ru/formp.asp?ID=60&full

Слайд № 23

История современной России начинается в XIV в., когда да северо-восточной периферии древнерусской общности начало усиливаться небольшое Московское княжество. К концу царствования Ивана III (1462 - 1505 гг.) был почти завершен процесс объединения северных и восточных русских земель (лишь Псковская земля была присоединена в 1510 и Рязанская - в 1521 г., уже при его преемнике), но бассейны Днепра, Западной Двины и, частично, верхней Оки оставались в руках Великого княжества Литовского. К Московскому княжеству отошли огромные просторы Севера от Финляндии до Оби. Московия вышла за границы национального ареала - в состав государства вошли многие финно-угорские народы, населяющие тайгу и север Поволжья. Одновременно начался процесс отвоевания у Литвы западных русских земель - в 1494 г. были возвращены Вязьма и большая часть верховьев Оки с Белевым, в 1503 - весь бассейн Десны и верховьев Западной Двины. Московия стала крупнейшим европейским государством. Если в 1460-х гг. площадь государства составляла 430 тыс км2, то к 1530-м гг. она уже равнялась 2800 тыс км2. Население за этот же период выросло с 5 до 8 млн человек.

В XVI в. рост территории продолжался. В 1514 г. был отвоеван Смоленск, в 50- е гг. в результате восточных походов Ивана IV в состав Российского царства входят все Поволжье, бассейн Дона и Восточное Предкавказье до Терека. В 80-х гг. начинается завоевание Сибири, уже к 1604 г. основаны Тюмень, Тобольск, Мангазея, Томск. Приобретения в северной Прибалтике времен Ливонской войны к концу царствования Ивана IV были утрачены. К концу XVI в. территория страны достигает 5,5 млн км2.

XVII в. начался для России неудачно - сначала трехлетний голод, затем “смутное время”, то есть гражданские войны и польская интервенция, привели к временной потере ряда западных и северо-западных территорий (Смоленские и Черниговские земли отошли к Польше, Прибалтийские и Приладожские - к Швеции), временно затормозился процесс освоения Сибири. Однако основную стратегическую проблему времени - восстановление границ с Речью Посполитой - удалось решить уже к концу 30-х гг. Уже к 50-м годам здесь достигнут перелом - к России отошла левобережная Украина, а в 60-х гг. - и область Запорожья. Происходившее в этот период в Сибири расширение территории государства является едва ли не самым мощным в мировой истории. В 1612 - 1615 гг. русские начинают проникновение в бассейн Енисея, а уже зимой 1639-1640 гг. в устье реки Ульи на Охотском море (район Охотска) И.Ю.Москвитин строит первый русский тихоокеанский флот. Попытки закрепиться в земле чукчей оказываются неудачными - все три войны с чукчами проиграны Россией - и Чукотка остается за границами государства. К концу века вне границ России остаются в Сибири, помимо земли чукчей, Алтай, бассейн Амура, Сахалин и Камчатка. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra11d.htm

Слайд № 24-25

БАХЧИСАРАЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1681 - был подписан 13 января Россией, с одной стороны, Оттоманской Портой и крымским ханом - с другой.

Война с Турцией и её вассалом крымским ханом началась в 1672 нападением турок и татар на Польшу, а затем распространилась на южные окраины Московского государства - смежные и спорные с Польшей области Украины. Сложные взаимоотношения, царившие среди гетманской верхушки на Украине, переход некоторых гетманов на сторону турок способствовали распространению войны и возможности закрепления турок в Западной Украине. Польша вышла из войны и заключила Журавненский мирный договор 1676г.  с Портой. Мир был подписан без ведома московского правительства, которое лишь окольными путями узнало об этом, тогда как в договорах между Польшей и Россией говорилось: "друг без друга не мириться с султаном и ханом". Оставшись одна лицом к лицу с турками и татарами, Москва начала искать путей к миру, опасаясь появления турок под Киевом. В Константинополь был отправлен посол Даудов с грамотой, в которой царь Фёдор предлагал султану восстановить дружественные отношения. В Константинополе также хотели мира. Но тут опять на сцену выступила Польша. Узнав о намерениях Москвы заключить мир с Турцией, польский король Ян Собеский в "дружеской" беседе с русским резидентом в Польше Тяпкиным убеждал его в готовности Речи Посполитой помогать России в войне с Турцией и не советовал мириться. Тяпкин передал в Москву свой разговор с королём и добавил от себя, что полякам верить опасно. Затем в Москву прибыли польские послы, которые заявили, что король готов разорвать мир с Турцией, если Москва обяжется соединить свои войска с польскими войсками и будет давать ежегодно польскому королю 200 тыс. руб. на военные издержки. В Москве заколебались. Турция продолжала настаивать на уступке ей западной части Украины, предприняв в 1677-78 два опустошительных набега на Правобережную Украину. Тогда Москва обратилась за советом к гетману Самойловичу, который вёл непосредственную борьбу с турками и татарами. К нему в Батурин был послан дьяк Украинцев, которому Самойлович рекомендовал не верить польскому королю. Это положило конец колебаниям в Москве. В конце 1679 в Крым для ведения мирных переговоров были отправлены посол Сухотин и дьяк Михайлов, а позже им на смену - Тяпкин, дьяк Зотов и украинский писарь Ракович. Хан, которому султан поручил вести мирные переговоры, вначале оказал торжественный приём русским послам. В ходе переговоров, однако, был момент, когда несговорчивых русских послов посадили под замок; но "упрямые" послы не дали себя запугать.

 Условия договора были следующие: 1) перемирие заключается на 20 лет, границей между Турцией и Россией служит р. Днепр; 2) между реками Бугом и Днепром ни татары, ни турки, ни русские не строят никаких городов, оставляя эти земли "в пустоте"; 3) татары получают право кочевать и охотиться по обе стороны Днепра, казаки и другие русские промышленные люди могут свободно ловить рыбу в Днепре и его притоках, брать соль, охотиться и вольно плавать до Чёрного моря; 4) Киев, города Васильков, Триполье, Стайки и местечки Дедовщина и Радомышль остаются за Россией. Тем самым Турция признала воссоединение Левобережной Украины и Киева с Русским государством, что придавало Б. м. д. серьёзное международное значение. Дипломатический словарь http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/182/БАХЧИСАРАЙСКИЙ



Предварительный просмотр:

Дополнительный материал к презентации «Федор Алексеевич
(1676-1682)» ч2.
 Личная жизнь царя

Слайд №2

Парсуна, написанная на втором столпе Архангельского собора, слева от гробницы юного государя, воспроизведена царским живописцем Богданом Салтановым в станковой работе маслом. Текст в клеймах вокруг портрета, конечно, неразборчив, но вот его основные положения. 

Юный государь был «одарен постоянством царским», благочестием, «долготерпением и милосердием давным», воистину «сей бе престол мудрости, совета сокровище, царских и гражданских устоев охранение и укрепление, прением решение, царству Российскому утверждение». Он стремился к умножению благополучия народа — «и во всем его царском житии не обреташеся таковое время, в нем же бы ему всему православию памяти достойного и церкви любезного дела не соделати!». Приводится по изданию: А.П.Богданов. Царь Федор Алексеевич. М.:Изд-во Университета Российской Академии Образования. 1998. http://www.sedmitza.ru/text/443619.html

 Слайд №3

В 1660 г. Симеон Полоцкий вместе с 12-ю "отроками" в свите архимандрита Полоцкого Борисоглебского монастыря Игнатия Иевлевича прибыл в Москву. В 1661 г. окончательно переезжает в Москву (после взятия Полоцка русскими войсками). В Москве активно поддерживал царя Алексея Михайловича в его борьбе с Никоном и идеологами старообрядчества. Принимал участие в церковных соборах. Царем Алексеем Михайловичем был назначен во 2-й пол. 1667 г. наставником наследника престола царевича Алексея Алексеевича, затем царевича Федора, учил он и Петра, которому к кончине Полоцкого было 8 лет. http://old.nlb.by/html/news2005/07_09_2005/index.html

 Слайд №4-5

Феодор был воспитанник западнорусского монаха Симеона Полоцкого, и в этом воспитании необходимо преобладал элемент церковный; польское влияние было тут; Феодор владел польским языком. Лазарь Баранович, посвящая в 1672 году книги свои "Жития св. отец" царевичу Феодору, а "Духовные струны" царевичу Иоанну, пишет царю: "Издах же (эти книги) языком польским, яко писах в то время, егда поляки от имени твоего царского к скипетру коруны польские молити помышляху да крепчайше союз мирного соединения укрепят. Издах языком ляцким: известен бо есмь, яко царевич Феодор Алексеевич не точию нашим природным, но и ляцким языком чтет книги. Благоверному же государю царевичу Иоанну Алексеевичу книгу "Духовныя струны" приписах, издах же языком ляцким, вем бо, яко и вашего пресветлого величества сигклит сего языка не гнушается, почтут книги и истории ляцкие в сладость". Говорили, что Феодор знал и по-латыни, хотя не так хорошо, как покойный брат его царевич Алексей Алексеевич; благодаря Полоцкому Феодор выучился складывать вирши; говорили, что в Псалтыри, переложенной Полоцким на вирши, перевод псалмов 132 и 145 принадлежал Феодору. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 13, Глава 2.ГЛАВА ВТОРАЯ ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv13p2.htm

Слайд №7-9

Среди разнообразных занятий Симеона Полоцкого на первом месте стоит литературная деятельность. В иерархии культурных ценностей он на первое место ставил Слово, поэта считал, вслед за теоретиками барокко, "вторым Богом", - ибо с помощью поэзии поэт творит новую реальность.

    Симеон Полоцкий стал первым придворным поэтом, а позднее и первым придворным проповедником. Из своих проповедей он составил два сборника: "Обед душевный" (напечатан в Верхней типографии в 1681 г.) и "Вечеря душевная" (издан там же в 1683 г.).

    Симеон Полоцкий основал в Москве нечто вроде писательского цеха, создал новый тип писателя-профессионала. Считал, что писатель-профессионал, это и педагог, и библиофил, ибо в занятиях литературой главное не талант, а знания, которые можно подчерпнуть из книг. Библиотека Симеона Полоцкого состояла из 600 томов.

    Одним из выдающихся трудов Симеона Полоцкого считается его стихотворный перевод Псалтыри (Псалтир царя и пророка Давида, художеством рифмотворным равномерно слога, и согласоноконечно, по различным стихом родом преложенная. М.: тип. Верхняя, 1680).

    Псалтырь - это своеобразная "книга песен", вдохновенная лирика, в которой читатели всех христианских стран находили отражение самых разнообразных чувств и настроений. Мысль перевести стихами Псалтырь возникла у поэта в связи с работой над книгой "Вертоград многоцветный". Когда Полоцкий решил переработать "Вертоград", расположив стихотворения в алфавитном порядке, и дошел до буквы "пси" (с которой начинаются слова "Псалтырь" и "псалом"), он решил переложить стихами несколько покаянных псалмов. И решил перевести всю Псалтырь, желая дать текст псалмов, изложенный стихами, достаточно понятными, пригодными также и для пения.

    Художественное оформление "Псалтыри рифмотворной", его техника и исполнение явились связующим звеном между старой русской культурой и новым ее этапом. Текст на страницах книги обрамлен наборной орнаментальной рамкой, в начале книги помещен фронтиспис с изображением автора псалмов царя Давида (рисунок Симона Ушакова, гравировка Афанасия Трухменского).

    "Псалтырь рифмотворная" была первым стихотворным произведением, напечатанным отдельным изданием в России, кроме того, это одно из лучших и популярных изданий этого периода, первое издание, осуществленное Верхней типографией царя Федора Алексеевича и Симеона Полоцкого. http://old.nlb.by/html/news2005/07_09_2005/index.html

Слайд №10

Аполлинарий, младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, родился в семье священника 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Мальчик рано лишился родителей и заботу о нем взял на себя старший брат, забравший его в Петербург, где Виктор учился в Академии художеств. Аполлинарий тоже собирался поступить в академию, серьезно готовился к экзаменам, но увлекся идеями народников и решил посвятить жизнь просвещению народа. В 1875 году он сдал экзамен на звание народного учителя и уехал учительствовать в село Быстрица, что в Орловской губернии.

В 1878 году разочаровавшийся в народничестве А. Васнецов уезжает к брату в Москву. Первопрестольная произвела на юношу громадное впечатление, впоследствии он вспоминал, что «был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было «кружение около Кремля»; я любовался его башнями, стенами и соборами». Юношеский интерес перерос в серьезное увлечение и кропотливое изучение истории Москвы.

Но главным увлечением Аполлинария стала живопись. Художественного образования он не имел, но много и старательно учился под руководством брата. Живя в Москве, стал сотрудничать с газетами и журналами, выполняя для них иллюстрации. Летом, живя на даче у брата в селе Ахтырка, много писал с натуры. Освоил пейзажную живопись, особенно хорошо у него стали получаться облака, писать которые он всегда любил. Интерес к небу, особенно к звездному, был у Аполлинария с детства. Недаром он впоследствии стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии, написал об этой интересной науке несколько книг и статей.

Уже в 1883 году А. Васнецов выставляет свои пейзажи на выставке Товарищества передвижников. Причем, одну из его картин приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, а это уже свидетельство того, что художник состоялся как пейзажист. На последующих выставках появляются новые интересные работы художника, написанные после поездок по России. Особенно его привлекают Сибирь и Урал, суровую красоту которых он отразил в цикле картин, получивших широкую известность.

Пришло и международное признание, на Всемирной выставке в Париже картина А. Васнецова «Элегия» была удостоенная большой серебряной медали. Академия художеств присвоила ему звание академика. К началу ХХ века его картины пользуются все возрастающим спросом, их охотно покупают, более десяти полотен приобретает для своей галереи Третьяков.

Чтобы быть ближе к природе, Аполлинарий Михайлович каждое лето выезжает на этюды, подолгу живет на даче у брата или в имении В.И. Танеева под Клином. До старости много путешествует по стране и за рубежом, временами забираясь в такие глухие уголки, где до него не бывал ни один художник. Поэтому его пейзажи так реалистичны и достоверны.

В 1901 году в судьбе А. Васнецова произошло знаменательное событие, он стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, возглавив пейзажный класс. В училище он проработал семнадцать лет, воспитав плеяду прекрасных пейзажистов. Его учениками были В. Мешков, С. Герасимов, Б. Яковлев, В. Крайнев, прославившиеся как пейзажисты уже в советское время. Он не только обучал молодых пейзажистов, но и занимался теорией живописи. Его книга «Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)» и сегодня читается с интересом, настолько её полемичность перекликается с современными процессами в развитии искусства.

В девяностые годы XIX века Аполлинарий Васнецов начинает работать над художественным отображением истории Москвы. Его первые исторические пейзажи связаны с иллюстрированием «Песни о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова. Затем следуют новые картины и рисунки, появлению каждого из которых предшествует громадная работа по изучению старинных документов, книг, чертежей и карт, «копание» в архивах, участие в археологических раскопках. «Он постепенно возгорелся настоящей страстью к Москве и весь отдался ее воспеванию - как в современном ее обличье, так и в том представлении, которое у него образовалось на основании преданий и всяких документов о прошлом. Воссоздание Москвы великих князей и царей стало его задачей, и он весь ушел в нее, превратившись в какого-то художественного археолога. Тут ему стало совершенно не до техники, не до вопросов, волновавших в те времена «настоящих живописцев». Картины у него выходили несколько грубоватые, но в них возродился подлинный дух московский; они убеждали, они служили каким-то средством для совершения путешествия в глубь прошлого», - писал впоследствии о своем друге художник Александра Бенуа.

По большому счету, именно А. Васнецов создал новый жанр в русской живописи - исторический пейзаж. Его работоспособность и стремление следовать исторической правде были поразительны. Чтобы лучше понять и отразить в очередных картинах перспективу московских предместий, он даже поднимался на воздушном шаре.

Его исторические полотна вызывали громадный интерес, и не только у соотечественников. В 1913 году на Международной выставке в Мюнхене золотой медали была удостоена картина Аполлинария Васнецова «Московский застенок. Конец XVI века».

Сегодня редкий учебник по истории России обходится без репродукций его работ. Именно по его картинам «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Улица в Китай-городе» и многим другим мы и представляем себе древнюю столицу России. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16915/ 

Слайд №11

Татищев Василии Никитич (1686-1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. на службе в Азовском драгунском полку. Участвовал в Нарвской баталии, Полтавской битве, Прутском походе. С 1712 г. учеба за границей. С 1720 г. на административной службе (ведал металлургической промышленностью на востоке России). В 1724-1726 гг. Изучал в Швеции экономику и финансы. Затем возглавлял Монетную контору, был начальником Оренбургской и Калмыцкой комиссий. С 1741 г. Астраханский губернатор. В 1745 г. отстранен от должности и сослан в имение Болдино Московской губернии. Именно в этот период он создает свою "Историю Российскую", рассмотренную им до 1577 г. Подготовительные материалы к новым частям книги охватывали период XVII в., вплоть до воцарения Петра I. Кроме этой фундаментальной работы он составил первый в России энциклопедический словарь ("Российский исторический, географический и политический лексикон"), открыл для науки такие исторические источники как "Русская правда", "Судебник 1550 г.", "Книгу Большого Чертежа" и др. В течение многих лет он собирал летописные материалы, составившие основу его личного архива. Многое Татищев сделал для развития экономических, правовых и философских исследований. Одним из первых обратился к вспомогательным историческим дисциплинам - хронологии, генеалогии, геральдике и др. Создал также труды по географии Сибири. Первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Труды Татищева по истории не всеми принимались однозначно. Ряд историков (например, Н. М. Карамзин) осуждали его за недостаточно критическое отношение к историческим источникам. Однако, по мнению С. М. Соловьева, заслуга Татищева перед исторической наукой состоит в том, что он первым начал исторические исследования в России на научной основе. http://www.hrono.ru/biograf/tatishev.html

История Российская http://www.bibliotekar.ru/rusTatishcev/index.htm   ЧАСТЬ ПЯТАЯ    ДЕЛА, ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАСАЮЩИЕСЯ http://www.litru.ru/?book=35327&description=1

Слайд №12

Долгорукий Владимир Дмитриевич (?-1701), князь, стольник (с 1663), затем окольничий (с 1674), затем боярин (с 1676) и воевода, сын боярина кн. Д. А. Долгорукого от 1-го брака (с Милославской, сестрой 1-й жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны). Родство с государем объясняет его сравнительно быстрое продвижение по служебной лестнице при дворе. В 1674 назначен 2-м воеводой в большой полк его дяди - знаменитого воеводы и боярина кн. Ю. А. Долгорукова. В 1678 упоминается разрядами на воеводстве в Пскове. В 1679 назначен воеводой в Казанском разряде и затем участвовал в походе на турок. В 1680 возведён в почётное звание наместника Холмогорского. В 1681 назначен начальником Разбойного приказа. В 1682 упоминается источниками в мероприятиях по отмене местничества и в том же году был отправлен в Серпухов полковым воеводой. В 1683 командовал полками в Троицком походе, а затем - в обоих Крымских походах (1687 и 1689). 27 авг. 1689  упоминается в свите правительницы Софьи Алексеевны, направлявшейся в Троице-Сергиев монастырь для примирения с братом Петром, укрывавшимся в обители. Эта затея Софьи закончилась провалом, т. к. Пётр, угрожая расправой, приказал ей вернуться в Москву с полдороги. Уже в середине сентября Долгорукий подписывал следственные документы по делу о стрелецком бунте. Активно участвуя в создании флота, Долгорукий за свой счёт построил несколько 40-пушечных кораблей. Считался одним из лучших знатоков лошадей в Московском государстве и внёс большой вклад в развитие русского коневодства. Умер 12 июля 1701, оставив от брака с Е. Ляпуновой 6 сыновей: Юрия, Василия, Михаила, Сергея, Ивана и Владимира, а также дочь. Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004. http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dolgoruki_vd.html

слайд№12-13

В 1511 году царь Фёдор Иоаннович издал указ об учреждении Конюшенного приказа и конюшенной казны, а также назначил на должность конюшего – невероятно почетную – Бориса Годунова, брата своей супруги. Таким образом, в ведении будущего правителя оказались все придворные конюшни, а также государственные заводы по разведению лошадей.

   Когда же началось Смутное время, должность конюшего было решено упразднить, хотя Конюшенный приказ в начале XVII столетия продолжал существовать, и главным здесь теперь являлся ясельничий, которому было по штату положено множество помощников (не менее 500 человек): помимо дьяка и казначея, столбовые приказчики и конюхи, причем последние могли быть стремянные, задворные, стряпчие, стадные.

В то время конные заводы именовались «кобыличьи конюшни», и на Руси насчитывалось таковых около 16. Разводилось всего две породы, одна из которых называлась «русская», а вторая – «аргамачья». В одном из писем своему сыну Алексею Пётр I писал, что при царе Алексее Михайловиче, то есть в период с 1629 по 1676 год, при дворе в конюшнях содержалось не менее 50 000 лошадей, 40 000 из которых предназначались для воинов и царской свиты, 3 000 являлись запасными, царь и его семья ограничивались двумя сотнями лошадей для своих нужд, а оставшиеся 100 скакунов принадлежали боярам.   http://bookz.ru/authors/aleksei-gerasimov/lo6adi_211/page-2-lo6adi_211.html

Слайд №18

КОРЗУХИН Алексей ИвановичРусский художник, мастер живописи, типичный представитель искусства "передвижников".

Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 (23) марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Уехав в 1857 в Петербург, учился в 1858-1863 в Академии художеств; в 1860 был освобожден от обязательной горной службы. Участник "бунта четырнадцати" (1863), был членом-учредителем "Артели художников" (1864) и "Товарищества передвижников" (1870), однако в силу организационных и идейных разногласий (Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом) участия в выставках товарищества не принимал. Жил в основном в Петербурге.

В 1860-е годы сложилась его "классически-передвижническая" живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: "Поминки на деревенском кладбище" (1865), "Птичьи враги" (1887), "У краюшки хлеба" (1890; все работы - в Русском музее); наиболее известны последние две картины - с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей. Большими удачами мастера явились также полотна "Перед исповедью" (1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й - в Третьяковской галерее) и "В монастырской гостинице" (1879-1882, Третьяковская галерея), на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел "Монастырской гостиницы" народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.

Став свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал после этого тяжелое нервное потрясение. С той поры много болел, хотя и продолжал активно работать (исполнив, в частности, "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге, 1891).

Умер Корзухин в Петербурге 18 (30) октября 1894. http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=43

Слайд №17 и 21

Константин Егорович Маковский (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный российский художник, присоединившийся к «Передвижникам». Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Он часто рассматривается как представитель салонного искусства.

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками (см. Маковский). Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон». http://www.rudata.ru/wiki/К.Маковский, http://makovskie-art.ru/page1.html

Слайд № 23

Федор Алексеевич – русский царь. Хромолитография, выполненная с парсуны второй половины 1670-х гг. 1840-е гг.В «Древностях Российского государства», изданных в середине XIX столетия, помещен прижизненный портрет государя Федора Алексеевича и дано подробное описание его внешности.

На изображении виден возмужалый царь, с длинными прямыми усами и небольшой густой бородой, полный жизни и силы, тогда как, по свидетельству современников Федора, «от самой юности он был слаб и расстроен здоровьем», что даже Мальгин в «Зерцале российских государей» отличает сего царя названием Чахлого, или Чахотного. Окладом лица Федор не похож на другое изображение, здесь приложенное; костюмами своими они также разнятся между собой. На нем кафтан с дорогами и поясом, усеянный драгоценными камнями; на подоле с левой стороны у кафтана прорамка, или шнитц. Утварь сия, как видно, богатейшая из хранившихся на Казенном дворе. Голова царя украшена двойной короной с крестом наверху; на пальцах одной руки два, а на второй три перстня, какие надевали государи в больших выходах.

Во внешнем его облике выражается царское величие и сановитость. Левой рукой он опирается на стол, покрытый тканью красного цвета, а в правой держит четырехконечный крест, с каким изображаются византийские императоры в знак верности своей Иисусу Христу.

…К наряду царя принадлежат красные остроносые сапоги, вероятно, из хуза, или сафьяна; подобные видны на князьях, на миниатюрной картине Святославова «Изборника».

http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=16238&cat_ob_no=12755  (иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18097/)

Слайд № 25

Архангельский собор в последней четверти XVII века оставался объектом пристального внимания царственных особ. Федор Алексеевич в 1680 году указал написать иконы для главного иконостаса в память «по отце своем царе Алексее Михайловиче, а в 1681 году он вложил серебряные водосвятную чашу и кадило. Значительные вклады в храм-усыпальницу связаны с вдовами рано умерших царей Федора и Ивана. Царица Марфа Матвеевна делала наиболее богатые пожертвования. Среди них были драгоценные Евангелия, серебряные кутейные блюда и подсвечники. Царица Прасковья Федоровна в 1696 году вложила в собор ряд предметов, изготовленных из «дворцового серебра», - кутейное блюдо, подсвечник и лампаду http://www.kreml.ru/ru/main/exhibition/Archive/2002/?ID=26

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Начало правления династии Романовых"

Начало правления династии Романовых. Красочная презентация рассказывающая о событияхпосле Смуты. 26 слайдов....

Урок по теме "Воцарение династии Романовых"

Урок по теме "Воцарение династии Романовых" с использованием видеофильма "История государства Российского"...

Сводная таблицы по истории России: династия Романовых

в таблицу сведены данные по правлению царей из династии Романовых, могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ...

Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых

Районная интеллектуальная историческая  игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых включает в себя задания заочного и очного этапов по заявленной тем...

Олимпиада по истории по теме "Династия Романовых"

Олимпиада состоит из разноуровневых заданий, с привлечением наглядности....

Начало династии Романовых

Презентация раскрывает царствование первого представителя династии Романовых - Михаила Фёдоровича Романова, его внутреннююю и внешнюю политику...