Организация работы по подготовке учащихся к дистанционным олимпиадам и конкурсам как способ развития их способностей
статья по информатике и икт на тему

В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Александрова Елена Алексеевна

учитель информатики

ГБОУ гимназия г. Сызрани

Анотация: В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике.

Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Актуализация проблемы этой работы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, развертывается федеральная программа «Одаренные дети», идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.

Многие образовательные учреждения нашей страны (в том числе и наше образовательное учреждение ГБОУ гимназия г. Сызрани) уже работают по федеральному государственному образовательному стандарту. В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. 

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе способности в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

 Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Именно поэтому необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.

Станет ли ребёнок с признаками одарённости талантливой личностью? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого. Как и многие учителя, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Следует помнить, что любая победа в олимпиаде – это не случайность, а показатель  способностей ребёнка, а так же результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с одаренными учащимися по подготовке к олимпиадам.  

Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов:

  1. выявление одаренных детей; 
  2. определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;
  3. построение индивидуальной траектории развития способностей ученика;
  4. создание условий на уроках для развития одаренности;
  5. привлечение учащихся к посещению внеурочных занятий по информатике с определенной направленностью;
  6. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, предметные недели).

Наши учащиеся из года в год принимают участие в самых разнообразных и очень интересных всероссийских дистанционных мероприятиях для школьников, которые предоставляют им уникальную возможность проявить себя в самых различных областях знаний, умений и навыков. Принимая участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах, они получают шанс заявить о себе, как о талантливой, образованной и всесторонне развитой личности. Задача таких мероприятий - пробудить интерес к предмету, к познанию, к творчеству, а девиз – каждый может стать успешным.

В настоящее время широкое распространение получили дистанционные олимпиады и конкурсы, позволяющие  вовлечь в познавательную деятельность большое количество учащихся. В моей практике в последнее время важнейшей формой работы с одаренными учащимися стала организация участия ребят во всевозможных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах. Эта форма работы дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Это работа привлекает широкую аудиторию школьников, оказывает многим помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.

Зачем участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах?

На мой взгляд, это отличная возможность привнести все достоинства дистанционного образования в свою жизнь. Возможность самостоятельного обучения, привлечение всех возможных источников для поиска истины, проявление своего творческого начала, осознание себя частью огромного сообщества и просто масса положительных эмоций.

Участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня обеспечивает формирование аналитического, критического, творческого и нестандартного мышления учащихся, развитие познавательных компетенций школьников, способствуют выявлению и развитию интеллектуальной и творческой одарённости детей,  становлению и развитию образовательных потребностей личности,  подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Все это однозначно решает поставленный вопрос в пользу дистанционных мероприятий. Ничего кроме пользы и удовольствия! 

Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в гимназии свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

Но ещё нужно много работать, чтобы научить одаренных детей использовать и развивать свой интеллектуальный потенциал, творческий подход и увлеченность для раскрытия своих возможностей на благо себе и общества.

Существует много разнообразных конкурсов и олимпиад по информатике, но мои ученики принимают участие в 6 проектах.

Результаты участия в дистанционные олимпиадах и конкурсах приведены в таблице и на диаграммах:


I Всероссийский конкурс «Увлек@тельная информ@тика»

Центр дополнительного образования Снейл 28.09.2013

Ускова Татьяна

2 место

Дистанционная олимпиада по информатике 5-11 классы

Международный проект Видеоуроки. нет  23.01.2014

Александрова Анастасия

1 место

Уснунц Лиана

1 место

Тимшина Александра

1 место

Оленькова Елена

1 место

Ускова Татьяна

1 место

Бурмистров Григорий

1 место

Дюкарева Дарья

1 место

Еремеева Анастасия

1 место

Соловова Влада

1 место

Маклакова Анна

1 место

Ивонина Анастасия

2 место

Суркова Александра

2 место

Семирханов Наиль

2 место

Сидоренко Оксана

2 место

Тимшина Ольга

2 место

Хабибуллина Виктория

3 место

III Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике

Центр развития мышления и интеллекта (вот задачка) 25.12.2013

Александрова Анастасия

1 место

Тимшина Ольга

1 место

Пожовина Анна

2 место

Клименко Лолита

2 место

Будникова Анастасия

2 место

Бурмистров Григорий

2 место

Сарайкина Алёна

3 место

Ярова Анастасия

3 место

Тимофеев Николай

3 место

Кузнецов Даниил

3 место

Ольховская Александра

3 место

Ускова Татьяна

3 место

Сайфетдинов Марсель

3 место

V Всероссийская олимпиада по Офисным технологиям

Центр дополнительного образования Снейл 15.01.2014

Александрова Анастасия

2 место

Российские открытые заочные конкурсы-олимпиады  2013/2014 учебный год  

Номинация «алгоритм» для учащихся 5-7 классов

Национальная образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал России»

Ман «интеллект будущего»

Ускова Татьяна

2 место

Всероссийский дистанционный конкурс по информатике  проекта  «Инфоурок» 19.02.2014

Ускова Татьяна

1 место

Дистанционная олимпиада по информатике 1-11 классы

Международный проект Видеоуроки. нет  21.03.2014

Александрова Анастасия

1 место

Тимшина Александра

1 место

Бурмистров Григорий

1 место

Еремеева Анастасия

1 место

Маклакова Анна

1 место

Ивонина Анастасия

2 место

Тимшина Ольга

2 место

Гордеева Екатерина

2 место

Ускова Татьяна

3 место

Международная  игра конкурс по информатике Инфознайка

Общественная организация «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования» (ОО ЧРО АИО) 30.01.2014

Бурмистров Григорий Григорьевич

Победитель

 Оленькова Елена Игоревна

Победитель

Соловова Влада Алексеевна

Победитель

Тимофеев Николай Антонович

Победитель

Тимшина Ольга Александровна

Победитель

Тимшина Александра Александровна

Победитель

Ускова  Татьяна Владимировна

Победитель

Всего участников

Систематически участвуют

Победителей и призёров

Победили несколько раз

109

15

51

11

Центр дополнитель-ного образования Снейл

Центр развития мышления и интеллекта (вот задачка)

Проект Видеоуроки. Нет

Ман «интеллект будущего»

Инфознайка

Проект «Инфоурок»

29 учеников

21 учеников

26 учеников

3 учеников

27 учеников

1 ученик

Александрова Елена Алексеевна

446026 ул. Московская д.4 кв.68 г. Сызрань Самарская обл. Россия

8(917)164-76-82

glazyn76@mail.ru

7.